Решение №877-03 Признать жалобу АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской... от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

18.02.2022                                                                                                 Дело № 073/06/105-72/2022

г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления <…>,

 

членов:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» Минтруда

России:

- <…> (доверенность № 217 от 16.02.2022 г.),

- <…> (доверенность № 218 от 16.02.2022 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/105-72/2022 по жалобе АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368100006922000003 (наименование объекта закупки – «Поставка государственных знаков почтовой оплаты (Почтовые марки)»; заказчик – Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 250 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 14.02.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 913 от 14.02.2022 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368100006922000003.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, заказчиком неверно выбран способ осуществления закупки, так как знаки почтовой оплаты не должны рассматриваться как отдельная услуга и заказчик вправе осуществить закупку у заявителя как у единственного поставщика. Учитывая, что данная закупка является фактически закупкой услуг почтовой связи заказчиком необоснованно не установлены требования о наличии у участников закупки соответствующей лицензии. Также заявитель полагает, что заказчиком необоснованно установлено ограничение в соответствии со статьей 30 Закона о контрактной системе.

 

Вх. № 987 от 16.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заявитель не обладает исключительным правом продажи государственных знаков почтовой оплаты из чего следует, что заказчик вправе осуществить закупку данных товаров в общем порядке. Кроме того, статья 30 Закона о контрактной системе не содержит предметных ограничений для установления соответствующих ограничений для СМП и СОНО.

 

На заседании Комиссии 17.02.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения.  В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 10 мин. 18.02.2022 г. для документального анализа материалов дела.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 03.02.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368100006922000003, наименование объекта закупки – «Поставка государственных знаков почтовой оплаты (Почтовые марки)» (начальная (максимальная) цена контракта – 250 000,00 руб.).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Конкурентными способами определения поставщиков являются также аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях), а также услуг центрального депозитария;

В силу статьи 3 Закона о естественных монополиях под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии

Согласно части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.

Под почтовой связью в соответствии со статьей 2 Закона о почтовой связи понимается вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи Российской Федерации, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и юридическим лицам; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; почтовые отправления - адресованная письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры; письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты; операторы почтовой связи - организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.

Согласно части 2 статьи 28 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях. Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, тарифы на которые регулируются государством, а также порядок их регулирования устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. № 637 утверждено Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, которое разработано в целях реализации Федерального закона «О связи», предусматривающее цели, методы и порядок государственного регулирования тарифов на услуги общедоступной электросвязи (кроме универсальных услуг связи) и общедоступной почтовой связи на внутреннем рынке Российской Федерации.

Государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона «О связи» (пункт 2 Положения о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. № 637).

В силу пункта 1 «Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. № 637, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.

Из вышеизложенного следует, что заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе только на услуги, указанные в перечне услуг общедоступной почтовой связи, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 г. № 637.

Вместе с тем поставка (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок, маркированных конвертом, почтовых карточек) не входит в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется государственное регулирование тарифов, следовательно, не относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий, в частности, заявителя.

При этом Комиссия обращает внимание, что заказчик самостоятельно принимает решение об осуществлении закупки исходя из своих потребностей и выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из предмета закупки и с учетом требований и ограничений, установленных Законом о контрактной системе.

Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.

По общему правилу закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является правом, а не обязанностью заказчика.

Исходя из вышеизложенного жалоба АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области является необоснованной в указанной части.

 

2. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, лицензия или выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией).

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0368100006922000003 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки и количество», согласно пункту 1.1 которого объектом закупки является поставка государственных знаков почтовой оплаты (Почтовые марки).

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи) государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации утверждено Приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 № 115 (далее - Положение).

По пунктам 1.1, 1.2, 1.5, 3.2 Положения знаки почтовой оплаты Российской Федерации (почтовые марки и блоки, маркированные конверты и карточки) предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции.

Организация издания и распространения знаков почтовой оплаты осуществляется Федеральным управлением почтовой связи (ФУПС) при Министерстве связи Российской Федерации в соответствии с Положением о Федеральном управлении почтовой связи, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14.08.93 № 798.

Непосредственное планирование, издание и распространение знаков почтовой оплаты, экспорт и импорт филателистических товаров осуществляется Издательско-торговым центром «Марка» Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.

Номиналы знаков почтовой оплаты соответствуют тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5.3 Положения продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации производится учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости и не ранее срока, установленного для их ввода в почтовое обращение.

Из пункта 4 Приказа Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 № 115 следует, что его положения распространяются на государственные учреждения, предприятия и организации почтовой связи.

Действующим законодательством, в том числе Положением, не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны учреждений Федеральной почтовой связи, в связи с чем любое физическое или юридическое лицо имеет возможность приобрести соответствующие знаки у названных учреждений.

Частью 1 статьи 17 Закона о почтовой связи установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Законом о почтовой связи. Указанные лицензии, а также сертификаты на средства и услуги почтовой связи оформляются и выдаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственной - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.

Согласно Перечню лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", входят прием почтовых отправлений; обработка почтовых отправлений; перевозка почтовых отправлений; доставка (вручение) почтовых отправлений; почтовый перевод денежных средств (для организаций федеральной почтовой связи).

При этом установлено, что оказание услуг, предусмотренных настоящим перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.

Почтовые марки, также как и маркированные конверты, подтверждают лишь оплату услуг почтовой связи. Поэтому реализация (продажа) знаков почтовой оплаты (почтовых марок) не относится к услугам почтовой связи, на оказание которых требуется отдельная лицензия.

Исходя из изложенного жалоба АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области является необоснованной в указанной части.

 

3. Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе предусмотрено установление в извещениях об осуществлении закупок преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 14 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, устанавливающим требования к содержанию извещения об осуществлении закупки.

Извещение об осуществлении закупки № 0368100006922000003 содержит указание на то, что заказчиком установлены преимущества в соответствии с частью 3 статьи 30 закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей и при осуществлении закупок с учетом положений части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Законом о контрактной системе не предусмотрен исчерпывающий перечень товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупка которых осуществляется исключительно у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Единственным ограничением при проведении для проведения закупок среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368100006922000003 начальная (максимальная) цена контракта составляет 250 000,00 руб., что не противоречит требованиям части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, проведение электронного аукциона (извещение № 0368100006922000003) на поставку государственных знаков почтовой оплаты (почтовые марки) для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.

Исходя из вышеизложенного жалоба АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области является необоснованной в указанной части.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу АО «Почта России» в лице УФПС по Ульяновской области необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии:

 

<…>

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны