Решение №6320-04 Решение в отношении ООО «Комфорт» от 16 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от   12.08.2014  № 6320-04

РЕШЕНИЕ

ДЕЛО № 11166/04-2014

г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 01.08.2014

В полном объеме решение изготовлено 12.08.2014

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

<...>

рассмотрев дело №11166 /04-2014 по признакам нарушения ООО «Комфорт» (433100, Ульяновская область, р.п. Вешкайма, ул. Строителей, 10) пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В Ульяновское УФАС России 17.06.2014 поступило заявлении ИП Петрова М.П. на действия ООО «Комфорт» по необоснованному расторжению договора оказания услуг по водоотведению.

На основании указанного заявления приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 17.07.2014 № 137 возбуждено   дело по признакам нарушения ООО «Комфорт» части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в необоснованном прекращении оказания услуг по приемке сточных вод ИП Петрову М.П.

На рассмотрении дела заявитель поддержал доводы заявления, пояснил, что 01.01.2014 заключен договор с ООО «Комфорт» на оказание услуг по приему сточных вод. Автомобиль, с использованием которого осуществляется откачка сточных вод у потребителей, приобретен по программе поддержки безработных граждан. В Вешкаймском городском поселении очистные сооружения, в которые сливаются сточные воды, имеются только у ООО «Комфорт». Стоимость услуг – 280 руб./м куб., емкость цистерны автомобиля – 3,5 м куб. Откачка сточных вод осуществляется только у жителей поселения. Указал, что расторжение необоснованно, очистные сооружения используются ОО «Комфорт» и после расторжения договора.

Представитель ООО «Комфорт» на рассмотрении дела пояснил, что уведомление о расторжении договора направлено в связи с тем, что пунктом 2.2.6 договора от 15.07.2013 №221 запрещено передавать арендуемые объекты в субаренду без письменного разрешения Арендодателя (Администрация МО «Вешкаймское городское поселения»). Правопреемником Администрации МО «Вешкаймское городское поселения» является Администрация МО «Вешкаймский район». Главой администрации разрешение на заключение договора с ИП Петровым М.И. не предоставлялось, в связи с чем было направлено уведомление о расторжении договора. Очистные сооружения в аварийном состоянии, однако их эксплуатация осуществляется по настоящий момент. Договоры на приемку сточных вод с иными лицами не расторгались. Ряд абонентов имеют централизованную систему канализации, присоединенную к очистным сооружениям, остальные абоненты пользуются услугами по откачке сточных вод, оказываемыми ООО «Комфорт» и ИП Петровым М.П. Стоимость услуг по откачке сточных вод, оказываемых ООО «Комфорт», 300 руб./м куб – за откачку  автомобилем емкостью 3,5 м куб., и  350 руб./м куб. за откачку трактором емкостью 4,5 м куб.

Сточные воды от абонентов, которым услуги по откачке ранее оказывал ИП Петров М.П., в настоящее время принимаются ООО «Комфорт».

Рассмотрев представленные материалы дела и заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ООО «Комфорт» по расторжению договора от 01.01.2014 на оказание услуг по приему сточных вод, заключенного с ИП Петровым М.П., нарушения п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции».

При этом комиссия исходит из следующего.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к слугам естественных монополий. Соответственно, ООО «Комфорт» занимает доминирующее положение в границах присоединенной сети.

Согласно Административному регламенту ФАС России по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007 №5, с целью установления доминирующего положения ООО «Комфорт»  проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоотведению (транспортировке  (транзиту), приему, очистке сточных вод) в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от  28.04.2010 №220  (далее - Порядок).

Деятельность  по сбору и обработке сточных вод в соответствии с ОКВЭД  (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности", утвержден  Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) имеет   код 37.00 - распределение воды.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются
Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон «О водоотведении»).

Согласно указанному закону:

- «водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения»;

- «транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей».

канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод;

Согласно части 5 статьи 7 абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

В границах территории МО «Вешкаймское городское поселение» ООО «Комфорт» оказывает услуги водоотведения абонентам, присоединенным к централизованной системе водоотведения и услуги по вывозу жидких бытовых отходов и водоотведения абонентам, технологически не присоединенным к централизованным сетям водоотведения.

В 2013 году ООО «Комфорт» оказало услуг по приему и транспортировке сточных вод от абонентов, присоединенных к централизованной системе водоотведения в объеме 172 274 м куб.

В 2013году ООО «Комфорт» оказало услуг по приему сточных вод их транспортировке и очистке для абонентов, не имеющих технологического присоединения к централизованным сетям в объеме 7 405 м куб.

На территории МО «Вешкаймское городское поселение» очистные сооружения с использованием которых оказываются услуги по транспортировке и очистке сточных вод находятся на праве аренды у ООО «Комфорт» (договор от 15.07.2013), иные централизованные канализационные сети и очистные сооружения на территории данного муниципального образования отсутствуют.

Учитывая особенности предоставления услуг водоотведения, в связи со сложившейся схемой  водоотведения, в силу физического расположения сетей абонентов предприятия, и привязкой их к определенному месту, а также наличия технологического присоединения водопроводных и канализационных  сетей абонентов к сетям предприятия, рассматриваемый товарный рынок определен как локальный рынок услуг по транспортировке (транзиту) сточных вод, расположенный в границах  МО «Вешкаймское городское поселение».

Временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка и доступности информации. В качестве временного интервала исследования определен период 2013 года.

Установленные продуктовые границы включают в себя такой товар, как услуга  водоотведения, которая по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарам.

Из содержания ст.ст. 454, 456, 458, 506, 539 ГК РФ вытекает обязанность продавца (поставщика) передать товар покупателю. Исходя из специфических физических характеристик водных ресурсов,  они могут быть оказаны потребителю только посредством системы водоотведения, а услуга водоотведения может быть оказана только при наличии  канализационных сетей.  

ООО «Комфорт» является владельцем сетей  канализации, расположенных в МО «Вешкаймское городское поселение»

К данным сетям присоединены канализационные сети жилых домов, расположенных в поселении, слив ЖБО иных потребителей осуществляется в канализационные колодцы сети ООО «Комфорт». 

Продавцом на исследуемом рынке выступает ООО «Комфорт» в силу технологических особенностей услуги. Потребителями являются лица, присоединенные к канализационным сетям, а также не имеющие технологического и сливающие ЖБО в колодцы по иным договорам.

Доля   на рынке услуг по водоотведению  сточных вод в границах присоединенной сети составляет 100%.

  Коэффициент рыночной концентрации одного хозяйствующего субъекта, действующего на рынке: CR-1 - 100 %.

На данном рынке существуют экономические ограничения входа на рынок - необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, оказание услуг по водоотведению конечному потребителю возможно только хозяйствующими субъектами, имеющими техническое оснащение, коммуникации и прочее оборудование, необходимое для пропуска расчетного количества воды, при заданном режиме, за определенное время,  значительные затраты на поддержание сетей в исправном состоянии. Таким образом, строительство новой городской системы водоотведения в данном случае будет нецелесообразно – есть возможность для получения услуг по приему сточных вод от близко расположенного и единственного  поставщика.

Также существуют административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе организациям необходимо участвовать в конкурсах на заключение договоров аренды муниципального имущества, так как услуга водоотведения оказывается с использованием водопроводных сетей, являющихся муниципальной собственностью, высокие требования к качеству оказываемых услуг, установленные законодательством Российской Федерации (производственный лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов), утверждение тарифов на услугу водоотведения, устанавливаемую Министерством экономики Ульяновской области.

Соответственно,  ООО «Комфорт» занимает доминирующее положения на рынке услуг по водоотведению в границах присоединенной сети.

Установлено, что ООО «Комфорт» по договору аренды от 15.07.2013 №221, заключенному с Администрацией МО «Вешкаймское городское поселение», использует для оказания услуг водоотведения на территории данного муниципального образования здание очистных сооружений, установку К 200, очистные сооружения (1975 г.).

01.01.2014 между ИП Петровым М.П. и ООО «Комфорт» заключен договор на оказание услуг по приемке сточных вод.  Условия о возможности расторжения договора в одностороннем порядке в договоре от 01.01.2014  отсутствуют. Слив сточных вод осуществляется в канализационные колодцы, указываемые ООО «Комфорт». Документы, фиксирующие факт слива в конкретные колодцы, ООО «Комфорт» не составляет. Доказательством оказания услуг являются выставленные акты выполненных работ (оказываемых услуг). Оплата осуществляется в кассу ООО «Комфорт».

Кроме ИП Петрова М.П. услугами ООО «Комфорт» по приемке сточных вод пользуются еще 32 абонента. Однако за исключением заявителя все абоненты ООО «Комфорт» являются физическими лицами.

26.05.2014 ООО «Комфорт» направило заявителю уведомление о расторжении договора с момента получения уведомления на основании акта от 12.07.2013 и ч. 3 ст. 450 ГК РФ (100% износ оборудования очистных сооружений).

Согласно акту  МУП «ВКХ» от 12.07.2003 КУ-200 №1 и №2 изношены на 70%, газодувка непригодна для эксплуатации, минерализаторы, КУ-200 №3 изношены на 100%.

Письмом от 01.07.2014 ООО «Комфорт» сообщило, что существующие очистные сооружения р.п. Вешкайма не справляются с очисткой поступающего объема сточных вод и находятся в аварийном состоянии из-за 100% износа оборудования, что явилось причиной расторжения договора с ИП Петровым М.П.

Согласно Акту от 16.04.2014, составленному сотрудниками ООО «Комфорт», все очистные сооружения изношены на 100%.

Задолженность у ИП Петрова М.П. перед ООО «Комфорт» на момент расторжения договора по договору от 01.01.2014 отсутствовала, что подтверждается Актом сверки взаимных расчетов от 26.05.2014.

Тарифы на услуги водоотведения ООО «Комфорт» утверждены Приказом Министерства экономики Ульяновской области № 06-397 от 19.11.2013.

Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:

1) при существенном нарушении договора другой стороной;

2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Договор оказания услуг от 01.01.2014 не предусматривает возможность одностороннего расторжения договора исполнителем услуги.

Существенное нарушение обязательств по договору со стороны ИП Петрова М.П. отсутствует.

Решение суда о расторжении договора по иску ООО «Комфорт» также отсутствует.

Ссылка ООО «Комфорт» на пункт 2.2.6 договора аренды от 15.07.2013, в соответствии с которой запрещается сдавать арендуемые объекты в субаренду без письменного разрешения Арендодателя является необоснованной, поскольку договор на прием сточных вод имеет иную правовую природу, и направлен на использование полученного в аренду имущества по прямому назначению.

Нерасторжение договора с иными абонентами, пользующимися услугами общества подтверждает наличие технической возможности оказания услуг водоотведения, приему, транспортировке,  очистке сточных вод.

Кроме того, комиссия учитывает, что ИП Петров М.П. и ООО «Комфорт» по услуге вывоза ЖБО являются конкурентами, и действия ООО «Комфорт» по одностороннему расторжению договора от 01.01.2014 направлены на устранение конкуренции на данном рынке.

Таким образом, действия ООО «Комфорт» являются злоупотреблением правом.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1.Признать действия ООО «Комфорт» по расторжению договора от 01.01.2014 на оказание услуг по приему сточных вод, заключенному с ИП Петровым М.П., нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Выдать ООО «Комфорт» предписание о прекращении нарушении антимонопольного законодательства путем отзыва уведомления от 26.05.2014, возобновления приема сточных вод от ИП Петрова М.П. в соответствии с договором от 01.01.2014.
Передать материалы должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 12.08.2014  по делу №11166/04-2014

о нарушении ООО «Комфорт» (433100, Ульяновская область, р.п. Вешкайма, ул. Строителей, 1) пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Кому: ООО «Комфорт»

в срок до   25.08.2014 прекратить нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в расторжении договора от 01.01.2014 на оказание услуг по приему сточных вод, заключенного с ИП Петровым М.П.

в срок до       25.08.2014       отозвать уведомление от 26.05.2014, направленное ИП Петрову М.П. о расторжении договора от 01.01.2014;  возобновить прием сточных вод от ИП Петрова М.П. в соответствии с договором от 01.01.2014.

 

О  выполнении настоящего Предписания сообщить в срок  до 29.08.2014.

<...>

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны