Решение №ИС/3377/24 Решение по делу № 073/06/106-383/2024 от 28 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

25.06.2024 Дело № 073/06/106-383/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления - начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ООО «Галеас»:

- <…> (доверенность б/н от 19.12.2023),

- от ГКУЗ «УОКПБ им. В.А. Копосова»:

- <…> (доверенность № 87 от 17.01.2024),

- <…> (доверенность № 86 от 17.01.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 50 от 09.01.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-383/2024 по жалобам ООО «Галеас» и ООО «Рошкош» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624002899 (наименование объекта закупки – «Организация ежедневного лечебного питания пациентов в 2024 г.»; заказчик – Государственное казённое учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова», уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области; начальная (максимальная) цена контракта – 50 066 100,00 руб., срок окончания подачи заявок – 26.06.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4224-ЭП/24 от 19.06.2024 (дата размещения в ЕИС – 18.06.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Галеас» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624002899.

Содержание жалобы составило указание на то, что, по мнению общества, установленный порядок оценки нарушает положения законодательства, ведет к необоснованному ограничению числа участников. Также заявитель просит дать правовую оценку закупок государственных заказчиков министерств региона по показателю «Опыт» и «Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами» на предмет применения оценки заявок по квалификационному критерию.

Вх. № 4256-ЭП/24 от 19.06.2024 (дата размещения в ЕИС – 19.06.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Рошкош» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624002899.

Содержание жалобы составило указание на то, что, по мнению общества, установленный порядок оценки по детализирующему показателю «Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» нарушает положения законодательства, ведет к необоснованному ограничению числа участников.

Вх. № 4292-ЭП/24, вх. № 4293-ЭП/24 от 21.06.2024 и вх. № 4323-ЭП/24 от 24.06.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобы, содержащие указание в том числе, на следующее.

Порядок оценки заявок установлен в соответствии с требованиями законодательства. При этом заказчик не ограничен в выборе критериев оценки и детализирующих показателей, применяемых при оценке заявок. Установленные критерии оценки и порядок присвоения баллов по ним обеспечивают выявление наиболее опытного участника, соответствующего потребностям заказчика, с учетом особенностей проводимой закупки, ее социальной значимости, необходимости соблюдения повышенных требований к безопасности оказываемых услуг.

На заседании Комиссии 24.06.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель ООО «Галеас» поддержал доводы жалобы в полном объеме, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалоб не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 25.06.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалоб ООО «Галеас» и ООО «Рошкош» было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 07.06.2024 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168500000624002899, наименование объекта закупки – «Организация ежедневного лечебного питания пациентов в 2024 г.» (начальная (максимальная) цена контракта – 50 066 100,00 руб.).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобы ООО «Галеас» и ООО «Рошкош» обоснованными, при этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановления № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановление № 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Пунктом 18 Постановления № 2604 определено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением № 1 к Постановлению № 2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

В силу пункта 20 Постановления № 2604 если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «характеристики объекта закупки» (БХi), рассчитывается по одной из формул, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

В силу подпункта «а» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно пункту «а» пункта 30 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Постановления № 2604, документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановлению № 2604, устанавливаются перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Постановления № 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Приложением к извещению № 0168500000624002899 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок.docx», который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 60%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 40%.

При этом, согласно пункту 2 раздела II приложения к извещению № 0168500000624002899 файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок.docx» по критерию «Квалификация участников закупки» оценивается наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта по признаку «общая цена исполненных участником закупки договоров», а также наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, по признаку «Количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда».

В отношении признака «Общая цена исполненных участником закупки договоров» и признака «Количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда» критерия «Квалификация участников закупки» заказчиком установлен следующий порядок оценки: Для заказчика лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участников закупки. Значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки» (БХi), рассчитывается по следующей формуле:

 

где:

Хmax - максимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хi - значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки»;

Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участников закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки «квалификация участников закупки».

Согласно разделу III файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок.docx» извещения № 0168500000624002899 предметом оценки по критерию «Квалификация участников закупки» являются следующие документы и сведения»:

Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3

Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки

1

2

3

1.

Критерий: квалификация участников закупки.

Показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта.

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров).

1.1 Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по организации питания.

1.2. Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: исполненный договор (договоры); акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).

1.3. Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный пунктом 1.2, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

1.4. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013г.

1.5. К оценке принимаются документы, предусмотренные пунктом 1.2, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

2.

Критерий: квалификация участников закупки.

Показатель оценки: наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки № 1 (количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда).

2.1. Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки: специалисты, состоящие в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющие образование по специальности «повар» и имеющие квалификацию не ниже 4-го разряда.

2.2. Перечень информации (в том числе данных) и документов подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с пунктом 2.1: трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации): копии свидетельства или аттестата об образовании или иного документа об образовании по специальности «Повар» с квалификацией не ниже 4-го разряда.

Согласно Порядку оценки баллы по критерию «Квалификация участников закупки» присваиваются заявкам участников закупки по формуле, предусмотренной подпунктом «б» пункта 20 Постановления № 2604, в связи с чем максимальное количество баллов присваивается заявке участника закупки, представившего в составе заявки документы, подтверждающие наличие наибольшего опыта (исходя из максимальной суммы всех исполненных контрактов и договоров на оказание услуг питания) и наибольшего среди участников закупки количества в штате поваров, имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда.

При этом, наличие в штате участника закупки количества специалистов необходимого уровня и квалификации (повара с квалификацией не ниже 4-го разряда) достаточного для оказания услуг в объеме необходимом заказчику, при условии отсутствия предельного значения по показателю, не гарантирует присвоение заявке такого участника максимального количества баллов по данному детализирующему показателю. Вместе с тем, наличие тех или специалистов в штате участника, в том числе, в чрезмерном количестве, не гарантирует последующего надлежащего и качественного оказания услуг, так как обеспеченность трудовыми ресурсами напрямую не свидетельствует о качестве оказываемых услуг.

Качество и безопасность оказываемых услуг питания не поставлены в зависимость от объема предыдущего опыта участника или количества нанятых им для получения максимального балла сотрудников определенного уровня квалификации.

Таким образом, при наличии возможности установления предельного максимального значения характеристики, в пределах которой осуществляется оценка заявок, заказчик не использует возможность установления данного предельного значения, что влечет предоставление доказательств наличия опыта и трудовых ресурсов, во-первых, являющихся избыточными для выявления лучшего предложения в зависимости от конкретной потребности заказчика, во-вторых, влекущего предоставление информации, достоверность которой заказчик не имеет возможность проверить при оценке заявок (при закупке услуги по организации горячего питания).

По результатам анализа установленного заказчиком порядка оценки заявок на участие в закупке по критерию «Квалификация участников закупки» Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части установления сведений о подтверждении квалификации участника закупки путем предоставления неизмеримого объема опыта и перечня специалистов приводит к невозможности объективной оценки потенциальных участников и необоснованному ограничению количества участников закупки, так как на заседании Комиссии установлено, что оценке подлежит общая цена исполненных участником закупки договоров и общее количество специалистов, что не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта и противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Кроме того, неустановление предельного значения может привести к ограничению конкуренции при проведении конкурса, поскольку лишает возможность участников, не имеющих избыточный опыт конкурировать по ценовым и неценовым критериям с участником конкурса, имеющим избыточный опыт.

Таким образом, отсутствие предельных максимальных значений по детализирующим показателям критериям «Квалификация участников закупки», не отвечает целям и задачам Закона о контрактной системе, а также не позволяет объективно осуществить процедуру оценки заявок и как следствие, определить лучшие условия исполнения контракта среди предложений участников, а также создает условия для злоупотребления правами как заказчиком, так и участниками закупки.

Учитывая изложенное, в указанной части доводы жалоб ООО «Галеас» и ООО «Рошкош» являются обоснованными.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Дополнительно Ульяновское УФАС России отмечает следующее.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача одной жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные при осуществлении нескольких закупок, не допускается.

Исходя из изложенного, требование жалобы ООО «Галеас» о проведении проверки закупок питания заказчиков региона не подлежит рассмотрению Комиссией Ульяновского УФАС России в рамках дела № 073/06/106-383/2024.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ГАЛЕАС» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «Рошкош» обоснованной.

3. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

4 Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение о проведении закупки № 0168500000624002899, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/06/106-383/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Государственное казённое учреждение здравоохранения «Ульяновская областная клиническая психиатрическая больница имени В.А. Копосова»
ИНН 7326008978, ОГРН 1027301406770
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
ООО "Галеас"
ИНН 7303006149, ОГРН 1027301409497
ООО "РОШКОШ"
ИНН 7329005968, ОГРН 1127329000040