Решение №ИС/2934/24 Решение по делу № 073/10/104-318/2024 от 5 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 073/10/104-318/2024

31.05.2024

г. Ульяновск

г. Ульяновск

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии

заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов Комиссии:

заместителя начальника отдела <…>,

специалиста-эксперта <…>,

в присутствии: - от ООО «СнабАвиа»:

- <…> (доверенность № 22 от 28.05.2024);

по обращению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее – ФГБОУ ВО УИГА, заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «СнабАвиа» (далее – ООО «СнабАвиа») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № КЭ 243/22-06 от 17.10.2022 на поставку запасных частей для воздушных судов (Извещение № 0368100010822000239),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3575-ЭП/24 от 24.05.2024 (дата поступления в ЕИС – 24.05.2024) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ФГБОУ ВО УИГА о включении сведений в отношении ООО «СнабАвиа» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № КЭ 243/22-06 от 17.10.2022.

Вх. № 3652-ЭП/24 от 28.05.2024, № 3686-ЭП/24 от 29.05.2024 в Ульяновское УФАС России от ФГБОУ ВО УИГА поступили дополнительные документы по обращению.

Вх. № 3698-ЭП/24 от 29.05.2024 от ООО «СнабАвиа» поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

ООО «СнабАвиа» осуществило поставку всех товаров по контракту кроме позиции № 4, что подтверждается документами о приемке товара на сумму 2 053 151,55 руб. (63 % от цены контракта).

Невозможность исполнения контракта возникла в связи с санкциями Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, введенными в отношении авиационной отрасли Российской Федерации и их постоянным ужесточением.

Производителем топливных насосов подкачки Feed Pump (05-7312-К0177ХХ) является резидент Соединенных Штатов Америки – компания Continental Motors Company. Непосредственное производство двигателей осуществляется на территории Федеративной Республики Германия.

Так, в соответствии со статьей 3с Постановления Совета Европейского Союза № 833/14 от 25.02.2022 резидентам Европейского Союза запрещено, в том числе продавать, экспортировать прямо или косвенно товары и технологии, пригодные для использования в авиации, любому лицу в России или для использования в России.

ООО «СнабАвиа» планировало осуществить закупку необходимого заказчику товара, в связи с чем были заключены необходимые договоры и внесена предоплата поставщику.

Вместе с тем, в связи с введением новых ограничительных действий в отношении Российской Федерации, в том числе принятием 10-го пакета санкций Европейского Союза – Решение Совета Европейского Союза № 427/2023 от 25.02.2023, поставка товара осуществлена быть не могла.

Факт невозможности поставки топливных насосов подкачки Feed Pump (05-7312-К0177ХХ) также подтверждает полученное по данному контракту заключение Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» от 11.03.2024.

ООО «СнабАвиа» предприняло все возможные действия для исполнения принятых обязательств.

ООО «СнабАвиа» является профессиональным участником рынка запасных частей для гражданской авиации, в связи с чем общество просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении ООО «СнабАвиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

На заседании Комиссии в рамках дистанционного рассмотрения дела 30.05.2024 представитель заказчика поддержала доводы, указанные в обращении, в полном объеме, представитель ООО «СнабАвиа» поддержал представленные пояснения. В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 13 час. 40 мин. 31.05.2024 для анализа материалов дела.

Вх. № 3754-ЭП/24 от 31.05.2024 в Ульяновское УФАС России от ООО «СнабАвиа» поступили дополнительные документы, подтверждающие факт заключения договора в целях исполнения контракта с иностранным контрагентом.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила сведения в отношении ООО «СнабАвиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать. При этом Комиссия исходила из следующего.

17.10.2022 между ФГБОУ ВО УИГА и ООО «СнабАвиа» был заключен контракт № КЭ 243/22-06 на поставку запасных частей для воздушных судов (цена контракта – 3 226 584, 75 руб.).

В соответствии с пунктом 3.1 раздела III «Порядок, сроки и условия поставки и приемки товара» контракта поставщик самостоятельно доставляет товар заказчику по адресу: по местонахождению заказчика (г. Ульяновск, аэродромный комплекс «Ульяновск (Баратаевка)», технический склад), срок поставки: со дня заключения контракта до 15.12.2022.

Согласно сведениям единой информационной системы заказчику был поставлен товар на общую сумму 2 053 151,55 руб., который был принят, что подтверждается УПД от 17.11.2022, 09.02.2023, 15.03.2023, 04.05.2023, 20.06.2023, 21.07.2023, 19.09.2023, 02.02.2024.

В нарушение условий заключенного контракта, ООО «СнабАвиа» в установленные сроки обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были.

Сторонами велась переписка по вопросу исполнения контракта, в том числе, ООО «СнабАвиа» уведомляло заказчика о невозможности исполнения контракта в связи с существенными изменениями обстоятельств, связанных с введенными санкциями в отношении Российской Федерации и просило расторгнуть контракт по соглашению сторон.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пункт 10.2 контракта № КЭ 243/22-06 от 17.10.2022, заключенного между ФГБОУ ВО УИГА и ООО «СнабАвиа», предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

13.05.2024 ФГБОУ ВО УИГА было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 13.05.2024 15:53 (МСК) решение размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО «СнабАвиа» о принятом заказчиком решении является 13.05.2024.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 23.05.2024.

Вместе с тем, товар, предусмотренный контрактом, ООО «СнабАвиа» до 23 час. 59 мин. 23.05.2024 поставлен не был.

Таким образом, в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ООО «СнабАвиа» нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 24.05.2024.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном нарушении условий государственного контракта.

Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от исполнения контракта.

При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на неисполнение либо уклонение от исполнения контракта.

В соответствии с пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

В указанном случае Комиссия Ульяновского УФАС России не может ограничиваться формальным установлением факта нарушения законодательства о контрактной системе и не усматривает умышленных действий со стороны ООО «СнабАвиа» в части уклонения от исполнения контракта.

Согласно сведениям, представленным обществом, ненадлежащее исполнение обязательств по контракту связано с независящими от ООО «СнабАвиа» обстоятельствами.

Введение политических (экономических) санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера) также привели к массовому увеличению цен на товары и срыву деятельности юридических лиц.

В рамках рассмотрения обращения, ООО «СнабАвиа» был представлен договор поставки от 12.08.2022 на поставку запасных частей для воздушных судов гражданской авиации, а также документы, подтверждающие внесение предоплаты по договору.

Вместе с тем, отгрузка топливных насосов подкачки Feed Pump (05-7312-К0177ХХ) осуществлена не была ввиду невозможности исполнения условий договора в связи с введением ограничительных мер экономического характера, введенных рядом иностранных государств.

Указанные обстоятельства также подтверждены представленным ООО «СнабАвиа» заключением Союза «Ленинградская областная торгово-промышленная палата» от 11.03.2024 о существенном изменении обстоятельств.

Учитывая вышеизложенное, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что в действиях ООО «СнабАвиа» отсутствуют признаки недобросовестности, соответственно, включение сведений об ООО «СнабАвиа» в реестр не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности и является несоразмерным характеру допущенного нарушения.

Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России было принято решение сведения в отношении ООО «СнабАвиа» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Руководствуясь подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «СнабАвиа» (адрес: <…>; ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

<…>

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

ФГБОУ ВО УИГА
ИНН 7303002000, ОГРН 1027301176627
Общество с ограниченной ответственностью «СНАБАВИА»
ИНН 9731003980, ОГРН 1187746557195