Решение №ИС/4809/23 Решение по делу № 073/07/3-673/2023 от 16 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

12.10.2023 Дело № 073/07/3-673/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>,

 

членов комиссии:

 

- заместителя начальника отдела <...>,

- специалиста-эксперта <...>,

 

в присутствии:

- с использованием

системы видеоконференц-

связи,

 

- очно

 

- от ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»:

- <...> (доверенность № 73-д от 06.10.2023),

 

 

- от ИП Р<...>:

- <...> (паспорт),

 

рассмотрев дело № 073/07/3-673/2023 по жалобе ИП Р<...> (далее – заявитель) на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме № 32312797867 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации и проведению мероприятия «Всероссийский конкурс «Студент года. Педагоги» в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2023 году»; заказчик – федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (далее – заказчик), начальная (максимальная) цена договора – 5 560 000,00 руб.) по признакам нарушения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках, Закон) в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 6129-ЭП/23 от 06.10.2023, перенаправленная ФАС России для рассмотрения в части обжалования действий заказчика, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ИП Р<...> на действия заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме № 32312797867.

Жалоба ИП Р<...> содержит указание на следующее.

По мнению ИП Р<...>, извещение об осуществлении закупки нарушает требования законодательства о закупках, Закона о защите конкуренции и Положения о закупках заказчика, поскольку установленный заказчиком порядок разъяснений положений извещения нарушает законные права и интересы заявителя, а также иных возможных участников.

 

Вх. № 6185-ЭП/23 от 09.10.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

В соответствии с Положением о закупках заказчика в извещении о конкурентной закупке указывается порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке и порядок подведения итогов такой закупки, в также иные сведения, определенные Положением. Кроме того, пунктом 13 Положения определено, что заказчик вправе не осуществлять разъяснение на запрос положений извещения в случае, если указанный запрос поступил позднее, чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Все вышеуказанные сведения отражены заказчиком в разделе 1 извещения, указание на запрет направления запросов на разъяснение отсутствует.

В редакции извещения об осуществлении закупки от 25.09.2023 датой окончания направления запросов указано 28.10.2023, что не является ограничением для заявителя для направления запросов. Внесенными от 03.10.2023 изменениями в извещение данная техническая ошибка была устранена.

Учитывая изложенное, заказчик не согласен с доводами жалобы в полном объеме и считает их не подлежащими удовлетворению.

 

На заседании Комиссии 10.10.2023, которое проходило в дистанционном и очном режиме, ИП Р<...> поддержал доводы жалобы, просил приобщить дополнения к жалобе (исх. б/н от 10.10.2023), а также пояснил, что считает составленное заказчиком техническое задание ограничивающим конкуренцию и направленным на обеспечение победы конкретному хозяйствующему субъекту, просил передать дело для рассмотрения на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях заказчика. Также заявитель указал на нарушения Закона о закупках в действиях заказчика при внесении изменений в извещение и ответе на направленный заявителем запрос. Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16 час. 00 мин. 12.10.2023 для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 6210/23 от 10.10.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от ИП Р<...> поступили дополнения к жалобе (исх. б/н от 10.10.2023, приобщены к материалам дела на заседании Комиссии 10.10.2023), содержащие указание на следующее.

Заказчиком при проведении спорной закупки, с учетом дат проведения процедуры отбора исполнителя и дат согласования исполнителем с заказчиком всех предварительных условий технического задания, установлены неисполнимые условия, которые, по мнению заявителя, включены в извещение для обеспечения победы конкретному хозяйствующему субъекту, так как для сторонних потенциальных участников техническое задание является невыполнимым. Указанные действия нарушают положения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

03.10.2023 заявителем был направлен запрос разъяснений положений извещения № 32312797867, от заказчика не поступило соответствующего разъяснения на запрос, что нарушает требования части 3 статьи 3.2 Закона о закупках. Кроме того, заказчиком не продлен срок приема заявок после внесения в извещение изменений.

Заявитель просит признать действия заказчика ограничивающими конкуренцию и нарушающими требования Закона о защите конкуренции и Закона о закупках.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 26.09.2023 было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 32312797867, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации и проведению мероприятия «Всероссийский конкурс «Студент года. Педагоги» в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования в 2023 году» (начальная (максимальная) цена договора – 5 560 000,00 руб.).

03.10.2023, 04.10.2023 на основании решения заказчика в извещение были внесены изменения.

04.10.2023 были опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подведения итогов от 10.10.2023 на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, заявки всех участников были признаны соответствующими, определен победитель.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Р<...>обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В своей деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» (в редакции, действовавшей на момент публикации извещения о проведении спорной закупки), утвержденным Министерством просвещения Российской Федерации 28.09.2022, (размещено в ЕИС 29.09.2022) (далее – Положение о закупках).

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, в том числе Положения о закупках заказчика, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7.4 Положения о закупках заказчика запрос котировок в электронной форме является одним из способов осуществления конкурентных закупок.

Пункт 7.7 Положения о закупках заказчика предусматривает, что под запросом котировок понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора. Выбор поставщика (подрядчика, исполнителя) с помощью запроса котировок осуществляется в случае, если для закупаемых товаров (работ, услуг) существует функционирующий рынок и которые можно сравнить по цене без использования дополнительных критериев, а НМЦД не превышает 7 млн рублей.

 

1. Законом о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункты 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном Законом о закупке и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе не осуществлять разъяснение положений извещения в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Аналогичные положения изложены в пункте 8.13 Положения о закупках.

В силу пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны формы, порядок, дата и время окончания срока предоставления участникам такой закупки разъяснений положений документации о закупке.

Пункт 13 раздела 1 извещения № 32312797867 (редакции №№ 1, 2, 3) содержит форму, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участниками закупки разъяснений положений извещения, а именно:

«Любой участник закупки вправе направить Заказчику запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме. В течение трех рабочих дней со дня поступления указанного запроса Заказчик размещает ответ на запрос в единой информационной системе и направляет оператору электронной площадки разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил указанный запрос, если запрос поступил к Заказчику не позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.

В течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе разъяснений положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме оператор электронной площадки размещает такие разъяснения на электронной площадке, направляет уведомление о разъяснениях всем участникам запроса котировок в электронной форме, подавшим заявки на участие в нем, по адресам электронной почты указанным участниками при аккредитации на электронной площадке, а также уведомление об указанных разъяснениях лицу, направившему запрос о даче разъяснений, по адресу электронной почты, указанному этим лицом при аккредитации на электронной площадке или при направлении запроса (при наличии).

Разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме могут быть даны Заказчиком по собственной инициативе в любое время до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. В течение трех дней со дня подписания указанных разъяснений уполномоченным лицом Заказчика, но не позднее даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, такие разъяснения размещаются Заказчиком в единой информационной системе.

Разъяснения положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора».

При этом в ходе анализа документов и сведений, опубликованных в единой информационной системе: www.zakupki.gov.ru, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:

1) 26.09.2023 было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 32312797867 (редакция № 1), согласно которому срок окончания подачи заявок – 04.10.2023 09:00.

При этом в пункте 13 раздела 1 № 32312797867 (редакция № 1) содержит следующие даты начала и окончания срока предоставления участниками закупки разъяснений положений извещения:

«Дата начала предоставления разъяснений положений извещения о проведение запроса котировок в электронной форме: 26.09.2023.

Дата окончания направления запросов на разъяснение положений извещения о проведение запроса котировок в электронной форме: 28.10.2023.

Дата окончания предоставления разъяснений положений извещения о проведение запроса котировок в электронной форме: 03.10.2023 (в случае, если указанная дата приходится на нерабочий день, днём окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст.193 Гражданского кодекса РФ)».

Учитывая требования части 3 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта 8.13 Положения о закупках, с учетом срока окончания подачи заявок (04.10.2023), дата окончания направления запросов на разъяснение положений извещения о проведение запроса котировок в электронной форме должна быть установлена как 28.09.2023;

2) 04.10.2023 было опубликовано извещение о проведении запроса котировок в электронной форме № 32312797867 (редакция № 3), согласно которой срок окончания подачи заявок – 10.10.2023 10:00.

При этом в пункте 13 раздела 1 № 32312797867 (редакция № 3) содержит следующие даты начала и окончания срока предоставления участниками закупки разъяснений положений извещения:

«Дата начала предоставления разъяснений положений извещения о проведение запроса котировок в электронной форме: 26.09.2023.

Дата окончания направления запросов на разъяснение положений извещения о проведение за-проса котировок в электронной форме: 03.10.2023.

Дата окончания предоставления разъяснений положений извещения о проведение запроса котировок в электронной форме: 09.10.2023 (в случае, если указанная дата приходится на нерабочий день, днём окончания считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст.193 Гражданского кодекса РФ)».

Учитывая требования части 3 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта 8.13 Положения о закупках, с учетом срока окончания подачи заявок (10.10.2023), дата окончания направления запросов на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме должна быть установлена как 04.10.2023.

Учитывая изложенное, установленные в редакциях 1 и 3 извещения об осуществлении закупки № 32312797867 даты окончания направления запросов на разъяснение положений извещения о проведении запроса котировок в электронной форме не соответствуют требованиям части 3 статьи 3.2 Закона о закупках и пункта 8.13 Положения о закупках, а также вводят участников закупки в заблуждение относительно реализации права на направление запросов разъяснений положений извещения, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, жалоба ИП Р<...> в указанной части является обоснованной, в связи с чем Комиссией Ульяновского УФАС России было принято решение о выдаче на основании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предписания заказчику для устранения указанных разночтений.

 

2. В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 статьи 3.2 Закона о закупках, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос.

Согласно части 4 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что разъяснения положений документации о конкурентной закупке не должны изменять предмет закупки и существенные условия проекта договора.

Аналогичные требования установлены в пункте 8.13 Положения о закупках.

Согласно сведениям ЕИС 03.10.2023 заказчику от заявителя поступил запрос разъяснений по вопросу содержания технического задания и последующего исполнения договора с учетом сроков процедуры и сроков проведения мероприятия.

04.10.2023 в ЕИС был опубликован ответ на указанный запрос, содержащий указание на то, что в извещение будут внесены изменения.

Изучив запрос заявителя о разъяснении документации и ответ заказчика на разъяснения, Комиссия Ульяновского УФАС России установила, что заказчик в разъяснениях не изменил предмет закупки и существенные условия проекта договора. Иное Законом о закупках в части дачи разъяснений заказчиком положений закупочной документации не установлено.

В связи с этим, в данной части жалобы нарушение заказчиком Закона о закупках отсутствует.

Таким образом, жалоба ИП Р<...> в указанной части является необоснованной.

 

3. Согласно части 21 статьи 3.2 Закона о закупках и пункту 17.1 Положения о закупках заказчика извещение о проведении запроса котировок в электронной форме размещается в ЕИС не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме.

Частью 11 статьи 4 Закона о закупках установлено, что изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

То есть в случае осуществления закупки путем проведения запроса котировок после внесения изменений в извещение до даты окончания подачи заявок на участие в закупке должно оставаться не менее 3 рабочих дней с даты внесения таких изменений.

04.10.2023 заказчиком после получения запроса на разъяснения положений извещения было принято решение о внесении изменений в техническое задание.

Указанные изменения были опубликованы 04.10.2023, срок приема заявок был продлен до 10.10.2023, что составляет 3 рабочих дня и соответствует требованиям части 11 статьи 4 Закона о закупках.

Таким образом, доводы жалобы ИП Р<...> в указанной части являются необоснованными.

 

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая, что часть жалобы ИП Р<...> была признана обоснованной, для устранения допущенного заказчиком нарушения части 3 статьи 3.2 Закона о закупках Комиссией Ульяновского УФАС России было принято решение о выдаче предписания контрольного органа и признании жалобы ИП Р<...> обоснованной.

 

Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок принято решение о передаче материалов дела № 073/07/3-673/2023 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России. Жалоба ИП Р<...> в части указания на нарушение антимонопольного законодательства будет рассмотрена в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Р<...> обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 3.2 Закона о закупках.

3. Обязать:

- закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 32312797867;

- ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение о проведении закупки № 32312797867 и продления срока приема заявок с учетом принятого решения,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/07/3-673/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

5. Передать материалы дела № 073/07/3-673/2023 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России.

 

 

Председатель комиссии:

 

 

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

2023-5059

 

 

Связанные организации

ФГБОУ ВО "УлГПУ им. И.Н. Ульянова"
ИНН 7325001698, ОГРН 1027301168916