Решение №ИС/4209/24 Решение по делу № 073/06/106-507/2024 от 13 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

09.08.2024                                                                                       Дело № 073/06/106-507/2024

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

 

в отсутствие сторон

 

рассмотрев дело № 073/06/106-507/2024 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее - ООО «Альтернатива», заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении»; заказчик – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей с казачьим кадетским компонентом города Димитровграда Ульяновской области» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Управление финансов и муниципальных закупок города

Димитровграда Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 9 288 351,42 руб., дата подведения итогов – 31.07.2024) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 5406-ЭП/24 от 05.08.2024 (дата размещения в ЕИС – 02.08.2024) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Альтернатива» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, победителем закупки (заявка № 117004950) в качестве документов, подтверждающих наличие у участника опыта представлен контракт, не соответствующий требованиям извещения, поскольку размер опыта участника вызывает у общества сомнения в его достоверности.

Кроме того, заявитель указывает, что проект контракта предусматривает, что при оказании услуг питания исполнитель обязан использовать помещения и оборудование заказчика, заключив с заказчиком договор безвозмездного пользования. При этом заказчик не имеет возможности передать это имущество в безвозмездное пользование, поскольку в 2020 году помещения и оборудование были переданы в безвозмездное пользование ООО «Альтернатива» до 30.06.2027. Следовательно, ни исполнитель, ни заказчик не смогут заключить контракт по результатам указанного конкурса на предусмотренных извещением условиях или не смогут выполнить свои обязательства в случае, если контракт будет заключен.

 

Вх. № 5433-ЭП/24 от 05.08.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что закупка размещается на основании заявки заказчика, которая включает в себя проект контракта, и уполномоченным органом в пределах установленных полномочий не было допущено нарушений законодательства.

 

Вх. № 5471-ЭП/24 от 07.08.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили пояснения по жалобе, содержащие указание на то, что включение спорного условия в проект контракта является технической ошибкой, так как помещения и инвентарь переданы ООО «Альтернатива» в безвозмездное пользование до 30.06.2027.

 

Вх. № 5500-ЭП/24 от 07.08.2024 в Ульяновское УФАС России от ООО «Альтернатива» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что общество использует указанное в проекте контракта движимое и недвижимое имущество непрерывно с 01.08.2015, что исключает возможность его передачи третьему лицу и не позволяет сформировать предложение на участие в закупке надлежащим образом.

 

Вх. № 5511-ЭП/24 от 08.08.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили дополнения к возражениям на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Установленный в извещении порядок оценки заявок соответствует требованиям законодательства и предусматривает возможность подтверждения наличия опыта у участника, в том числе, любым гражданско-правовым договором. Представленный победителем в качестве опыта договор на оказание услуг питания соответствовал всем установленным требованиям.

 

На заседании Комиссии 08.08.2024, проводимом в дистанционном режиме, представители заявителя поддержали доводы жалобы, представитель уполномоченного органа и член комиссии по осуществлению закупок с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 13 час. 45 мин. 09.08.2024 для документального анализа материалов дела. 

 

 

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «Альтернатива» было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 10.07.2024 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания в образовательном учреждении» (начальная (максимальная) цена контракта – 9 288 351,42 руб.).

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 30.07.2024 на участие в открытом конкурсе в электронной форме поступило 3 заявки, комиссией по осуществлению закупок была произведена оценка вторых частей заявок участников.

Согласно протоколу подведения итогов от 31.07.2024 заявки всех участников конкурса были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Альтернатива» необоснованной и не подлежащей рассмотрению в части обжалования положений извещения. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418 срок окончания подачи заявок был установлен - 26.07.2024 07:00 (МСК+1). Следовательно, ООО «Альтернатива» вправе было обжаловать положения извещения до 07 час. 00 мин. 26.07.2024.

Вместе с тем, жалоба ООО «Альтернатива». содержащая доводы, связанные с обжалованием, в том числе положений извещения, подана в Ульяновское УФАС России по истечении установленного в извещении о проведении электронного аукциона срока, а именно 02.08.2024.

Таким образом, учитывая положения пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба ООО «Альтернатива», в части доводов на положения извещения об осуществлении закупки № 0168300013024000418, не подлежит рассмотрению Ульяновским УФАС России.

 

2. Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0168300013024000418 является, в том числе файл «Прилож. №4 Порядок рассмотрения и оценки заявок».

Извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418 и файлом «Прилож. №4 Порядок рассмотрения и оценки заявок установлены следующие критерии оценки заявок»:

1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги – 40 %;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, – 60 %.

При этом в рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено два детализирующих показателя: «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, – 60%» и «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации – 40%».

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604), «оценка заявок» – действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В ходе анализа приложения «Прилож. №4 Порядок рассмотрения и оценки заявок установлены следующие критерии оценки заявок» извещения № 0168300013024000418, а также заявок на участие в указанном открытом конкурсе в электронной форме Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что согласно разделу II «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418 по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» (значимость показателя оценки, процентов: 60) оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Раздел III «Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке» файла «Прилож. №4 Порядок рассмотрения и оценки заявок установлены следующие критерии оценки заявок» извещения № 0168300013024000419 содержит перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, а именно:

«1.1. Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по организации питания в дошкольных образовательных организациях и/или общеобразовательных организациях, и/или медицинских организациях, и/или организациях социального обслуживания.

1.2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры); акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

1.3. Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный пунктом 1.2, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

1.4. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ от 05.04.2013г.

1.5. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктом 1.2, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов

1.6. К оценке принимаются договоры, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек)».

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, а также заявок, поступивших в Ульяновское УФАС России от оператора электронной площадки, Комиссией было установлено следующее:

В соответствии со сведениями, представленным оператором электронной площадки, участниками закупки в качестве документов для оценки заявок по показателям «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» и «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» были представлены пакеты документов, подтверждающие наличие опыта у участника (контракты и гражданско-правовые договоры) и трудовых ресурсов.  При этом комиссией к оценке в соответствии с установленным порядком были приняты только те документы и сведения (исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров), которые были представлены в полном объеме со всеми приложениями.

В заявке № 117004950 для оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» был представлен договор на оказание услуг по организации питания пациентов учреждений медицинских организаций на сумму 550 793 249,10 руб., а также акты оказанных услуг к нему. Документы и сведения, свидетельствующие о недостоверности представленного договора на заседание Комиссии не представлены.

Таким образом, заявка № 117004950 была оценена комиссией по осуществлению закупок с применением критериев и порядка оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленных заказчиком и жалоба ООО «Альтернатива» в указанной части является необоснованной.

Кроме того, согласно части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок.

В связи с вышеизложенным, жалоба заявителя не рассматривается в части оценки заявок на участие в конкурсе по таким критериям, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в связи с чем довод заявителя о неправомерном присвоении баллов заявкам не подлежит рассмотрению Комиссией Ульяновского УФАС России, при этом заявитель вправе обжаловать вышеуказанные действия комиссии по осуществлению закупок в судебном порядке.

 

3. Вместе с тем, в ходе проведения в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

 

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).

В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Извещение о проведении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной, а также содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта и условий его исполнения.

В соответствии с пунктами 5 и 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168300013024000418, а также приложений к нему (файлы «Прилож. №1 Описание объекта закупки» и «Приложение №5 Проект МК») следует, что местом оказания услуг является Российская Федерация, Ульяновская обл., Ульяновская область, город Димитровград, улица Восточная, дом 32 – адрес местонахождения заказчика.

Также пунктом 5.39 описания объекта закупки и 2.1.38 проекта контракта (файлы «Прилож. №1 Описание объекта закупки» и «Приложение №5 Проект МК» извещения № 0168300013024000418) установлена обязанность исполнителя «Заключить с МБОУ договор безвозмездного пользования муниципального недвижимого имущества (производственных и складских помещений), а также муниципального движимого имущества (оборудование пищеблока) МБОУ в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, согласно Приложению № 2 к муниципальному контракту».

Вместе с тем, согласно доводам заявителя и пояснениям заказчика, предоставление указанных помещений, в том числе движимого имущества в безвозмездное пользование победителю открытого конкурса в электронной форме № 0168300013024000418 невозможно, в связи с тем, что между заказчиком и ООО «Альтернатива» ранее был заключен договор № 7/УЛ от 30.06.2020 на передачу указанного в извещении № 0168300013024000418 движимого и недвижимого имущества в безвозмездное пользование сроком до 30.06.2027.

Формирование извещения в указанном виде вводит участников закупки в заблуждения, не позволяет надлежащим образом оценить реальные условия исполнения контракта и как следствие сформировать предложение на участие в закупке надлежащим образом. Указанные обстоятельства делают невозможным как заключение муниципальных контрактов по результатам конкурса на условиях, предусмотренных извещением о проведении закупки, так и исполнение контрактов в случае их заключения, что нарушает положения части 3 статьи 7 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

Согласно подпункту «э» пункта 3 части 2 статьи 2 Порядка взаимодействия Управления финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области и муниципальных заказчиков, заказчиков города Димитровграда Ульяновской области, утвержденного решением Городской Думы города Димитровграда Ульяновской области от 25.01.2006 № 25/283 (в ред. решения Городской Думы г. Димитровграда от 24.12.2021 № 77/649), заказчик формирует заявку на размещение закупки, которая должна содержать в том числе, проект муниципального контракта.

Учитывая изложенное, нарушения части 3 статьи 7 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе допущено заказчиками, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Альтернатива» необоснованной и не подлежащей рассмотрению в части обжалования положений извещения.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0168300013024000418,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168300013024000418, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-507/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области
ИНН 7302032650, ОГРН 1067302000633
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Университетский лицей с казачьим кадетским компонентом города Димитровграда Ульяновской области"
ИНН 7302038123, ОГРН 1077302003503
ООО "Альтернатива"
ИНН 7328058734, ОГРН 1107328000790