Решение №5382-04 Решение по делу № 12223/04-2015 от 21 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                          ДЕЛО № 12223/04-2015

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 10.08.2015

В полном объеме решение изготовлено 21.08.2015

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

  • зам. руководителя управления - начальник отдела И.И. Спиридонов.

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

  • помощник руководителя А.В. Федорова,

 

рассмотрев дело № 12223/04-2015 по признакам нарушения Правительством Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, пл. Ленина, 1) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 26.05.2015 № 114 возбуждено  дело  по признакам нарушения Правительством Ульяновской области части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии противоречащего антимонопольному законодательству постановления от 03.09.2014 № 392-П «О порядке привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области» (выявлено противоречие антимонопольному законодательству критериев, установленных в приложении к настоящему Порядку, в соответствии с которыми осуществляется оценка и сопоставление заявок (п. п. 3, 9 Приложения к Порядку), а также отсутствие норм, устанавливающих срок для заключения договора подряда с победителем отбора подрядных организаций либо с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если отбор признан несостоявшимся, понятия и (или) перечня организаций социальной сферы, предусмотренных в п. 1 Приложения к Порядку), что может повлечь ограничение конкуренции.

Определением от 25.05.2015 к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечен Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Определением от 08.09.2015 по ходатайству Правительства Ульяновской области к участию в настоящем деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области.

Представитель Правительства Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признала по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.

Правительство Ульяновской области считает, что принятое постановление не может повлечь ограничение конкуренции по следующим основаниям.

Пунктом "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 76 Конституции РФ установлены гарантии и пределы действия и применения федеральных законов, изданных по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законодательное разграничение полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области жилищного законодательства закреплено Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Согласно части 6 статьи 5 ЖК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий.

Вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах нашли отражение в разделе IX ЖК РФ.

Статьей 182 ЖК РФ определено, что порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме устанавливается субъектом Российской Федерации.

Из анализа приведенных законоположений следует, что государственному органу субъекта Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать порядок привлечения региональным оператором подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме

Таким образом, Правительство Ульяновской области реализовало предоставленные вышеизложенными нормативными актами исключительные полномочия по определению порядка отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В материалы дела представлены заключения прокуратуры Ульяновской области и Управления Минюста Росси по Ульяновской области, подтверждающие соответствие федеральному законодательству проект постановления «О порядке привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области».

08.09.2015 на заседании комиссии от представителя Правительства Ульяновской области поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с направлением в прокуратуру Ульяновской области и Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ульяновской области для дачи заключений на проект постановления Правительства Ульяновской области «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03.09.2014 № 392-П» с целью добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства.

Представитель Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области факт нарушения антимонопольного законодательства не признала, пояснив, что Министерство являлось разработчиком проекта  постановления Правительства Ульяновской области «О порядке привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области», утвержденного 03.09.2014 № 392-П. Проект разрабатывался совместно с Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области.

Указанный проект был согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными лицами, а также с Прокуратурой Ульяновской области и Управлением Министерства юстиции РФ по Ульяновской области.

Полномочия субъекта РФ по определению порядка привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах установлено статьей 182 Жилищного кодекса РФ.

В материалы дела Правительством Ульяновской области представлено постановление Правительства Ульяновской области от 31.07.2015 № 365-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03.09.2014 № 392-П», в соответствии с которым пп. «м» п. 1.2 раздела 1 приложения № 1 дополнен словами «не ранее чем через десять дней с даты подведения итогов отбора подрядных организаций», в приложении к Порядку привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области  в строке 1 слова «, руководителей организаций социальной сферы»  исключены, строки 3, 3.1-3.3 и 9 признаны утратившими силу.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, комиссия пришла к выводу о необходимости признать п. п. 1 3, 9 Приложения к Порядку привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03.09.2014 № 392-П, а также отсутствие норм, устанавливающих срок для заключения договора подряда с победителем отбора подрядных организаций либо с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если отбор признан несостоявшимся, противоречащими части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».  

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.09.2014 № 392-П утвержден Порядок привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области (далее – Порядок).

Разделом 3 Порядка установлен порядок подачи и рассмотрения заявок.

Согласно п. п. 3.12 и 3.13 раздела 3 Порядка установлено, что заявки участников, допущенных к участию в отборе подрядных организаций, подлежат оценке и сопоставлению комиссией с целью сравнения условий, предложенных участниками, и определения победителя отбора подрядных организаций. Результаты оценки и сопоставления заявок оформляются протоколом.

Оценка и сопоставление заявок осуществляются исходя из критериев, установленных в приложении к настоящему Порядку.

В приложении к настоящему Порядку установлены критерии сопоставления заявок на участие в отборе подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области.

В частности в п. п. 1, 3, 9 приложения установлены следующие критерии «Качество ранее выполненных участником отбора подрядных организаций услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Участником отбора подрядных организаций представлены отзывы председателей советов, и (или) собственников помещений в многоквартирных домах, руководителей организаций социальной сферы»; «Опыт работы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ульяновской области», «Участник подрядных организаций зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Ульяновской области».

Из анализа указанных критериев установлено, что с целью подтверждения качества ранее выполненных участником отбора подрядных организаций услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах участник отбора представляет отзывы председателей советов, и (или) собственников помещений в многоквартирных домах, руководителей организаций социальной сферы, при этом понятия и (или) перечень организаций социальной сферы в Порядке не даны, что создает условия неопределенности у претендента при формировании заявки для участия в отборе.

Установление в качестве критерия наличия опыта работы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ульяновской области создает преимущество для участников, выполняющих работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах на территории Ульяновской области перед потенциальными участниками отбора, которые не осуществляют данные работы на территории Ульяновской области.

По критерию «Опыт работы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на территории Ульяновской области» участнику отбора, в случае наличие у него опыта работы в течение 3-х лет присваивается 1 балл, если имеется опыт работы в течение 3-х лет, но не менее 5 лет – 2 балла, и 3 балла присваивается тому участнику, который имеет такой опыт в течение 5 лет и более.

Кроме того, критерий под п. 9 приложения к Порядку «Участник подрядных организаций зарегистрирован в качестве юридического лица на территории Ульяновской области», предусматривающий присвоение 3 баллов, в случае наличия такой регистрации, создает преимущественные условия для участников отбора - юридических лиц, зарегистрированных на территории Ульяновской области, перед участниками отбора, которые не зарегистрированы на территории Ульяновской области и индивидуальными предпринимателями, не зависимо от места регистрации.

Согласно статье 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Также в положениях Порядка не установлен срок для заключения договора подряда с победителем отбора подрядных организаций либо с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если отбор признан несостоявшимся, что влечет ограничение права на обжалование действий организатора торгов лица (заявителя), права и законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения отбора.

Таким образом, выявленные противоречия в указанных нормах Порядка могут повлечь ограничение, устранение, недопущение конкуренции при проведении отбора подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, что является нарушением ч. 1 ст. 15 Закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения дела Правительством Ульяновской области представлено постановление Правительства Ульяновской области от 31.07.2015 № 365-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ульяновской области от 03.09.2014 № 392-П», в соответствии с которым пп. «м» п. 1.2 раздела 1 приложения № 1 дополнен словами «не ранее чем через десять дней с даты подведения итогов отбора подрядных организаций», в приложении к Порядку привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области  в строке 1 слова «, руководителей организаций социальной сферы»  исключены, строки 3, 3.1-3.3 и 9 признаны утратившими силу.

Указанное постановление Правительства Ульяновской области опубликовано в газете «Ульяновская правда» о 06.08.2015 № 109.

Таким образом, Правительством Ульяновской области добровольно устранено нарушение антимонопольного законодательства. 

В связи с тем, что нарушение антимонопольного законодательства добровольно устранено, Комиссией принято решение Правительству Ульяновской области предписание не выдавать, рассмотрение дела производством прекратить. 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать п. п. 1 3, 9 Приложения к Порядку привлечения специализированной некоммерческой организацией, обеспечивающей современное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, утвержденному постановлением Правительства Ульяновской области от 03.09.2014 № 392-П, а также отсутствие нормы, устанавливающей срок для заключения договора подряда с победителем отбора подрядных организаций либо с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если отбор признан несостоявшимся, противоречащими части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».  

2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссиях действиях рассмотрение дела № 12223/04-2015, возбужденное в отношении Правительства Ульяновской области по части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» прекратить.

3. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.

 

 

Председатель комиссии

И.И. Спиридонов

 

Члены комиссии

 

М.С. Степанова

 

А.В. Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны