Решение №944-03 Признать жалобу ООО «АГМ-МОСКВА» необоснованной. от 28 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

22.02.2022                                                                                                 Дело № 073/06/105-74/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,      

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от «АГМ-МОСКВА»:

- <…> (доверенность № 001-ФАС-73-0168500000622000110 от 17.02.2022 г.),

- от ОГКП «Ульяновский областной водоканал»:

- <…> (доверенность № 53 от 21.02.2022 г.),

- <…> (доверенность № 53 от 21.02.2022 г.),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 23 от 10.01.2022 г.),

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/105-74/2022 по жалобе ООО «АГМ-МОСКВА» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622000110 (наименование объекта закупки – «Погружной скважинный агрегат»; заказчик – областное государственное казённое предприятие «Ульяновский областной водоканал», далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 6 556 161,10 руб., срок окончания подачи заявок – 16.02.2022 г. в                09 час. 00 мин.). по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 967 от 16.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «АГМ-МОСКВА» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000622000110.

По мнению заявителя, техническое задание содержит требования к товару (позиции 9, 10, 14, 27, 29 - «Тип электродвигателя – ДАП (погружной герметичный)», «Тип герметизации электродвигателя – торцевое уплотнение», «Внутренняя полость электродвигателя – изолирована от перекачиваемой воды» «Заполнение внутренней полости – водоглицериновая смесь», позиции 24 – 26 «Тип электродвигателя – ДАП (погружной герметичный)», позиции 1 – 8, 16 – 17, 24 27 - «Материал исполнения рабочего колеса – пластмасса, армированная нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения», все пункты описания объекта закупки содержат такое требование к товарам как «Материал исполнения «Беличьей клетки» ротора – медь», пункт 23 - «Номинальный напор 275 м» и «Допустимые отклонения напора от номинального значения – от 55,8 м до 64,2 м», пункты 16 -17, 25 - «Длина электродвигателя с валом – 606 мм», пункты 26, 28 – 29 - «Патрубок напорный – нержавеющая сталь», «Фонарь– нержавеющая сталь» и предусматривают поставку товара с маркировкой CRS, что является указанием на торговую марку, принадлежащую АО «Гидромашсервис»), которые ограничивают конкуренцию и соответствуют единственному производителю – АО «Ливнынвсос». Кроме того, заявитель указывает, что указанные характеристики не влияют на работоспособность, производительность или срок службы насоса.

Кроме того, по мнению заявителя, заказчиком установлены излишние требования к товарам, которые могут быть подтверждены только при испытании товара, что не соответствует требованиям законодательства, поскольку участник не обязан иметь предлагаемый товар в наличии при подачи заявки, а именно: «Допустимые отклонения напора в соответствии с нормативной документацией – ГОСТ 6134-2007», «Допустимые отклонения подачи от номинального значения – от 5,92 м3/ч до 7,09 м3/ч», «Допустимые отклонения напора от номинального значения – от 60,45 до 69,55 м» и описание объекта закупки содержит такую характеристику насосов как «Длина», «Вес» которые определены в виде конкретного, неизменяемого значения, что не регламентируется ГОСТом и определяются производителями самостоятельно. Ни один производитель не устанавливает длину и вес насоса в виде конкретного значения из чего следует, что данные показатели также невозможно определить до приобретения товара участником.

 

Вх. № 1018 от 17.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «АГМ-МОСКВА» поступили дополнения к жалобе, содержащие, в том числе, заявку общества на участие в обжалуемой закупке, с указание на то, что, по мнению заявителя жалобы, реально важные рабочие характеристики товара, предложенные ООО «АГМ-МОСКВА», соответствуют ГОСТ 10428-89 и Правилам использования КТРУ. Кроме того, заявитель указывает, что описание объекта закупки носит формальный характер и не свидетельствует о реальной необходимости в приобретении товара с установленными заказчиком характеристиками. Подтверждением доводов, указанных в жалобе и дополнениях к ней, заявитель считает тот факт, что на участие в закупке поступило 3 заявки, что по мнению заявителя, свидетельствует о том, что АО «Ливнынасос» и его дилеры могли договориться о конкретном участнике.

 

Вх. № 1068 и № 1087 от 21.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа и заказчика, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, в том числе, включает в описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать показатели и характеристики товара исходя из своих потребностей с учетом специфики их использования. Доводы заявителя об ограничении числа участников также не находят своего фактического подтверждения, поскольку на участие в обжалуемой закупке поступило 3 заявки.

 

На заседании Комиссии 21.02.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 10:00 22.02.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 1108 от 22.02.2022 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «АГМ-МОСКВА» поступили дополнения к жалобе, содержащие анализ закупок за 2020-2022 годы по Ульяновской области на погружные скважинные агрегаты. 

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 07.02.2022 г. были опубликованы извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622000110, наименование объекта закупки – «Погружной скважинный агрегат» (начальная (максимальная) цена контракта – 6 556 161,10 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения ценовых предложений от 16.02.2022 г. на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 11,50%.

Согласно протоколу подведения итогов от 18.02.2022 г. заявка одного из участников была признана не соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «АГМ-МОСКВА» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе, устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства.

Приложением к извещению № 0168500000622000110 является, в том числе, файл «Описание объекта закупки», содержащий таблицу с описанием необходимых заказчику к поставке товаров по 29 позициям, с указанием их показателей и требований к значению показателей, а также требований заказчика к указанию значения показателей участниками закупки.

Описание объекта закупки включает в себя, в том числе, следующие характеристики товара: позиции 9, 10, 14, 27, 29 - «Тип электродвигателя – ДАП (погружной герметичный)», «Тип герметизации электродвигателя – торцевое уплотнение», «Внутренняя полость электродвигателя – изолирована от перекачиваемой воды», «Заполнение внутренней полости – водоглицериновая смесь», позиции 24 – 26 «Тип электродвигателя – ДАП (погружной герметичный)», позиции 1 – 8, 16 – 17, 24 27 - «Материал исполнения рабочего колеса – пластмасса, армированная нержавеющей сталью по поверхностям уплотнения», все пункты описания объекта закупки содержат такое требование к товарам как «Материал исполнения «Беличьей клетки» ротора – медь», пункт 23 - «Номинальный напор 275 м» и «Допустимые отклонения напора от номинального значения – от 55,8 м до 64,2 м», пункты 16 -17, 25 - «Длина электродвигателя с валом – 606 мм», пункты 26, 28 – 29 - «Патрубок напорный – нержавеющая сталь», «Фонарь– нержавеющая сталь» и предусматривают поставку товара с маркировкой CRS, а также «Допустимые отклонения напора в соответствии с нормативной документацией – ГОСТ 6134-2007», «Допустимые отклонения подачи от номинального значения – от 5,92 м3/ч до 7,09 м3/ч», «Допустимые отклонения напора от номинального значения – от 60,45 до 69,55 м», «Длина», «Вес».

Указанные спорные показатели включены в техническое задание, поскольку являются существенными для заказчика, установлены им исходя из опыта работы в сфере водоснабжения, с учетом требований заказчика к износостойкости оборудования в условиях различного качества воды в разных районах на территории Ульяновской области, повышенных требований к сроку службы такого оборудования с целью сокращения количества аварийных ситуаций для осуществления бесперебойного водоснабжения населения с учетом таких факторов как негативное воздействие окружающей среды, срок и режим эксплуатации оборудования с учетом технических характеристик скважин, ремонтопригодность в условиях собственной ремонтной базы заказчика.

Декларирование соответствия значений ГОСТ 6134-2007 не может быть рассмотрено как включение требований о предоставлении сведений о товаре, известных только по результатам испытаний.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.

Таким образом, включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой, не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом случае в извещении установлены четкие и конкретные требования к закупаемым погружным скважинным агрегатам с учетом потребностей заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе признается лишь такое включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которое одновременно свидетельствует о его конкретном производителе и в отношении которого отсутствует специфика использования такого товара (пункт 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).

В данном случае, с учетом потребности заказчика в оказании услуг в сфере водоснабжения и обеспечения бесперебойной подачи воды населению, заказчиком было принято решение о приобретении оборудования с установленными извещением № 0168500000622000110 характеристиками.

Учитывая вышеизложенное, обжалуемые заявителем жалобы действия заказчика по формированию им требований в описании объекта закупки к оборудованию, само по себе не может рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о контрактной системе, поскольку, такие действия корреспондируют целям эффективного использования источников финансирования, ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективности осуществления закупки и обусловлены фактической необходимостью оказания заказчиком услуг соответствующего качества.

Характеристики оборудования, являющегося объектом закупки, указанные в описании объекта закупки, были определены с учетом конструктивных и технологических особенностей, необходимых и имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности. Отсутствие в извещении, сформированном с учетом потребности заказчика, детализации характеристик поставляемого товара может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с определением соответствия предлагаемого товара потребностям заказчика, и привести к закупке оборудования, не соответствующего потребности заказчика.

Поскольку в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, то есть потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию антимонопольного органа не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия заказчика, уполномоченного органа, связанные с формированием описания объекта закупки, отражающего действительную нужду государственного заказчика, в отсутствие доказательств того, что такое описание объекта закупки влечет ограничение конкуренции, не противоречат Закону о контрактной системе.

На основании совокупности вышеизложенных обстоятельств Комиссия установила, что фактическая потребность заказчика в поставке погружных скважинных агрегатов в соответствии с описанием объекта закупки обусловлена спецификой деятельности заказчика, что соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, и целям эффективности, результативности осуществления закупок, указанным в статье 1 Закона о контрактной системе.

 

Учитывая изложенное, жалоба ООО «АГМ-МОСКВА» является необоснованной.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «АГМ-МОСКВА» необоснованной.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны