Решение №2670-03 Признать жалобу ИП Данилова С.В. необоснованной. от 2 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

31.05.2022                                                                                               Дело № 073/06/106-313/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,     

 

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 25 от 10.01.2022 г.),

- от Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 31-д от 27.05.2022 г.),

- <…> (доверенность № 33-д от 30.05.2022 г.),

     

рассмотрев дело № 073/06/106-313/2022 по жалобе ИП Данилова С.В. (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622001880 (наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2022-нр5491. Операционная система и программное обеспечение для осуществления мероприятия «Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»; заказчик – Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области, далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта - 1 329 536,00 руб., срок окончания подачи заявок - 25.05.2022 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3334 от 25.05.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Данилова С.В. на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622001880.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Согласно техническому заданию к приобретению планируется операционная система под описание которой в связи с включением ряда требований к безопасности («Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016)», «Профиль защиты операционных систем типа «А» (ФСТЭК России, 2017)», «Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий» (ФСТЭК России, 2020)») подходит одна операционная система «Astra Linux Special Edition», стоимость которой в несколько раз превышает заявленную начальную (максимальную) цену контракта. Также заявитель указывает, что данные требования к безопасности являются избыточными, завышенными при предъявлении требований к операционным системам, предназначенным для обучения школьников, что нарушает положения Закона о контрактной системе и Федерального закона № 135-Фз от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

 

Вх. № 3373 от 27.05.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, в том числе, включает в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать показатели и характеристики товара исходя из своих потребностей с учетом специфики их использования. По информации, имеющейся у заказчика, требованиям технического задания соответствует 3 операционные системы.

 

Вх. № 3405 от 30.05.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Требованиям, установленным заказчиком в описании объекта закупки соответствует также операционная система общего назначения «ОСнова» и ОС «Альт». Начальная (максимальна) цена сформирована на основании коммерческих предложений, полученных от потенциальных поставщиков в ответ на официальный запрос. Установленные заказчиком требования к безопасности не являются избыточными или завышенными, так как установлены на основании приказа ФСТЭК России от 18.02.2013 г. № 21 и приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 № 17.

 

На заседании Комиссии 30.05.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 31.05.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

31.05.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнения к возражениям на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Запрос на предоставление ценовой информации с приложением описания объекта закупки был направлен в адрес 19 потенциальных поставщиков, в том числе и производителю ОС «Астра», а также размещен в ЕИС. Наличие требований безопасности информации к операционной системе обусловлено использованием закупаемой операционной системы, в том числе, на автоматизированных рабочих местах педагогов, работающих в информационной системе, содержащей персональные данные.

 

На заседании Комиссии 31.05.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.05.2022 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622001880, наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2022-нр5491. Операционная система и программное обеспечение для осуществления мероприятия «Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» (начальная (максимальная) цена контракта - 1 329 536,00 руб.).

19.05.2022 г., 23.05.2022 г. опубликованы разъяснения положений извещения.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 26.05.2022 г. единственная заявка на участие в указанной закупке была признана соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Данилова С.В. необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000622001880 объектом закупки является поставка операционной системы и программного обеспечения для осуществления мероприятия «Создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей».

Приложением к извещению № 0168500000622001880 является файл «Описание объекта закупки», который содержит требования к количеству, функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам закупаемых операционных систем и программного обеспечения, наименования показателей товара, требования к значению показателей и требования заказчика к указанию значений показателей участниками по 3 позициям.

Позиции 1 и 2 «Операционная система» включают в себя указание на модель – «Astra Linux Special Edition для дошкольных, общих образовательных учреждений или эквивалент» и «Astra Linux Special Edition для образовательных организаций и библиотек или эквивалент», соответственно, и в том числе следующие характеристики: «Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016)», «Профиль защиты операционных систем типа «А» (ФСТЭК России, 2017)», «Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий» (ФСТЭК России, 2020)», значение которых не подлежит изменению участником закупки.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в извещении такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Согласно пояснениям представителей заказчик спорные показатели включены в техническое задание по позициям 1 и 2 («Требования безопасности информации к операционным системам» (ФСТЭК России, 2016)», «Профиль защиты операционных систем типа «А» (ФСТЭК России, 2017)», «Требования по безопасности информации, устанавливающие уровни доверия к средствам технической защиты информации и средствам обеспечения безопасности информационных технологий» (ФСТЭК России, 2020)»), поскольку являются существенными для заказчика и необходимы для реализации поставленных перед заказчиком задач в сфере образования, в том числе, при использовании закупаемых операционных систем предполагается также их установка на автоматизированных рабочих местах педагогов, работающих в информационной системе, содержащей персональные данные. Кроме того, согласно представленной заказчиком информации спорным требованиям также соответствуют такие операционные системы как операционная система общего назначения «ОСнова» и ОС «Альт».

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе признается лишь такое включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которое одновременно свидетельствует о его конкретном производителе и в отношении которого отсутствует специфика использования такого товара (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия заказчика, уполномоченного органа, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду государственного заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение числа участников, не противоречат Закону о контрактной системе.

На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия установила, что фактическая потребность заказчика в поставке операционных систем в соответствии с описанием объекта закупки обусловлена спецификой деятельности заказчика как организации обеспечивающий реализацию комплекса мероприятий в сфере образования, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, так и целям эффективности, результативности осуществления закупок, указанным в статье 1 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ИП Данилова С.В. является необоснованной.

 

Относительно доводов заявителя о несоответствии начальной (максимальной) цены контракта закупаем заказчиком операционным системам, Ульяновское УФАС России поясняет следующее.

Согласно части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Таким образом, контрольный орган в сфере закупок не обладает полномочиями по проверке порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта.

 

В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю закупок не вправе давать оценку действиям заказчика в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Ульяновского УФАС России по контролю закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалобы и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение жалобы ИП Данилова С.В. в отношении доводов о нарушении заказчиком Закона о защите конкуренции не осуществлялось.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ИП Данилова С.В. необоснованной.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны