Решение №КП/106/23 Решение по делу № 073/06/106-728/2022 от 12 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

09.01.2023 Дело № 073/06/106-728/2022

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ООО «СИБМЕГАПОЛИС»:

- <…> (доверенность б/н от 26.12.2022 г.),

- <…>. (протокол № 8, паспорт),

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России, комиссии по осуществлению закупок:

- <…> (доверенность № 183 от 20.12.2022 г., паспорт),

рассмотрев дело № 073/06/106-728/2022 по жалобе ООО «СИБМЕГАПОЛИС» (далее - заявитель) на действия заказчика при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона № 0368400000222000855 (наименование объекта закупки – «Поставка расходных элементов»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медикобиологическое агентство, далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 1 414 494,00 руб., дата подведения итогов 14.12.2022 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3090-ЭП/22 от 27.12.2022 г. (дата размещения в ЕИС – 26.12.2022 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «СИБМЕГАПОЛИС» на действия заказчика при заключении контракта по результатам проведения электронного аукциона № 0368400000222000855.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Заявитель не согласен с применением приказа Минфина России № 126н поскольку товар по позициям 7 и 11 технического задания не производится в России. Производитель установок УВОИ-МФ-1812 для которых закупается данный товар (АО «НПК МЕДИАНА-ФИЛЬТР») использует в своих установках мембранные элементы, произведенные вне Евразийского экономического союза. При этом единственным производителем мембранных элементов в России является компания АО «РМ Нанотех» (Мембраниум), который не производит мембранные элементы с запрашиваемыми заказчиком в техническом задании характеристиками. Учитывая изложенное, заявитель полагает что другими участниками закупки представлена недостоверная информация о стране происхождения товара. Обществом в связи с несогласием применения преференции был направлен соответствующий протокол разногласий, при этом указанные замечания заказчиком учтены не были.

Вх. № 3192-ЭП/22 от 29.12.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «СИБМЕГАПОЛИС» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание, в том числе, на следующее.

С учетом подачи жалобы и на основании статьи 106 Закона о контрактной системе общество не может быть признано уклонившимся от заключения контракта. Также заявителем направлено ходатайство об ознакомлении с возражениями заказчика на жалобу.

Вх. № 3213-ЭП/22 от 29.12.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В ходе рассмотрения заявок было установлено, что заявитель (заявка № 5) и участник № 1 предлагают к поставке товар, в том числе, иностранного происхождения. Участники № 3 и № 4 предлагают к поставке товар, страной происхождения которого является Российская Федерация, в связи с чем заказчиком были применены положения пункта 1.3 Приказа Минфина России № 126н в части снижения цены контракта на 15%, так как заявка победителя содержала предложение о поставке товаров, страной происхождения которых является иностранное государство. Заказчик не требует к поставке оригинальные мембранные элементы и данные расходные материалы не являются исключительной разработкой производителя оборудования, что свидетельствует о том, что рынок данных расходных материалов не ограничен, что не исключает возможность существования российских товаров. Также производитель установки в ответе, предоставленном заявителем, указывает на возможность комплектации установки другими типами аналогичных мембран.

В ответ на заявленное ООО «СИБМЕГАПОЛИС» ходатайство (вх. № 3192-ЭП/22 от 29.12.2022 г.) об ознакомлении с возражениями на жалобу, поступившими от заказчика, указанные возражения были направлены Ульяновским УФАС России до начала заседания Комиссии 30.12.2022 г. в 9:21 на электронный адрес представителя для ознакомления.

Вх. № 3214-ЭП/22 и № 3223-ЭП/22 от 30.12.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе – скрин-шоты реестра Минпромторга России (строка поиска «мембранный элемент») и Паспорт на мембранный элемент.

На заседании Комиссии 30.12.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержала доводы жалобы, представитель заказчика и член комиссии по осуществлению закупок с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 09.01.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 37-ЭП/23 от 09.01.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе - ответы о стране происхождения мембранного элемента, полученные заявителем от ООО «Акватория», АО «БВТ Барьер Рус», ООО «Аквафор-Красноярск», ООО «Райфил», ООО «НПО «Русфильтр», а также технический паспорт на мембранный модуль для установок обратного осмоса неразборного МФТВ-11 (производитель ЗАО «НПК МЕДИАНА-ФИЛЬТР»).

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 05.12.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000222000855, наименование объекта закупки – «Поставка расходных элементов» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 414 494,00 руб.).

09.12.2022 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 13.12.2022 г. на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, цена была снижена на 32,5 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2022 г. заявки всех участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «СИБМЕГАПОЛИС» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Условия допуска определены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 г. № 126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Приказ № 126н, в редакции, действующей на момент публикации извещения).

В соответствии с извещением электронного аукциона № 0368400000222000855 объектом закупки является поставка расходных элементов, код позиции - 28.29.12.111, который включен в Приложение № 1 к Приказу № 126н.

Извещением электронного аукциона № 0368400000222000855 установлены условия допуска в соответствии с Приказом № 126н.

В соответствии с пунктом 1.1 Приказа при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении № 1 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа № 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.

В соответствии под подпунктом «а» подпункта 1.3 Приказа при проведении аукциона контракт заключается по цене: сниженной на 15 процентов от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики).

В силу специальной нормы, предусмотренной пунктом 1.6 Приказа № 126н, для целей определения страны происхождения товара необходимо указать (декларировать) участником закупки в соответствии с Законом о контрактной системе наименование страны происхождения товара. При этом Приказом № 126н не предусмотрены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, и указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.

Согласно подпункту «б» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно включать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

В ходе анализа извещения и документов, опубликованных в ЕИС, а также заявок на участие в указанной закупке, предоставленных оператором электронной площадки Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 14.12.2022 г. на участие в аукционе было подано 4 заявки, заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства, победителем аукциона признан участник закупки № 5, предложивший наиболее низкую цену контракта 954 783,45 руб.

Заявки участников закупки № 3 и № 4 содержат предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Российская Федерация (по всем позициям технического задания), заявки участников закупки № 5 (ООО «СИБМЕГАПОЛИС») и № 1 содержат предложение о поставке товара, в том числе, происходящего из иностранного государства.

В своей жалобе заявитель указывает на то, что заказчиком неправомерно применены преференции приказа № 126н, в части снижения цены контракта на 15% от предложенной победителем, поскольку в составе заявок, признанных соответствующими требованиям аукционной документации, участниками закупки продекларированы, по мнению заявителя, недостоверная информация в части указания на то, что предложенные участниками закупки расходные элементы (мембранный модуль и мембранный элемент), производятся на территории Российской Федерации, что подтверждается тем, что в едином реестре промышленной продукции Минпромторга России отсутствуют сведения о расходных элементах (мембранный модуль и мембранный элемент), соответствующих требованиям технической части извещения, производимых на территории Российской Федерации и ответами ряда поставщиков (производителей) расходных материалов.

Вместе с тем, Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что в составе заявок участников закупки (№ 3 и № 4) продекларирована страна происхождения расходных элементов, Российская Федерация, без указания на товарный знак или производителя, а также представлены характеристики предлагаемых к поставке товаров, соответствующие требованиям заказчика.

При этом в извещении об осуществлении закупки № 0368400000222000855 не требовалось от участников поставить оригинальный товар, а производитель установок УВОИ-МФ-1812 (АО «НПК МЕДИАНА-ФИЛЬТР») в паспорте на оборудование указывает, что установка может быть укомплектована другими типами аналогичных мембран.

При этом Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что отсутствие сведений в едином реестре промышленной продукции, а также информация, полученная от отдельных производителей или поставщиков аналогичных товаров, однозначно не указывает на то, что данные товары не производятся и не могут быть произведены на территории Российской Федерации, поскольку регистрация в реестре промышленной продукции носит заявительный характер, то есть не является обязательной, а рынок указанных товаров не является регулируемым или ограниченным в силу требований законодательства и ответы отдельных производителей (поставщиков) товара не охватывают весь рынок аналогичных товаров.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки.

Согласно подпункту «б» части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, который должен содержать цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с Законом о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Законом о контрактной системе.

15.12.2022 г. заказчиком был направлен проект контракта на подпись победителю, содержащий цену, сниженную на 15 % - 811 565,93 руб. в соответствии с положениями Приказа № 126н.

Таким образом, заказчиком правомерно применен механизм снижения цены контракта в соответствии с Приказом № 126н по отношению к предложению о цене контракта ООО «СИБМЕГАПОЛИС» как к участнику закупки, предложившему происходящий из иностранного государства товар, и жалоба ООО «СИБМЕГАПОЛИС» является необоснованной.

Относительно требований ООО «СИБМЕГАПОЛИС» об обязании оператора восстановить техническую возможность для подписания контракта в личном кабинете заявителя путем направления соответствующего распоряжения в адрес оператора электронной торговой площадки Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Направление каких-либо распоряжений по результатам рассмотрения жалоб, поданных в порядке главы 6 Закона о контрактной системе не предусмотрена как Законом о контрактной системе, так и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14.

При этом, согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, контрольный орган в сфере закупок имеет право выдать обязательное для исполнения субъектом контроля предписание, направленное только на устранение нарушения законодательства.

При этом, правомерность действий (бездействия) оператора электронной площадки, возможно установить при рассмотрении конкретной закупки исходя из всех обстоятельств дела и согласно пункту 3.9 Административного регламента ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанные с аккредитацией участника закупки на электронной площадке.

Таким образом, у Ульяновского УФАС России отсутствуют полномочия по выдаче предписания оператору электронной площадки.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «СИБМЕГАПОЛИС» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117
ООО "СИБМЕГАПОЛИС"
ИНН 2465278482, ОГРН 1122468050737