Решение №2580-03 Признать жалобу ИП Лисового А.А. необоснованной. от 8 июня 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

03.06.2020                                                                          Дело № 073/06/33-252/2020

 

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в присутствии:

 

 

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

- от ИП Лисового А.А.:

- <…> (доверенность б/н от 27.11.2019 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/33-252/2020 по жалобе ИП Лисового А.А. (далее – заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168200002420003158 (наименование объекта закупки – «Магнитно-резонансный томограф в рамках мероприятий регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Областной клинический онкологический диспансер», далее – заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 104 983 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 27.05.2020 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3638 от 27.05.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Лисового А.А. на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0168200002420003158.

 

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Пункт 6.1.5 ГОСТ Р 56310/2014 содержит характеристики стола пациента и не требует дальнейшего расширения параметров, поскольку это не ведет к расширению диагностических возможностей. Согласно пункту 5 приложения Б ГОСТа Р 56310-2014 при описании объекта закупки достаточным является указание на требование к массе веса пациента не менее 200 кг. При этом документацией установлено требование к максимальному весу пациенту для вертикальных и горизонтальных перемещений стола не менее 250 кг., но отсутствует обоснование необходимости включения данной характеристики. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что исследование пациентов весом более 200 кг. невозможно на данном оборудовании и не позволяет поставить товар Vantage Titan производства Canon.

 

Вх. № 3776 от 01.06.2020 г. в Ульяновское УФАС России от ИП Лисового А.А. поступили дополнения к жалобе, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заказчиком при формировании документации допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку заказчику требуется не только поставка товара, но и монтаж, пусконаладка медицинского оборудования, вместе с тем, в документации и проекте контракта отсутствует требование о наличии у участника закупки или исполнителя лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности;

В аукционной документации использованы нестандартные показатели, которые в свою очередь не совпадают с наименованиями, указанными в ГОСТ Р 56310-2014:

- «Максимальная напряженность градиентного поля по любой из осей X, Y, Z, мТл/м», в ГОСТ указанный показатель прописан как «Максимальный градиент магнитной индукции»;

- «Максимальная скорость нарастания градиентного поля по любой из осей X, Y, Z, мТл/м/мс», по ГОСТ – «Максимальная скорость нарастания градиента магнитной индукции, мТл/м/с, не менее», кроме того, к указанному показателю в документации об аукционе установлена единица измерения отличная от той, что указана в ГОСТ, а именно «мТл/м/мс» вместо «мТл/м/с»;

- «Погрешность при позиционировании деки стола» - в ГОСТ это «Точность позиционирования».

Также заявитель указывает, что в разделе 6 ГОСТ Р 56310-2014 «Изделия медицинские электрические. Томографы магнитно-резонансные со сверхпроводящими магнитами. Технические требования для государственных закупок» приведены технические характеристики (параметры), которые должны быть включены в техническое задание на государственную закупку, часть из которых не включена в документацию (операционная система рабочей станции, максимальный объем гелия системы охлаждения, число фаз сети питания) и документация не содержит обоснования неприменения таких показателей.

 

На заседании Комиссии 02.06.2020 г., проводимой в дистанционном режиме, представитель ИП Лисового А.А. поддержал доводы жалобы, представители заказчика возражали против жалобы, представили письменные пояснения (вх. № 3814 от 02.06.2020 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заказчиком в аукционную документацию включены характеристики товара, отвечающие его потребностям и с учетом специфики деятельности. ГОСТ Р 56310-2014 устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях для государственных закупок магнитно-резонансных томографов со сверхпроводящими магнитами и содержит наименования характеристик, а не конкретные значения этих характеристик. Грузоподъемность стола пациента является одним из важных критериев оборудования, позволяющим проводить диагностику как можно более широкому кругу пациентов. Такую грузоподъемность могут обеспечить модели разных производителей – Philips Ingenia, Siemens Aera, GE Signa Voyager. При этом, указанная заявителем модель МРТ Canon Titan не соответствует техническому заданию и по ряду других важных характеристик. Требование о наличии лицензии у участника закупки не установлено, в связи с тем, что основным объектом закупки является поставка товара.

Представитель уполномоченного органа на заседание Комиссии 02.04.2020 г. не явился, представил письменные возражения на жалобу (вх. № 3816 от 02.06.2020 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

Аукционная документация была сформирована на основании технико-экономического задания заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности.

Ссылка в доводах жалобы на пункт 6.1.5 ГОСТ Р 56310-2014 не может быть принята во внимание, так как в цитируемом примечании сделан вывод о том, что именно дальнейшее расширение параметров движения стола, а не величина максимального веса пациента, не приводит к расширению диагностических возможностей.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 03.06.2020 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 18.05.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002420003158, наименование объекта закупки – «Магнитно-резонансный томограф в рамках мероприятий регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями»» (начальная (максимальная) цена контракта – 104 983 000,00 руб.).

22.05.2020 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.05.2020 г. на участие в указанном аукционе было подано 2 заявки, одна заявка была отклонена.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 01.06.2020 г. заявка единственного участника аукциона была признана соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Лисового А.А. необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику указано на необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002420003158 объектом закупки является поставка магнитно-резонансного томографа в рамках мероприятий регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002420003158 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 «Описание объекта закупки и количество» документации № 0168200002420003158 содержит описание необходимого заказчику товара в виде таблицы, содержащей, в том числе следующие показатели товара и требования к указанию их участниками:

 

Наименование показателя товара, единица измерения

Требование к значению показателя

Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки

Обоснование, предусмотренное КТРУ, статьёй 33 Закона № 44-ФЗ

ГОСТ Р 56310-2014/Обоснование пунктов

4

5

6

7

Максимальный вес пациента для вертикальных и горизонтальных перемещений стола, кг

Не менее 250

Указывается одно значение

ГОСТ Р 56310-2014. 6.1.5

Погрешность при позиционировании деки стола, мм

Не более 0,5

Указывается одно значение

ГОСТ Р 56310-2014. 6.1.5 точность позиционирования

Максимальная напряженность градиентного поля по любой из осей X, Y, Z, мТл/м

Не менее 34

Указывается одно значение

ГОСТ Р 56310-2014. 6.1.2

Максимальная скорость нарастания градиентного поля по любой из осей X, Y, Z, мТл/м/мс

Не менее 145

Указывается одно значение

ГОСТ Р 56310-2014. 6.1.2

 

1) ГОСТ Р 56310-2014 «Изделия медицинские электрические. Томографы магнитно-резонансные со сверхпроводящими магнитами. Технические требования для государственных закупок» устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (далее - ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок медицинского оборудования (МО): магнитно-резонансных томографов со сверхпроводящими магнитами (МРТ СПМ).

Пункт 6.1 раздела 6 «Основные технические характеристики, указываемые в техническом задании» ГОСТ Р 56310-2014, содержит перечень технических характеристик (параметров), которые должны быть включены в ТЗ на государственную закупку. При этом, пункт 6.1 раздела 6 «Основные технические характеристики, указываемые в техническом задании» ГОСТ Р 56310-2014 не содержит каких-либо числовых обозначений и указаний на значения перечисленных характеристик, в том числе и подпункт 6.1.5 «Стол пациента» содержит указание на то, что техническое задание должно содержать такую характеристику как «максимальный вес пациента, кг, не менее» и не содержит указание на числовое значение, допустимое к применению в техническом задании.

Примечание к подпункту 6.1.5 «Стол пациента» указывает, что «Параметры стола штатива, как правило, согласованы с конструкцией магнита и рассчитаны на вес пациента в достаточно широких пределах. Таким образом, дальнейшее расширение параметров движения не приведет к расширению диагностических возможностей». Таким образом, в примечании не идет речь о грузоподъемности стола пациента, а указывается на отсутствие необходимости расширения параметров движения.

Приложение Б к ГОСТ Р 56310-2014, на которое ссылается заявитель в обосновании своих доводов содержит маркировку «Справочное» и называется «Пример медико-технических характеристик магнитно-резонансного томографа со сверхпроводящими магнитами», а также сопровождается примечанием «Приведенные в таблице Б.1 количественные и качественные значения характеристик носят информационный характер».

В связи с изложенным, ссылка заявителя жалобы на числовое значение параметра «максимальный вес пациента, кг, не менее 200», которое указано в таблице Б.1 в качестве примера, образца того, как именно может выглядеть техническое задание, не подтверждает необоснованность включения спорного показателя заказчиком в документацию.

Указанный показатель (Максимальный вес пациента для вертикальных и горизонтальных перемещений стола, кг., не менее 250) включен в техническое задание, поскольку является существенным для заказчика и необходим для качественного оказания медицинской помощи наиболее широкому кругу лиц.

Таким образом, включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных спецификой деятельности заказчика, не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. В своей жалобе ИП Лисовой А.А. ссылается на то, что предполагаемый им к поставке товар не соответствует требованиям документации именно по спорной характеристике, однако отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

При этом заявителем не представлено документальное подтверждение соответствия товаров по указанным позициям технического задания единственному производителю (товару единственного официального представителя производителей) или доказательств невозможности поставки товаров иных производителей.

 

2) Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, из положений статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик не обязан использовать все показатели и характеристики, предусмотренные ГОСТ, а указывает, на то, что в документации должны содержаться те показатели, которые позволяют определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям.

При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При этом нормы статьи 33 Закона о контрактной системе не обязывают заказчика включать в документацию обоснование неиспользования стандартных показателей.

Учитывая изложенное, отсутствие в описании объекта закупки таких характеристик, поименованных в ГОСТ Р 56310-2014 как «операционная система рабочей станции», «максимальный объем гелия системы охлаждения» не может быть расценено как нарушение законодательства о контрактной системе.

Кроме того, в ходе анализа аукционной документации Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что показатель «число фаз сети питания» присутствует в описании объекта закупки.  

 

3) Доводы заявителя жалобы о том, что ряд показателей, установленных в описании объекта закупки дословно не совпадают с установленными ГОСТ Р 56310-2014 («Погрешность при позиционировании деки стола, мм.», «Максимальная напряженность градиентного поля по любой из осей X, Y, Z, мТл/м», «Максимальная скорость нарастания градиентного поля по любой из осей X, Y, Z, мТл/м/мс») не могут быть признаны обоснованными, поскольку заявителем жалобы не доказано, что установленные заказчиком спорные характеристики являются нестандартным или выходят за пределы указанного ГОСТ, кроме того, колонка 7 таблицы с описанием объекта закупки содержит ссылки на соответствующие пункты ГОСТ Р 56310-2014, что позволяет определить какие именно характеристики товара необходимы заказчику, в том числе и единицы их измерения.

Учитывая изложенное, жалоба ИП Лисового А.А, в указанной части является необоснованной.

 

2. В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г.№ 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежит обязательному лицензированию деятельность на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.

Порядок лицензирования данной деятельности определен Положением о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 г. № 469.

Согласно пункту 3 указанного Положения в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят работы (услуги) по монтажу и наладке медицинской техники; контролю технического состояния медицинской техники; периодическому и текущему техническому обслуживанию медицинской техники; ремонту медицинской техники.

Согласно разделу «Требования к участникам» извещения об осуществлении закупки № 0168200002420003158, а также разделам 2 и 3 аукционной документации № 0168200002420003158 заказчиком не установлены единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе).

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002420003158 объектом закупки является поставка магнитно-резонансного томографа в рамках мероприятий регионального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями».

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, заказчик вправе установить требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчика после заключения государственного контракта.

Статьей 34 Закона о контрактной системе установлены требования к составу государственного контракта, при этом требование об обязательном установление в государственном контракте требований к исполнителю (соисполнителю) о наличии у него лицензий на осуществление необходимого вида деятельности отсутствует.

Таким образом, жалоба ИП Лисового А.А. в указанной части является необоснованной.

 

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Лисового А.А. необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны