Решение №5600-04 Решение в отношении ООО «ЭнергоХолдинг» от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 28.08.2015 № 5600-04

РЕШЕНИЕ

      

 г. Ульяновск                                                                                                 ДЕЛО № 12141/04-2015

 

Резолютивная часть решения оглашена: 14 августа 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено: 28 августа 2015 г.

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

 

председатель

- <..>

 

 

члены

-   <..> ,

<..> ,

 

рассмотрев дело №12141/04-2015 по признакам нарушения ООО «ЭнергоХолдинг» (432030, г. Ульяновск, пр-д Лесной, д.4) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее также – Закон «О защите конкуренции»), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Ульяновское УФАС России поступило заявление гр. <..>  (вх. от 24.03.2015 №143/ог) о наличии в действиях ООО «ЭнергоХолдинг» признаков нарушения антимонопольного законодательства по расторжению договора об осуществлении технологического присоединения.

На основании изложенного приказом от 07.05.2015 №100 в отношении ООО «ЭнергоХолдинг» возбуждено дело по признакам нарушении части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от осуществления мероприятий по технологическому присоединению гр. <..> по договору от 05.09.2014 №05/14-ТПФ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ЭнергоХолдинг».

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечено ООО «ЭнергоХолдинг», заявителя – гр. <..> , заинтересованных лиц - ООО «Средневолжская строительная компания», УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал», ООО «Лидер».

На рассмотрении дела  представитель ООО «ЭнергоХолдинг» факт нарушения антимонопольного законодательства не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях. Указал, что в целях выполнения мероприятий по технологическому присоединению ООО «ЭнергоХолдинг» заказало проект «Строительство ЛЭП-0,4 кВ от ТП-1001э до участка №273 заявителя в Ульяновск, с/т №6 «АвтоУАЗ» №140-10/14-ЭС» и обратилось для согласования проекта к законному владельцу земельного участка по ул. Панорамная, д.75,77,79, на котором расположена ТП-1001э и проектируемая воздушная линия ВЛ-0,4 кВ до участка <..> ООО «ССК» в согласовании было отказано. Поскольку для исполнения обязательств по технологическому присоединению ООО «ЭнергоХолдинг» требовалось согласие владельца (арендатора) земельного участка по ул. Панорамная, д.75,77,79, на котором расположена в том числе ТП-1001Э, принадлежащая ООО «ЭнергоХолдинг» и такого согласия (согласия проекта) получено не было, ООО «ЭнергоХолдинг» тем самым было лишено возможности законным путем осуществить на земельном участке, находящимся в законном пользовании у ООО «ССК» монтаж опор линии электропередач ВЛ-0,4 кВ и самой воздушной линии для технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к своим сетям с соответствующим уровнем напряжения. В связи с чем 05.03.2015 ООО «ЭнергоХолдинг» уведомило <..>  о прекращении договора №05/14-ТПФ от 11.09.2014.

 На рассмотрении дела заявительница поддержала изложенные в заявлении доводы. Пояснила, что земельный участок расположен в границах СНТ, на участке между земельным участком, объекты на котором планируется присоединить, не заметно начало какого-либо строительства.

Представитель ООО «Лидер» пояснил, что проект, разработанный организацией, выполнен только в границах земельного участка <..>, в связи с чем  общество не располагает информацией о возможности либо невозможности подключения к ТП -1001Э объектов <..>

Представитель УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» пояснила, что УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» лишь выдает технические условия на присоединение КНС, а застройщик самостоятельно планирует размещение объектов недвижимости на своем участке.

Представитель ООО «ССК» пояснила, что  31.10.2014 в ООО «ССК» поступило обращение ООО «ЭнергоХолдинг» о согласовании проекта «Строительство ЛЭП-0,4 кВ от ТП-1001э до участка №273 заявителя в Ульяновск, с/т №6 «АвтоУАЗ» №140-10/14-ЭС», на которое организация ответила отрицательно. На дату поступления запроса ООО «ЭнергоХолдинг», УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» были выданы ООО «ССК» технические условия на проектирование КНС для подключения объектов «Многоквартирные жилые дома №4 и №5 по ул. Панорамной, 75,77,79 в Ленинском районе». ООО «ССК» считает невозможным технологическое присоединение участка №273 заявителя в Ульяновск, с/т №6 «АвтоУАЗ» кВ от ТП-1001э согласно представленного ООО «ЭнергоХолдинг» на согласование проекта технологического присоединения, так как по линии прохождения электрокабеля запроектирована КНС для водоотведения объектов капитального строительства многоквартирных жилых домов №4 и №5 по ул. Панорамной, 75,77,79 согласно ТУ УМУП ВКХ «Ульяновскводоканал» №3543-11 от 13.11.2014, которая должна быть построена с соблюдением зоны санитарной охраны в соответствии с требованиями СП 32.13330.2012 «Канализация. Наружные сети и сооружения». Также пояснила, что ООО «ССК» направляя отрицательный ответ ООО «ЭнергоХолдинг» рассматривало возможность прокладки кабеля подземным способом, однако в настоящее время рассматривается возможность прокладки кабеля, в том числе и воздушным способом, срок рассмотрения нового обращения ООО «ЭнергоХолдинг» составит около 5 дней.

 

Рассмотрев материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ЭнергоХолдинг», выразившихся в уклонении от осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <..>, расположенных по адресам: г. Ульяновск, с/т «6 «АвтоУАЗ», уч. 273, по договору от 05.09.2014 №05/14-ТПФ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ЭнергоХолдинг, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции».

 

При этом Комиссия исходит из следующего.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно пункту 1  статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  г.  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее -  ФЗ «О естественных монополиях»),  услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

В части 5  статьи 5  ФЗ «О защите конкуренции» установлено,  что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке,  находящемся в состоянии естественной монополии.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее -  ФЗ «Об электроэнергетике») услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861,  сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.

В соответствии с п. 10  Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 №861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. 

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара – рынком услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства,  данная услуга может быть оказана только сетевой организацией,  к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

ООО «ЭнергоХолдинг»  является сетевой организацией, имеет в собственности/владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Приказом ФСТ России от 17.12.2012 №859-э ООО «ЭнергоХолдинг» включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел 1 «Услуги по передаче электрической и (тепловой) энергии».

Указанные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ООО «ЭнергоХолдинг»  занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.

Таким образом, на ООО «ЭнергоХолдинг»  распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Из материалов дела следует, что ООО «ЭнергоХолдинг» на праве собственности принадлежит трансформаторная подстанция по адресу: г. Ульяновск, ул. Панорамная, д.75, стр.1.

05.09.2014 между ООО «ЭнергоХолдинг» и гр. <..> заключен договор №05/14-ТПФ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ЭнергоХолдинг». Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 (шесть) месяцев со дня заключения настоящего договора.  Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению должны быть исполнены сторонами в срок до 05.03.2015.

Согласно п. 6 договора сетевая организация обязуется надлежащим образом исполнить обязательства по договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению (включая урегулирование отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя, указанные в технических условиях.

 Согласно техническим условиям, являющимся неотъемлемой частью договора, ООО «ЭнергоХолдинг» осуществляет разработку и согласование проектной документации ЛЭП-0,4 кВ от ТП-1001Э до границ участка №273, монтаж ЛЭП-0,4 кВ от ТП-1001Э до границ участка №273 , присоединение ЛЭП-0,4 кВ от ВРУ-0,4 кВ садового дома на границе балансовой и эксплуатационной ответственности.

05.03.2015 ООО «ЭнергоХолдинг» направило в адрес гр. <..> письмо с приложением соглашения о расторжении договора №05/14-ТПФ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ЭнергоХолдинг». В качестве основания для расторжения договора указана невозможность осуществить монтаж опор и линии электропередач для технологического присоединения энергопринимающих устройств гр. <..> к ТП-1001Э.

Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 №861 (далее – Правила №861).

Согласно п. 3 Правил №861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Критерии наличия технической возможности технологического присоединения определены в п. 28 Правил №861. В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 Правил №861 критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (п. 29 Правил №861). При рассмотрении дела установлено, что указанные критерии соблюдаются.

Кроме того, независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34  Правил №861, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению. К таким лицам, в том числе относятся физические лица, имеющие намерение присоединить энергопринимающие устройства, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Из п. 18 Правил №861 следует, что мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

а) подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями;

в) разработку заявителем проектной документации в границах его земельного участка согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;

г) выполнение технических условий заявителем и сетевой организацией, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с техническими условиями;

д) проверку выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий в соответствии с разделом IX настоящих Правил, а также допуск к эксплуатации установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, включающий составление акта допуска прибора учета к эксплуатации в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии;

е) осмотр (обследование) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом органа федерального государственного энергетического надзора при участии сетевой организации и собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если технические условия подлежат в соответствии с настоящими Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления (за исключением заявителей, указанных в пункте 12 настоящих Правил, в случае осуществления технологического присоединения их энергопринимающих устройств к электрическим сетям классом напряжения до 10 кВ включительно и заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил), с выдачей заявителю акта осмотра (обследования) электроустановки по форме согласно приложению N 9 (далее - акт осмотра (обследования) электроустановки);

ж) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и включение коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено"). При этом для допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии сетевая организация обязана в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, обеспечить приглашение субъекта розничного рынка, указанного в заявке, с которым заявитель намеревается заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), либо субъекта розничного рынка, с которым заявителем заключен указанный договор, для участия в процедуре допуска в эксплуатацию установленного в процессе технологического присоединения прибора учета электрической энергии, а также иных субъектов розничных рынков, приглашение которых для допуска в эксплуатацию прибора учета является обязательным в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевая организация несет перед заявителем ответственность за неприглашение на процедуру допуска прибора учета в эксплуатацию указанных в настоящем пункте субъектов розничных рынков в сроки и в порядке, которые предусмотрены разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, и должна возместить заявителю расходы, понесенные им в результате применения расчетных способов определения объемов безучетного потребления электрической энергии в отношении соответствующих энергопринимающих устройств.

Согласно п. 16.3. Правил технологического присоединения  обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, указанными в пунктах 12.1 - 14 и 34 Правил №861, распределяются следующим образом: сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

ООО «ЭнергоХолдинг» указало на невозможность выполнения мероприятий по технологическому присоединению ввиду отказа арендатора земельного участка ООО «ССК» согласовать разработанный проект «Строительство ЛЭП-0,4 кВ от ТП №1001Э до участка №273 заявителя в г. Ульяновске, с/т №6 АвтоУАЗ» №040-10/14-ЭС».

Однако, Комиссия пришла к выводу, что представленный ООО «ЭнергоХолдинг»  проект не является единственным возможным вариантом технологического присоединения в связи с тем, что ООО «ССК» в ответе указало на невозможность технологического присоединения участка №273 согласно представленного ООО «ЭнергоХолдинг» на согласование проекта технологического присоединения. Следует вывод, что возможность осуществления мероприятий по технологическому присоединению иным образом, имеется.

ООО «ЭнергоХолдинг» обязано было выполнить мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <..>

Таким образом, действия ООО «ЭнергоХолдинг», выразившиеся в уклонении от осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <..> ущемляют законные интересы заявителя, так как заявитель не имеет возможности на законных основаниях получать электрическую энергию.

15.06.2015 ООО «ЭнергоХолдинг» повторно направило в адрес ООО «ССК» на согласование проект электроснабжения (технологического присоединения).

18.06.2015 ООО «ЭнергоХолдинг» уведомило <..> о возобновлении мероприятий по технологическому присоединению по договору №05/14-ТПФ. В письме также указано, что письмо ООО «ЭнергоХолдинг» от 05.03.2015 №112 необходимо считать недействительным.

04.08.2015 ООО «ЭнергоХолдинг» сообщило, что согласно техническим условиям выполнены следующие мероприятия:

- проектирование, строительство трассы (установка ж/б опор) ВЛ-0,4 кВ от ТП-1001Э до земельного участка №273 с/т №6 «АвтоУАЗ»;

- монтаж линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-1001Э до границы земельного участка №273 с/т №6 «АвтоУАЗ»;

- завод линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ посредством кабеля в ТП-1001Э и фактическое присоединение данной линии к энергопередающему оборудованию по уровню напряжения 0,4 кВ.

Таким образом, в процессе рассмотрения дела ООО «ЭнергоХолдинг» осуществило разработку и согласование проектной документации ЛЭП-0,4 кВ от ТП-1001Э до границ участка №273, монтаж ЛЭП-0,4 кВ от ТП-1001Э до границ участка №273. Фактическое присоединение на момент вынесения решения не было осуществлено, так как присоединение осуществляется после проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий.  Согласно п. 6 договора от 05.09.2014 №05/14-ТПФ проверка выполнения технических условий заявителем осуществляется после уведомления заявителем сетевой организации о выполнении им технических условий. На момент вынесения решения в ООО «ЭнергоХолдинг» не поступало уведомление гр. <..> о выполнении ею технических условий.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу не выдавать предписание, так как ООО «ЭнергоХолдинг»  в части выполнения со стороны сетевой организации технических условий устранило нарушение антимонопольного законодательства и его последствия.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

Признать действия ООО «ЭнергоХолдинг», выразившиеся в уклонении от осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств гр. <..>, расположенных по адресам: г. Ульяновск, с/т «6 «АвтоУАЗ», уч. 273, по договору от 05.09.2014 №05/14-ТПФ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям ООО «ЭнергоХолдинг, нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ  «О защите конкуренции»,
Производство по делу №12141/04-2015 в отношении ООО «ЭнергоХолдинг» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий прекратить.
Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель комиссии

<..>

 

Члены комиссии

<..>

<..>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны