Решение №5594-04 Решение и предписание в отношении ОАО «Ульяновскэнерго» от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 28.08.2015 № 5594-04

РЕШЕНИЕ

      

 г. Ульяновск                                                                                                 ДЕЛО № 12328/04-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена: 25 августа 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено: 28 августа 2015 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

- <..>

 

члены

-   <..>,

<..>,

 

рассмотрев дело № 12328/04-2015 по признакам нарушения  ОАО «Ульяновскэнерго» (432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д.23 А) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. <..>  (вх. от 22.06.2015 №268/ог) на неправомерные действия ОАО «Ульяновскэнерго» по отказу от принятия у <..> платы за коммунальную услугу «электроснабжение» в кассу ОАО «Ульяновскэнерго», введению ограничения электрической энергии.

По результатам рассмотрения заявления приказом от 08.07.2015 № 159 возбуждено   дело  по признакам нарушения ОАО «Ульяновскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в направлении в адрес <..> уведомлений от 19.03.2015, от 18.04.2015, от 19.05.2015, 29.05.2015  о планируемом введении ограничения режима потребления при отсутствии оснований для направления уведомления

На рассмотрении дела представитель <..> поддержал доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что здание принадлежит <..> на основании договора от 22.08.1995. На первом этаже здания расположены офисные помещения, на втором этаже находятся жилые помещения. <..> не принимала участие в обследовании здания. Указал, что в здании находятся ООО «Днепр-ЛТД», а также туристическое агентство.

Представители ОАО «Ульяновскэнерго» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали. Пояснили, что исходя из анализа положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1178, следует, что потребители, использующие электрическую энергию не на коммунально-бутовые нужды, а для осуществления коммерческой деятельности, не могут быть отнесены к категории потребителей, приравненных к населению. Уведомления о введении ограничений были направлены ОАО «Ульяновскэнерго» в соответствии с Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442. Указали, что из пояснений представителя <..> следует, что ООО «Днепр ЛТД» располагается в здании на основании договора аренды (имущественного найма). Таким образом, договор аренды (имущественного найма) является возмездным, соответственно, <..> систематически получает доход от сдачи в аренду (имущественный найм) объекта недвижимости, что свидетельствует об осуществлении ей предпринимательской деятельности. Поскольку <..> осуществляет предпринимательскую деятельность в отношении нее не может быть применим порядок введения ограничительных мероприятий, предусмотренный п. 19 Правил №442, в связи чем, ОАО «Ульяновскэнерго» при направлении уведомлений руководствовалось положениями п. 15 Правил №442. Фактически действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии ни ОАО «Ульяновскэнерго», ни сетевой организацией не проводились, в связи с тем, что потребителем была произведена оплата указанной в уведомлении задолженности. Заявили ходатайство об истребовании письменных доказательств.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Ульяновскэнерго», выразившихся в направлении в адрес <..> уведомлений от 19.03.2015, от 18.04.2015, от 19.05.2015, 29.05.2015  о планируемом введении ограничения режима потребления при отсутствии оснований для направления уведомления, нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».  

 

При этом Комиссия исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

ОАО «Ульяновскэнерго» включено в региональную часть Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, в раздел «Прочие виды товаров и услуг», регистрационный номер <...> , наименование товара, работ, услуг - купля-продажа (поставка) электрической энергии, с долей на рынке более 50 %.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго» занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи (поставка) электрической энергии.

Основы регулирования отношений, связанных с введением полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями электрической энергии (мощности) - участниками оптового и розничных рынков электрической энергии (далее - потребители), в том числе его уровня (далее - ограничение режима потребления), которое предполагает прекращение подачи электрической энергии (мощности) потребителям или сокращение объемов потребления электрической энергии (мощности) установлены Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее – Правила полного и (или) частичного ограничения).

Согласно абз. 2 пп.б) п. 2 Правил полного и (или) частичного ограничения  ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре.

Введение ограничения режима потребления в связи с наступлением обстоятельств, указанных в абзацах втором подпункта б пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения, осуществляется в следующем порядке (п. 15 Правил полного и (или) частичного ограничения)

а) обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления;

б) в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления:

введение частичного ограничения режима потребления на указанный в уведомлении срок;

введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления;

в) соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения.

Введение ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих обязательств осуществляется в следующем порядке (п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения):

а) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 2 расчетных периода вводится частичное ограничение режима потребления, если для этого имеется техническая возможность. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения такого частичного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении частичного ограничения режима потребления в случае непогашения им образовавшейся задолженности в определенный в уведомлении срок;

б) при возникновении у гражданина-потребителя задолженности по оплате электрической энергии и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, за 3 расчетных периода вводится полное ограничение режима потребления. При этом не менее чем за 15 дней до предполагаемого введения полного ограничения инициатор введения ограничения или сетевая организация (если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления) направляет гражданину-потребителю уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления в случае непогашения им в полном объеме образовавшейся задолженности до истечения очередного срока платежа с указанием дня, начиная с 00 часов которого этот гражданин-потребитель должен ввести полное ограничение режима своего потребления;

в) если задолженность не погашена в указанный в уведомлении о планируемом введении полного ограничения режима потребления срок и гражданин-потребитель не вводит полное ограничение режима своего потребления самостоятельно, то исполнитель (субисполнитель) вводит ограничение режима потребления такого гражданина-потребителя со своего центра питания либо путем отсоединения энергопринимающих устройств гражданина-потребителя от электрической сети.

Из материалов дела следует, что 01.02.2015 между ОАО «Ульяновскэнерго» и гр. <..> заключен договор энергоснабжения №0506.  Согласно п. 1.1 договора Поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги. Точкой поставки по указанному договору является административно-офисное здание по адресу: г. Ульяновск, ул. Красноармейская, д.51. Согласно договору расчетным периодом является один календарный месяц.

19.03.2015 ОАО «Ульяновскэнерго» направлено в адрес <..> уведомление о необходимости введения частичного ограничения токоприемников с 10.00 31.03.2015 в связи с задолженностью в размере 14,34 тыс. руб. Задолженность потребителя <..> на дату направления уведомления составляла менее чем за 2 расчетных периода.

28.04.2015 ОАО «Ульяновскэнерго» направлено в адрес <..> уведомление о необходимости введения частичного ограничения токоприемников с 10.00 13.05.2015 в связи с задолженностью в размере 11 928,96 руб. Задолженность потребителя <..> на дату направления уведомления составляла менее чем за 2 расчетных периода.

13.05.2015 представителем ОАО «Ульяновскэнерго» составлен акт об отказе потребителя от самостоятельного введения ограничение режима потребления электрической энергии.

19.05.2015 ОАО «Ульяновскэнерго» направлено в адрес <..> уведомление о необходимости введения самоограничения с 10.00 01.06.2015 в связи с задолженностью в размере 18,23 тыс. руб. В связи с тем, что задолженность потребителя <..> составляла менее чем за 2 расчетных периода.

29.05.2015 ОАО «Ульяновскэнерго» направлено в адрес <..> уведомление о необходимости введения самоограничения с 10.00 15.06.2015 в связи с задолженностью в размере 8,17 тыс. руб. Задолженность потребителя <..> на дату направления уведомления составляла менее чем за 2 расчетных периода.

15.06.2015 представителем ОАО «Ульяновскэнерго» составлен акт об отказе потребителя от самостоятельного введения ограничение режима потребления электрической энергии.

Таким образом, ОАО «Ульяновскэнерго», не имея законных оснований для направления уведомлений о введении ограничения, направляло в адрес потребителя <..> уведомления о намерении введения ограничения, чем нарушило Правила полного и (или) частичного ограничения, и ущемив интересы потребителя.

Довод ОАО «Ульяновскэнерго» о том, что <..> приравнена к индивидуальному предпринимателю и на нее не распространяются условия о наличии задолженности более чем за 2 расчетных периода для направления уведомлений, не состоятелен. Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии и Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Основными положениями предусмотрены две категории граждан: потребители коммунальной услуги по электроснабжению - собственники и пользователи помещений в многоквартирных домах и жилых домов (п. 69 Основных положений) и граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 Основных положений, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность (п. 71 Основных положений). Абз. 2 пп.б) п. 2, п. 19 Правил полного и (или) частичного ограничения установлена процедура введения ограничения режима потребления в отношении граждан-потребителей, согласно которым инициатор введения ограничения имеет право направлять уведомления при наличии задолженности более чем за два расчетных периода. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. <..> не зарегистрирована в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается представленными пояснениями <..> и сведениями с сайта Федеральной налоговой службы http://egrul.nalog.ru. Таким образом, отсутствуют основания утверждать, что <..> осуществляет предпринимательскую деятельность и что заявитель не подпадает под категорию гражданина-потребителя.

Комиссия, рассмотрев ходатайство ОАО «Ульяновскэнерго» об истребовании письменных доказательств, приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении ходатайства в связи с тем, что указанные письменные доказательства не подтверждают доводы о том, что <..> зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

В удовлетворении ходатайства ОАО «Ульяновскэнерго» об истребовании письменных доказательств отказать.
Признать действия ОАО «Ульяновскэнерго», выразившиеся в направлении в адрес <..> уведомлений от 19.03.2015, от 18.04.2015, от 19.05.2015, 29.05.2015  о планируемом введении ограничения режима потребления при отсутствии оснований для направления уведомлений, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».
Выдать ОАО «Ульяновскэнерго» предписание.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

<..>

 

Члены комиссии

<..>

<..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 84

                                                                                                                                        г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии  - зам. руководителя управления

                                              – начальник отдела И.И. Спиридонов,

                                            

Члены Комиссии              - начальник отдела М.С. Степанова,

                                          - ведущий специалист-эксперт Е.С. Елисеева

 

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», 

на основании своего решения от 28.08.2015 по делу №12328/04-2015 о нарушении ОАО «Ульяновскэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006г.  № 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в направлении в адрес <..> уведомлений от 19.03.2015, от 18.04.2015, от 19.05.2015, 29.05.2015  о планируемом введении ограничения режима потребления при отсутствии оснований для направления уведомлений,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Кому: ОАО «Ульяновскэнерго»

 

в течение 30 календарных дней со дня получения предписания устранить последствия нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

отозвать уведомления от 19.03.2015, от 18.04.2015, от 19.05.2015, 29.05.2015  о планируемом введении ограничения режима потребления электрической энергии, направленные в адрес <..>

 

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в Ульяновское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии

<..>

Члены комиссии

<..>

<..>

 

 Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны