Решение №ИС/2204/23 Решение по делу № 073/06/106-278/2023 от 23 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

18.05.2023 Дело № 073/06/106-278/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя Комиссии:

- врио руководителя управления <…>,

членов Комиссии:

в отсутствие представителей,

- ведущего специалиста-эксперта <…>.,

- специалиста-эксперта <…>,

рассмотрев дело № 073/06/106-278/2023 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Диагностика и Контроль» (далее – ООО «Диагностика и Контроль», заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623001843 (наименование объекта закупки – «Система ультразвуковой визуализации ручной, для поверхности тела»; заказчик – государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница (далее – ГУЗ «УОКБ»); уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 2 760 000,00 руб., срок окончания подачи заявок – 12.05.2023 в 09 час. 00 мин.). по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14, УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2711-ЭП/23 от 11.05.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 11.05.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Диагностика и Контроль» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623001843.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению ООО «Диагностика и Контроль», заказчик необоснованно не применил положения постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 в части использования позиции КТРУ.

Заявитель жалобы считает, что в случае, если объект закупки включен в КТРУ, то при его описании в технической части закупочной документации заказчик обязан использовать соответствующую позицию КТРУ.

Объекту закупки «Система ультразвуковой визуализации ручной, для поверхности тела» соответствует код позиции КТРУ 26.60.12.132-00000041 и включение заказчиком в описание объекта закупки дополнительных характеристик товара, помимо тех, которые указаны в КТРУ, является неправомерным.

Также, по мнению ООО «Диагностика и Контроль», при формировании технической части извещения заказчик нарушил статью 33 Закона о контрактной системе, поскольку в описание объекта закупки включены требования к техническим, функциональным характеристикам и потребительским свойствам оборудования, соответствующие товару единственного производителя – ООО «ЕЛС-МЕД».

Вх. № 2827-ЭП/23, № 2828-ЭП/23 от 16.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребностей, соответственно, заказчик вправе включать в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующей функции медицинского учреждения.

Характеристики в коде КТРУ 26.60.12.132-00000041, указанном заявителем, не соответствуют характеристикам товара, потребность в котором испытывает заказчик, в связи с чем заказчик не имеет возможность при описании товара использовать данный код КТРУ.

В частности, данным кодом КТРУ предусмотрена обязательная характеристика «Количество портов для подключения датчиков», при этом в требуемом заказчику изделии порты отсутствуют, поскольку подключение беспроводное.

В силу пункта 7 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОКПД2.

При формировании закупки заказчиком были направлены запросы 10 потенциальным исполнителям, имеющим опыт оказания подобных услуг, и были получены 4 ответа от потенциальных участников закупки, что подтверждает возможность участия в данном аукционе.

При этом коммерческие предложения были получены на оборудование двух производителей:

- Беспроводная ультразвуковая система «Delta 8», КНР;

- Система ультразвуковая диагностическая медицинская «ЕЛС-МЕД», вариант исполнения «ЕЛС500 Мини», Россия.

На участие в закупке было подано 2 заявки с предложением поставки оборудования двух производителей.

На заседании Комиссии 17.05.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявитель поддержал доводы жалобы в полном объеме, представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные письменные возражения.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 35 мин. 18.05.2023 г. для документального анализа материалов дела.

Вх. № 2880-ЭП/23 от 17.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Диагностика и Контроль» поступило ходатайство о приобщении дополнений к жалобе, содержащих указание, что заказчиком установлены требования к медицинскому оборудованию, в том числе наличие электронного блока в корпусе типа «Двойной датчик» с двумя сканирующими поверхностями с возможностью беспроводного подключения к мобильным устройствам на базе iOS/Android/Windows посредством встроенного Wi-Fi модуля, а также наличие планшета для визуализации получаемых данных.

При этом указанным характеристикам соответствует товар только одного производителя – ООО «ЕЛС-МЕД»: Система ультразвуковая диагностическая «ЕЛС500 Мини», однако специфика использования такого товара заказчиком в ТЗ не прописана.

Также заявителем жалобы представлен анализ рынка портативных УЗИ и сравнение их характеристик с техническим заданием заказчика.

Вх. № 2903-ЭП/23 от 18.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ГУЗ «УОКБ» поступили возражения по дополнениям к жалобе, содержащие указание на то, что заказчик предоставил максимально возможный комплект официальных подтверждений наличия двоих производителей оборудования.

Вх. № 2914-ЭП/23 от 18.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Диагностика и Контроль» поступили дополнительные материалы с приложением официального письма эксклюзивного уполномоченного представителя производителя оборудования «Беспроводная ультразвуковая система, модель «Delta 8» (ООО «Интрадей-К»).

Вх. № 2917-ЭП/23 от 18.05.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Интрадей-К» поступило заявление на участие в заседании комиссии по рассмотрению жалобы с приложением доверенности на представителя.

На заседании Комиссии 18.05.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, после объявленного перерыва представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснил, что техническое задание соответствует товару единственного производителя – ООО «ЕЛС-МЕД», что подтверждается письмом официального представителя производителя.

Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные письменные возражения, а также указали на наличие коммерческих предложений, которые соответствуют требуемым заказчику характеристикам оборудования. Кроме того, на участие в закупке были поданы заявки с оборудованием разных производителей.

Представитель ООО «Интрадей-К» пояснил, что, исходя из проведенного анализа технического задания извещения, было установлено, что модель «Беспроводная ультразвуковая система, модель «Delta 8» (КНР) не соответствует по следующим показателям: «Электронный блок в корпусе типа «Двойной датчик» с двумя сканирующими поверхностями с возможностью беспроводного подключения к мобильным устройствам на базе iOS/Android/Windows посредством встроенного Wi-Fi модуля», «Наличие планшета для визуализации получаемых данных», «Центральная базовая частота, МГц», «Беспроводное зарядное устройство».

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 27.04.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000623001843, наименование объекта закупки – «Система ультразвуковой визуализации ручной, для поверхности тела»; уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 2 760 000,00 руб.).

05.05.2023 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 12.05.2023 г. на участие в закупке было подано 2 заявки, предложение о цене контракта поступило от обоих участников закупки, цена контракта была снижена на 2,00 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 12.05.2023 г. заявки обоих участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определён победитель.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Диагностика и Контроль» обоснованной в части в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования, указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000623001843 является система ультразвуковой визуализации ручной, для поверхности тела.

Приложением к извещению № 0168500000623001843 является, в том числе файл «Описание объекта закупки», который содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе наименование товара «Система ультразвуковой визуализации ручной, для поверхности тела», наименование показателей товара, единиц измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значения показателей участником закупки, единицы измерения и количество.

1) Законом о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ, в том числе обязанности руководствоваться при выборе КТРУ исключительно справочной информацией о коде номенклатурной классификации медицинских изделий (далее – НКМИ), указанной в каталоге.

Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2. Более того, к выбору кода по позиции КТРУ Законом о контрактной системе также не установлено императивных требований.

Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям КТРУ или ОКПД2 и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, что и было сделано заказчиком в рассматриваемом случае.

Заказчиком в извещении об осуществлении закупки самостоятельно был определен код ОКПД2 - 26.60.12.132 «Аппараты ультразвукового сканирования», по его мнению, наиболее подходящий под специфику закупки с учетом области применения и назначения, а также определены технически характеристики необходимого заказчику товара.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «Диагностика и Контроль» является необоснованной в указанной части.

2) Положениями статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Согласно сведениям и документам, представленным ООО «Диагностика и Контроль» и заказчиком, в совокупности характеристикам технического задания (приложение к извещению № 0168500000623001843, файл «Описание объекта закупки») соответствует оборудование производства ООО «ЕЛС-МЕД».

При этом, согласно пояснениям и сведениям, представленным заказчиком, описанию предмета закупки соответствуют товары не менее двух производителей, в том числе беспроводная ультразвуковая система «Delta 8», КНР.

В рамках рассмотрения жалобы ООО «Диагностика и Контроль» было представлено официальное письмо ООО «Интрадей-К», являющегося эксклюзивным уполномоченным представителем производителя оборудования «Беспроводная ультразвуковая система, модель «Delta8», «Ухань Юкей Биомедикал Электроник Ко., Лтд» на территории Российской Федерации, с указанием на несоответствие функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристики Беспроводной ультразвуковой системы, модель «Delta8», характеристикам, установленным заказчиком в описании объекта закупки (а именно таким характеристикам как «Электронный блок в корпусе типа «Двойной датчик» с двумя сканирующими поверхностями с возможностью беспроводного подключения к мобильным устройствам на базе iOS/Android/Windows посредством встроенного Wi-Fi модуля», «Наличие планшета для визуализации получаемых данных», «Центральная базовая частота, МГц», «Беспроводное зарядное устройство»).

Исх. № ИС/2158/23 от 18.05.2023 г. Ульяновским УФАС России в адрес ГК «Вектор» (официальный дистрибьютор «Delta 8» в Российской Федерации,) был направлен запрос с целью подтверждения информации, представленной заказчиком.

Ульяновским УФАС России от ООО «Интрадей-К» получен ответ на указанный запрос, соответствующий сведениям, представленным заявителем в рамках жалобы (приобщен заявителем к делу).

Заказчиком при рассмотрении жалобы не представлено документального подтверждения и сведений (ответ производителя, сопроводительная техническая документация на товар, инструкция по использованию и др.), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей оборудования, соответствующего требованиям извещения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме оборудования производства ООО «ЕЛС-МЕД», и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «Диагностика и Контроль» является обоснованной в указанной части.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Диагностика и Контроль» обоснованной в части включения в описание объекта закупки требований, влекущих указание на конкретного производителя.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика, составленного в ходе проведения закупки № 0168500000623001843,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000623001843, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-278/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "Диагностика и контроль"
ИНН 3906389279, ОГРН 1203900002657
ГУЗ "УОКБ"
ИНН 7300000043, ОГРН 1027301409123
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944