Решение №ИС/3877/23 Решение по делу № 073/10/104-532/2023\ от 25 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

по делу № 073/10/104-532/2023

 

22.08.2023

г. Ульяновск

г. Ульяновск

 

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

 

председателя Комиссии

 

заместителя руководителя управления – начальника отдела С<…>

 

членов Комиссии:

 

ведущего специалиста – эксперта Г<…>

специалиста-эксперта Б<…>

 

в присутствии: - от ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности»:

- <…> (доверенность 22 от 17.08.2023);

- от ИП З<…>

- <…> (доверенность б/н от 18.08.2023)

 

по обращению Областного государственного бюджетного учреждения «Центр по обеспечению пожарной безопасности» (далее – ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности», заказчик) о включении сведений в отношении индивидуального предпринимателя З<…> (далее – ИП З<…>) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № 01685000006230027630001 от 12.07.2023 г. на оказание услуг по выборочной санитарной рубке (извещение № 0168500000623002763),

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4897-ЭП/23 от 15.08.2023 (размещено в ЕИС – 15.08.2023) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» о включении сведений в отношении ИП З<…> в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № 01685000006230027630001 от 12.07.2023.

 

Вх. № 4967-ЭП/23 от 17.08.2023 в Ульяновское УФАС России от ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» поступила запрошенная переписка в рамках исполнения контракта.

 

На заседании Комиссии 21.08.2023 представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в обращении, а также пояснил, что в рамках исполнения контракта ИП З<…> не совершались действия, направленные на исполнение обязательств по контракту и сразу после подписания контракта (14.07.2023) индивидуальный предприниматель обратилась с просьбой расторгнуть контракт по взаимному согласию в связи с разночтением положений контракта по вопросу вывоза и принадлежности древесины.

При этом, ИП З<…>., подавая заявку на участие в закупке, согласилась на условия, установленные в извещении. Ни извещение, контракт не предполагали вывоз древесины исполнителем и переход ее в собственность исполнителя по контракту.

 

ИП З<…> подключение или явку на рассмотрения дела 21.08.2023 не обеспечила (доказательство надлежащего извещения – подтверждение направления уведомления на адреса электронной почты 16.08.2023 в 10 час. 34 мин., информация о проведении внеплановой проверки также размещена в единой информационной системе – www.zakupki.gov.ru).

Кроме того, ИП З<…> не представлены в адрес контрольного органа письменные пояснения относительно неисполнения обязательств по контракту, запрашиваемые в направленном уведомлении.

 

В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 15 час. 40 мин. 22.08.2023 для анализа материалов дела.

На заседании Комиссии после перерыва 22.08.2023 представитель заказчика поддержал доводы, указанные ранее.

Представитель ИП З<…> пояснил, что технологической картой лесосечных работ, являющейся приложением к контракту, установлен срок окончания вывозки древесины – 11.12.2023. Вместе с тем, после заключения контракта заказчик устно сообщил, что контрактом вывозка древесины не предусмотрена, в связи с чем, было предложено расторгнуть контракт по соглашению сторон.

В адрес заказчика было направлено письмо с указанием на разночтения положений контракта по вопросу вывоза и принадлежности древесины и подготовлено соглашение о расторжении контракта.

При этом, 01.08.2023 заказчик необоснованно принимает решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Не согласившись с решением заказчика, ИП З<…> была направлена претензия с указанием, что работы будут выполнены в установленный контрактом срок.

Учитывая, что срок исполнения обязательств по контракту является 11.12.2023, у предпринимателя имеется время для выполнения работ.

Таким образом, представитель ИП З<…> пояснил, что расторжение контракта заказчиком является незаконным и неправомерным.

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила включать сведения в отношении ИП З<…> в реестр недобросовестных поставщиков. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

12.07.2023 между ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» и ИП З<…> был заключен государственный контракт № 0168500000623002763 на оказание услуг по выборочной санитарной рубке (цена контракта – 2 292 828, 25 руб.).

Согласно пункту 4.1 раздела 4 «Срок, место оказания услуг» контракта срок оказания услуг: с момента заключения контракта по 11.12.2023.

Подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 раздела 4 «Срок, место оказания услуг» контракта установлены требования к условиям: валка, трелевка, обрубка сучьев, штабелевка, а также очистка мест рубок должна быть выполнена в соответствии с технологическими картами лесосечных работ по 11.12.2023.

Таким образом, контракт не предусматривает вывозку и передачу в собственность древесины ИП З<…>

Приложение № 1 к контракту содержит технологическую карту лесосечных работ.

Форма технологической карты лесосечных работ утверждена Приказом Минприроды России от 17.01.2022 № 23 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки» и содержит информацию относительно местоположения лесосеки, технологические указания по разработке лесосеки, лесоводственные требования и т.д.

В соответствии с разделом 2 «Технологические указания по разработке лесосеки» технологической картой предусмотрены подготовительные лесосечные работы, основные лесосечные работы, а также заключительные лесосечные работы.

При этом, заключительные работы предполагают очистку лесосеки от порубочных остатков путем их измельчения и равномерного разбрасывания на местах рубок или сбора в кучи и сжигания в не пожарный период.

Таким образом, технологическая карта также не содержит указание на вывозку и получение права собственности исполнителя на древесину как отдельный этап работы.

Включение даты в строку «Срок окончания вывозки древесины», содержащуюся в технологической карте, не означает, что указанный вид работ должен сделать исполнитель по контракту, поскольку в этапах работ как в пункте 4.1. контракта, так и в самой технологической карте данный вид работ не предусмотрен.

В соответствии с подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 раздела 5 «Права и обязанности сторон» контракта исполнитель обязан в течение 5 рабочих дней с момента подписания контракта принять по акту приема-передачи лесосеку для дальнейшего оказания услуг по контракту.

Согласно сведениям, представленным заказчиком, в рамках исполнения контракта исх. № 12071 от 12.07.2023 г. ИП З<…> в адрес ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» было направлено письмо с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с разночтением положений контракта по вопросу вывоза и принадлежности древесины.

Соответственно, ИП З<…> в установленный пунктом 5.1 контракта срок лососеку по акту приема-передачи не приняла, к выполнению работ не приступила.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Раздел 9 «Порядок изменения и расторжения контракта» контракта № 0168500000623002763 от 12.07.2023, заключенного между ОГБУ «Центр по обеспечению пожарной безопасности» и ИП З<…>, предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

01.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта № 0168500000623002763 от 12.07.2023 в связи с нарушением условий контракта и неисполнением ИП З<…> принятых на себя обязательств.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 01.08.2023 в 07 час. 58 мин. (МСК) решение размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ИП З<…> о принятом заказчиком решении является 01.08.2023.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 11.08.2023.

Исх. № 08082 от 08.08.2023 г. ИП З<…> в адрес заказчика направила претензию относительно принятого заказчиком решения с указанием на то, что работы будут выполнены в срок, установленный контрактом (11.12.2023).

В ответ на указанную претензию (исх. № 205 от 09.08.2023), заказчик сообщил о необходимости представить документы, подтверждающие исполнение обязательств по контракту.

Исх. № 09082 от 09.08.2023 от ИП З<…> в адрес заказчика поступила повторная претензия относительно неправомерности принятого решения.

Исх. № 207 от 10.08.2023 г. заказчиком был направлен ответ на претензию исполнителя.

При этом, в установленный Законом о контрактной системе срок (до 23 час. 59 мин. 11.08.2023) ИП З<…> лососеку по акту приема-передачи не приняла, к работам не приступила.

Таким образом, в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ИП З<…> нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 15.08.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из анализа материалов в рамках рассмотрения обращения Комиссия Ульяновского УФАС России пришла к следующему выводу.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

ИП З<…> в нарушении положения пункта 5.1 контракта не приняла по акту приема-передачи лесосеку, что не отрицалось представителем ИП З<…> на заседании Комиссии, соответственно, не приступила к оказанию услуг.

Кроме того, сразу после заключения контракта ИП З<…> письменно сообщила заказчику о необходимости расторжения контракта по соглашению сторон.

При этом, в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта по соглашению сторон является правом заказчика.

Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, участники закупки должны добросовестно исполнять взятые на себя обязательства.

В указанном случае довод ИП З<…> о разночтениях в положениях контракта не может быть признан обоснованным на основании следующего.

Требования заказчика к необходимым услугам были установлены в извещении к закупке.

ИП З<…>, подавая заявку на участие в аукционе и предлагая свои услуги, выразила согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг по рубке в соответствии с пунктом 4.1 контракта (а именно, валка, трелевка, обрубка сучьев, штабелевка, а также очистка мест рубок).

Кроме того, заключая контракт, ИП З<…> приняла на себя обязательства добросовестно выполнить условия контракта.

Таким образом, антимонопольный орган может предположить, что ИП З<…> в полной мере оценила возможность исполнения обязательств по контракту.

Условие о вывозке древесины исполнителем и ее принадлежности исполнителю контрактом не определено.

Довод ИП З<…> о намерении исполнить обязательства по контракту также не может быть признан состоятельным, поскольку в срок, предусмотренный законодательством для устранения нарушений, индивидуальный предприниматель неоднократно направляла в адрес заказчика претензии, но к оказанию услуг по заключенному контракту не приступила.

Иные основания, позволяющие прийти к выводу о намерении ИП З<…> надлежащим образом исполнить обязательства по контракту или подтверждающие факт невозможности его исполнения, ИП З<…> приведены не были.

ИП З<…>, являясь добросовестным исполнителем, обязана была предпринять все меры по исполнению принятых обязательств, в том числе в период, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Неисполнение ИП З<…> своих обязательств по контракту свидетельствует о гражданско-правовой недобросовестности, халатности и ведет к неэффективному расходованию бюджетных средств, поскольку заказчик не получил того, что он обоснованно рассчитывал получить в случае добросовестного поведения контрагента, что нарушает права заказчика как стороны в гражданско-правовом договоре, а также нарушает публично-правовой порядок.

Рассмотрев представленные доказательства, Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к выводу о том, что ИП З<…> проявила такую заботливость и осмотрительность, какая от нее требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту, а также добросовестность поведения при исполнении контракта.

На основании изложенного, учитывая недобросовестные действия ИП З<…>, выразившиеся в неисполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения условий контракта, Комиссия Ульяновского УФАС России решила включить сведения в отношении ИП З<…> в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Сведения в отношении индивидуального предпринимателя З<…> (адрес: <…>) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (Два) года.

 

2. Датой включения сведений в отношении индивидуального предпринимателя З <…> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица, содержащая информацию

в соответствии с разъяснениями

ФАС России от 14.11.2019 г. № ИА/100065/19

 

 

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

15.08.

2023

17.08.2023

15.08.2023

-

15.08.2023

22.08.2023

22.08.2023

-

25.08.2023

25.08.2023

-

-

 

 

 

Председатель Комиссии:

<…>

 

Члены Комиссии:

<…>

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

Связанные организации

Областное государственное бюджетное учреждение «Центр по обеспечению пожарной безопасности»
ИНН 7308002564, ОГРН 1027300872917