Решение №5984-04 Решение по жалобе ООО «Профессиональные бухгалтерские технол... от 18 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от 14.09.2015 № 5984-04

РЕШЕНИЕ

09.09.2015                                                                                                                                        ДЕЛО № 12608/04-2015

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению жалоб по статье 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

 

председатель

зам. руководителя управления К.Ю.Попов,

члены

-    начальник отдела М.С. Степанова;

помощник руководителя А.В. Федорова,

 

рассмотрев дело № 12608/04-2015 возбужденное по жалобе ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» (432017, г. Ульяновск, ул. Пушкинская, 15А), на действия ОАО «Оптика № 2» (432057, г. Ульяновск, ул. Врача, Михайлова, 31) при проведении конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Оптика № 2» (заказчик) за 2015, 2016, 2017 годов (извещение № 0568200000115000002) (дата окончания приема заявок – 25.08.2015, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 26.08.2015) Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

31 августа 2015 года в Ульяновское УФАС России поступила жалоба от ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» на действия конкурсной комиссии заказчика – ОАО «Оптика № 2» при проведении конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Оптика № 2» (далее - заказчик) за 2015, 2016, 2017 годов (извещение № 0568200000115000002) (дата окончания приема заявок – 25.08.2015, дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 26.08.2015).

Как указано в жалобе, 05.08.2015 на сайте zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение о проведении открытого конкурса и соответствующая конкурсная документация (извещение № 0568200000115000002).

Вскрытие конвертов с заявками четырех участников (ООО «Аудит-Плюс», ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии», ООО «Аудит-Регион», ООО «Фирма «Аудит») состоялось 25.08.20 15, рассмотрение и оценка заявок - 26.08.2015.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок заказчик допустил к участию в конкурсе двух участников - ООО «Аудит-Регион» и ООО «Аудит-плюс», по итогам рассмотрения и оценки заявок победителем конкурса было признано ООО «Аудит-плюс».

Заявка ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» незаконно и необоснованно отклонена по следующим основаниям:

Заявка заявителя на участие в конкурсе отклонена по причине отсутствия документов или копии документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, установленным законодательством об аудиторской деятельности  (Свидетельство качества аудиторской деятельности № 0133/2-59, выданное ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии», имеет срок действия до 26 мая 2014 года).

Согласно п. 7.1 Информационной карты участник закупки должен представить документы или копии документов, подтверждающих соответствие частника закупки требованиям, установленным законодательством об аудиторской деятельности.

На основании требований конкурсной документации и законодательства РФ заявитель представил Свидетельство качества аудиторской деятельности № 0133/2-59, что подтверждено Описью документов представляемых для участия в открытом конкурсе.

В соответствии с п. 4 ст. 5 Федерального Закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон № 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита отчетности организаций, в уставном капитале которой доля государственной собственности превышает 25%, заключается по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то есть в соответствии с порядком, установленным Федеральным Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе  сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в число единых требований заказчика к участникам закупки входит требование соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Одним из требований, предъявляемых к аудиторским организациям, осуществляющим аудиторскую деятельность на территории РФ, является требование о прохождении внешнего контроля качества работы (пп. 1 п. 2 ст. 10 Закона № 307-Ф3).

Согласно п. 5 ст. 10 Закона № 307-Ф3 определено, что внешний контроль качества работы аудиторских организаций, осуществляющих аудит отчетности предприятий, в уставном капитале которых доля государственной собственности превышает 25%, осуществляется двумя органами; саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, и уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору (то есть органом Росфиннадзора).

В соответствии с п. 9 указанной статьи Закона № 307-ФЗ установлено, что плановые проверки качества осуществляются СРО аудиторов не реже одного раза в три года, а органом Росфиннадзора - не чаще одного раза в два года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО.

Каждое СРО аудиторов и аудиторских организаций ведет реестр аудиторов и аудиторских организаций, являющихся членами конкретного СРО в соответствии со ст. 19 Закона № 307-ФЗ. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций всех СРО ведется уполномоченным федеральным органом Министерством финансов РФ.

Согласно приложению № 3 к Положению о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.10.2009 № 111н, сведения о прохождении внешнего контроля качества работы аудиторской организации (дата проведения проверки, наименование органа, проводившего проверку) включаются в реестр аудиторов и аудиторских организаций, который ведет СРО. Согласно приложению № 5 к вышеуказанному Положению сведения о прохождении аудиторском организацией внешнего контроля качества включаются и в контрольный экземпляр реестра, который ведет Минфин РФ.

В соответствии с п. 32 и п. 38 Положения раскрытие СРО аудиторов и аудиторских организаций сведений из реестра СРО, а также раскрытие Минфином РФ сведений из контрольного экземпляра реестра осуществляется путем размещения соответствующих сведений на официальных сайтах СРО аудиторов и аудиторских организаций и на официальном сайте Минфина РФ.

На официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов некоммерческое партнерство «АУДИТОРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДРУЖЕСТВО», членом которой является ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» в разделе «Реестры», в подразделе «Реестр членов - аудиторских организаций» имеются открытые сведения в отношении ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии».

Исходя из сведений, размещенных на сайте СРО, последней датой проведения проверки качества работы Росфнннадзором указан 2013 г.

На официальном сайте Минфина РФ vvww .minlln.ru также имеются открытые сведения в отношении ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии».

Исходя из вышеизложенного, как считает заявитель, можно сделать вывод, что на момент проведения конкурса (извещение № 0568200000115000002) ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» прошло внешний контроль качества paботы со стороны СРО или Росфнннадзора и, следовательно, выполнило требования, установленные ст. 10 Закона № 307-Ф3.

Таким образом, причина отклонения заявки на участие в конкурсе в связи с указанием в свидетельстве качества аудиторской деятельности № 0133/2-59, выданное ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии», срок действия до 26 мая 2014 года, является необоснованной и незаконной, поскольку конкурсной документацией установлено лишь требование о его наличии.

Далее заявитель сослался на решение Ульяновского УФАС России от 24.06.2015 по делу № 12283/04-2015, которым действия ОАО «Оптика № 2», выразившиеся в нарушении порядка выбора победителя при проведении открытого конкурса па право заключения договора на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Оптика № 2» за 2015, 2016, 2017 г.г. (закупка № 0568200000115000001), признаны незаконными.

На основании данного решение, ОАО «Оптика № 2» выдано предписание об аннулировании торгов.

На основании изложенного, заявитель просит признать незаконными действия ОАО «Оптика № 2» по необоснованному отклонению заявки ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» на участие в конкурсе к участию в открытом конкурсе по закупке услуг аудиторской проверки отчетности ОАО «Оптика № 2» за 2015 - 2017 г.г. и выдать предписание об устранении допущенных нарушений и обязать заказчика признать конкурс несостоявшимся.

Представители ОАО «Оптика № 2» жалобу считают необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях по жалобе.

Согласно п. 1.6.1 документации установлена обязанность аудиторской организации по прохождению внешнего контроля качества работы.

Согласно п.7.1 информационной карты следует, что участник обязан представить документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным законодательством об аудиторской деятельности. В соответствии со ст. 10 Закона № 307-ФЗ установлено, что аудиторская организация обязана проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию.

Таким образом, участник конкурса обязан был представить документ, подтверждающий, о прохождении внешнего контроля.

Такого документа заявителем представлено не было.

Представленное свидетельство является недействительным уже более года.

Конкурсная комиссия какого-либо иного документа, подтверждающего упомянутое выше требование, в составе заявки не обнаружила.

Документ, выданный на определенный срок, действителен в течение этого срока и прекращает свое действие немедленно после истечения такого срока.

Согласно статье 194 Гражданского кодекса РФ определено, что если срок установлен для совершения какого- либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации компания ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» могло предоставлять приложенное к заявке свидетельство в качестве доказательства прохождения внешнего контроля лишь до 23 часов 59 минут 59 секунд 26 мая 2014 года. По истечению этого срока данный документ перестал иметь юридическую силу. Поэтому вывод о том, что участником не представлен необходимый документ - правомерно;

Из этого следует, что предоставление документа о том, что внешний контроль пройден – обязательно. Документ с истекшим сроком действия, как упомянуто выше, юридической силы не имеет.

Основываясь на решении Ульяновского УФАС России от 24.06.2015 по делу №12283/04-2015, следует отметить, что документ, подтверждающий прохождение внешнего контроля качества, обязателен для предоставления в составе заявки на участие в публичных  процедурах, при этом, сведения, размещаемые на сайтах организаций СРО, не могут юридически подтверждать наличие документа подтверждающего прохождение внешнего контроля качества.

На рассмотрении дела представители ОАО «Оптика № 2» дополнительно указали на необходимость соблюдать аудиторскими организациями положения Кодекса профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г. (протокол N 4) и принятым саморегулируемыми организациями аудиторов Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности 4/201, утвержденные приказом Минфина России 24.02.2010 N 16н.

На заседании комиссии также присутствовал представитель ООО «Аудит-Регион», участник данного конкурса, который поддержал доводы жалобы.

Рассмотрев представленные материалы дела, комиссия приходит к выводу о необходимости признать жалобу ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» необоснованной. При этом комиссия руководствуется следующим.

05.08.2015 ОАО «Оптика № 2» на сайте zakupki.gov.ru разместило извещение о проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности ОАО «Оптика № 2» (заказчик) за 2015, 2016, 2017 годов и соответствующую конкурсную документацию (извещение № 0568200000115000002).

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 25.08.2015 конкурсная комиссия заказчика допустила к участию в конкурсе двух участников - ООО «Аудит-Регион» и ООО «Аудит-плюс», заявку ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» отклонила.

По итогам рассмотрения и оценки заявок победителем конкурса было признано ООО «Аудит-плюс».

Конкурсной документацией по проведению открытого конкурса, утвержденной  заказчиком, определен порядок проведения конкурса, содержащий, в том числе требования к перечню документов, которые должны быть представлены в заявке участника открытого конкурса.

Согласно п.7.1 информационной карты следует, что участник обязан представить документы, подтверждающие соответствие участника требованиям, установленным законодательством об аудиторской деятельности.

Установлено, что в составе заявки ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» представлено свидетельство качества аудиторской деятельности № 0133/2-59, дата выдачи 27.05.2011. Срок действия настоящего свидетельства установлен решением Комиссии по контролю за качеством от 27.05.2011 «27» мая 2011 г. по «26» мая 2014 г.

Довод заявителя о том, что причина отклонения заявки на участие в конкурсе в связи с указанием в свидетельстве качества аудиторской деятельности № 0133/2-59, выданное ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии», срок действия до 26 мая 2014 года, является необоснованной и незаконной, поскольку конкурсной документацией установлено лишь требование о его наличии, не состоятелен.

Согласно ч. 2, 4, 5 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская организация, аудитор обязаны проходить внешний контроль качества работы, в том числе предоставлять всю необходимую для проверки документацию и информацию.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 названного Закона, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору.

В соответствии с ч. 7 ст. 10 Федерального закона № 307-ФЗ саморегулируемая организация аудиторов в соответствии с принципами осуществления внешнего контроля качества работы и требованиями к его организации устанавливает правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы своих членов, определяющие, в частности, формы внешнего контроля, сроки и периодичность проверок, в том числе проверок, осуществляемых членами саморегулируемой организации аудиторов в отношении других членов этой организации. Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, перечень типовых вопросов программы указанной проверки, а также порядок оформления ее результатов устанавливаются уполномоченным федеральным органом.

Решением Правления Саморегулируемой организации «Аудиторская Ассоциация Содружество» (НП ААС) от 29.06.2019 (протокол № 1) утверждены Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы членов Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество».

Пунктом 11.37 Правил установлено, что после утверждения Комиссией по контролю за качеством Отчета о внешней проверке качества работы члену НП ААС – аудиторской организации, индивидуальному аудитору выдаются документы, подтверждающее прохождение процедуры ВККР за проверяемый период по форме, утвержденной Комиссией по контролю за качеством (Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества – выдается членам НП ААС, по результатам внешнего контроля качества работы которых выявлены отдельные недостатки).

Порядок назначения и осуществления проверки аудиторской организации уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору установлен в Административном регламенте исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, утвержденном Приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Административная процедура проведения проверки и оформления результатов проверки предусматривает изготовление, подписание акта проверки и его направление в аудиторскую организацию.

 На официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов некоммерческое партнерство «АУДИТОРСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СОДРУЖЕСТВО», членом которой является ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» в разделе «Реестры», в подразделе «Реестр членов - аудиторских организаций» имеются открытые сведения в отношении ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии».

Исходя из сведений, размещенных на сайте СРО, последней датой проведения проверки качества работы Росфнннадзором указан 2013 г.

Согласно ч. 9 ст. 10 Федерального закона № 307-ФЗ для аудиторской организации, проводящей обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона, такая периодичность составляет:

- не реже одного раза в три года, но не чаще одного раза в год начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций (при проведении внешних проверок саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является такая аудиторская организация);

- не чаще одного раза в два года начиная с календарного года, следующего за годом внесения сведений об аудиторской организации в реестр аудиторов и аудиторских организаций (при проведении проверки уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору).

Следует отметить, что Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы членов Саморегулируемой организации аудиторов Некоммерческого партнерства «Аудиторская Ассоциация Содружество» установлены аналогичные сроки.

Таким образом, аудиторская организация, осуществляющая аудит общественно значимых организаций, обязана проходить внешние плановые проверки контроля качества со стороны СРО, в которой она состоит, не реже одного раза в три года, а также проверки уполномоченного федерального органа по контролю и надзору не чаще одного раза в два года.

Более того, документ, выданный на определенный срок, действителен в течение этого срока и прекращает свое действие немедленно после истечения такого срока.

Согласно п. 6.3 конкурсной документации конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

Иного действующего документа, подтверждающего прохождение внешнего контроля, заявителем не представлено.

Следовательно, отклонение заявки ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии», в составе которой было представлено свидетельство качества аудиторской деятельности № 0133/2-59, со сроком действия до 26 мая 2014 г., обоснованно и законно.

Следует отметить, что сведения, размещаемые на сайтах организаций СРО, не могут юридически подтверждать наличие документа подтверждающего прохождение внешнего контроля качества.

Кроме того, доводы, относительно несоответствия заявки ООО «Аудит-Плюс» в части прохождения внешнего контроля и недостоверных сведений в части количества сотрудников, имеющих квалификационные аттестаты, не состоятельны.

  На официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов некоммерческое партнерство «Российская коллегия аудиторов», членом которой является ООО «Аудит-Плюс» имеются открытые сведения в части прохождения внешнего контроля качества работы, имеющую положительную оценку.

Сведения, размещаемые на сайтах организаций СРО, не могут быть приняты как безусловное доказательство представления ООО «Аудит-Плюс» недостоверных сведений в части количества сотрудников, имеющих квалификационные аттестаты, поскольку могут иметь не актуальную информацию.

Таким образом, жалобу ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» следует признать необоснованной.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Профессиональные бухгалтерские технологии» необоснованной.

 

Председатель комиссии

К.Ю.Попов

 

Члены комиссии

М.С. Степанова

А.В. Федорова

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны