Решение б/н Решение и предписание в отношении ООО «Медицинский центр «Ак... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление
по Ульяновской области

ул. Советская, 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП
тел./факс: (8422) 41-32-03
e-mail:
to73@fas.gov.ru
www.ulyanovsk.fas.gov.ru


РЕШЕНИЕ

09.03.2011                                                                                                                                 г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,
члены комиссии:            - главный специалист-эксперт XXX,
                                         - ведущий специалист-эксперт XXX,
рассмотрев дело № 7238/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы общества с ограниченной ответственностью «Медицинский центр «Академия» (далее - ООО «Медицинский центр «Академия»), размещенной в общественно-политической газете «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010, содержащей признаки нарушения части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителей:
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
- ООО «Медицинский центр «Академия», расположенного по адресу: 432042, г. Ульяновск, ул. Стасовава, дом 18, - XXX (доверенность № X от XXX, паспорт);
- некоммерческого партнёрства «Редакция газеты «Симбирский курьер» (далее - НП «Редакция газеты «Симбирский курьер»), расположенного по адресу: 432063, г. Ульяновск, ул. Гончарова, дом 4, - XXX (доверенность № XX от XXX, паспорт),

УСТАНОВИЛА:

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России обнаружена реклама медицинского центра «Академия», размещенная на 10-й странице общественно-политической газеты «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010 (суббота) (служебная записка № 136 от 16.02.2011).
Учредителем и издателем газеты «Симбирский курьер» является НП «Редакция газеты «Симбирский курьер».
Ульяновским УФАС России определением от 17.02.2011 возбуждено дело № 7238/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечены ООО «Медицинский центр «Академия» и НП «Редакция газеты «Симбирский курьер».  Рассмотрение дела назначено на 09.03.2011.
В письменных пояснениях ООО «Медицинский центр «Академия» (исх. № 16 от 03.03.2011) и на рассмотрении дела 09.03.2011 представителем общества пояснено, что ООО «Медицинский центр «Академия» планировало заключение договора на оказание рекламных услуг с НП «Редакция газеты «Симбирский курьер», однако указанный договор так и не был заключен.  На стадии переговоров сотрудниками газеты был разработан пилотный вариант макета поздравительного объявления, но окончательный вариант макета для согласования в ООО «Медицинский центр «Академия» не поступал.  Также общество не направляло заявку в газету на публикацию поздравительного объявления, в связи с чем оплату за производство и распространение поздравительного объявления в газете «Симбирский курьер» ООО «Медицинский центр «Академия» не производило, какие-либо финансовые документы, подтверждающие факт оказания и оплаты услуг, у общества отсутствуют.  Кроме того, ООО «Медицинский центр «Академия» считает, что в поздравительном объявлении, опубликованном в газете «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010, отсутствуют какие-либо указания на медицинские услуги, оказываемые обществом.  Данное поздравительное объявление не является рекламной медицинских услуг, а содержит лишь поздравление жителей и гостей г. Ульяновска с наступающим Новым годом.  Утверждение: «Если возникнут проблемы со здоровьем, вам всегда поможет медицинский персонал «Академии», и в выходные, и в праздничные дни.  Предварительная запись - по телефону 61-26-26» не относится, по мнению ООО «Медицинский центр «Академия», к рекламе медицинских услуг.  Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное значение и определенную стоимость (Отраслевой стандарт «Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении», утвержденный приказом Минздрава России от 22.01.2001 №12).  В данном поздравительном объявлении не указываются виды, перечень или методы предполагаемых медицинских услуг, а помощь медицинского персонала и предварительная запись не включены в перечень простых медицинских услуг (Отраслевой классификатор ПМУ 91500.09.001-2001, утвержденный приказом Минздрава России от 10.04.2001).  Таким образом, требования ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» на данное поздравительное объявление не распространяются.
В письменных пояснениях (исх. № 13 от 03.03.2011) и на рассмотрении дела 09.03.2011 представитель НП «Редакция газеты «Симбирский курьер» пояснил, что некоммерческое партнерство осуществляет производство, выпуск и тиражирование средств массовой информации, но основным предметом деятельности партнерства является выпуск газеты «Симбирский курьер».  От ООО «Медицинский центр «Академия» поступила заявка на размещение поздравительного модуля в газете «Симбирский курьер».  Особенности верстки и текст рекламного модуля в газете «Симбирский курьер» согласовывались с ООО «Медицинский центр «Академия».  Поздравительное объявление медицинского центра «Академия», опубликованное 18.02.2010, сопровождалось пометкой «На правах рекламы».  Указанное объявление содержит поздравительный характер, с пожеланием крепкого здоровья ульяновцам.  Никаких ссылок на перечень медицинских услуг, оказываемых в ООО «Медицинский центр «Академия», на методы лечения в объявлении нет.  Исходя из этого, предупреждение о наличии противопоказаний к их применению и использованию, по мнению НП «Редакция газеты «Симбирский курьер», выглядело бы в поздравительном тексте весьма странно, вызвало бы недоумение.  ООО «Медицинский центр «Академия» имеет соответствующую лицензию, медицинский персонал общества - это высококвалифицированные специалисты.  Кроме того, представитель НП «Редакция газеты «Симбирский курьер» сообщил, что распространение поздравительного объявления ООО «Медицинский центр «Академия» носило разовый характер и на данный момент оно не распространяется.
Исследовав материалы дела № 7238/05-2011, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу медицинского центра «Академия», размещенную в общественно-политической газете «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010 на странице 10, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.
На 10-й странице общественно-политической газеты «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010 (суббота) размещена реклама медицинского центра «Академия» следующего содержания: «Уважаемые жители и гости города Ульяновска!  Медицинский центр «Академия» поздравляет вас с наступающими праздниками - Новым годом и Рождеством.  Всем вам счастья, хорошего настроения и КРЕПКОГО ЗДОРОВЬЯ.  Если возникнут проблемы со здоровьем, вам всегда поможет медицинский персонал «Академии», и в выходные, и в праздничные дни.  Предварительная запись - по телефону XXX.  Каждый день - с заботой о вашем здоровье и любовью к вам.  Ульяновск, ул. Стасова, 18.  Тел. XXX».  В левом нижнем углу рекламы имеются рисованные изображения трех елок, а в правом нижнем углу - логотип медицинского центра «Академия» в виде «арки», внутри которой изображена чаша, которую обвивает змея.  Под логотипом приведено наименование: «АКАДЕМИЯ медицинский центр».  Внизу с правой стороны указанной рекламы имеется пометка: «На правах рекламы».
Согласно п.п. 1-2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Поздравительное сообщение медицинского центра «Академия», размещенное на 10-й странице общественно-политической газеты «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010, доступно для обозрения неограниченному кругу лиц, привлекает внимание к медицинскому центру «Академия» (объекту рекламирования).  Информация в объявлении направлена на формирование и поддержание интереса к медицинскому центру «Академия» (лицу, оказывающему медицинские услуги) и его продвижение на рынке.
Таким образом, указанная информация является рекламой, объектом рекламирования которой является лицо, оказывающее медицинские услуги, - медицинский центр «Академия» ООО «Медицинский центр «Академия».
ООО «Медицинский центр «Академия» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-73-01-000170 от 10.06.2009.  Согласно приложению № 1 к указанной лицензии ООО «Медицинский центр «Академия» оказывает следующие работы и услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: акушерскому делу, анестезиологии и реаниматологии, лабораторной диагностике, медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), операционному делу, сестринскому делу, физиотерапии, функциональной диагностике; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: б)  при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов по:  акушерству и гинекологии, неонатологии, экспертизе временной нетрудоспособности; в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:  акушерству и гинекологии, аллергологии и иммунологии, анестезиологии и реаниматологии, гастроэнтерологии, дерматовенерологии, детской хирургии, кардиологии, клинической лабораторной диагностике, колопроктологии, косметологии (хирургической), медицинским осмотрам,  (предварительным, периодическим), неврологии, оториноларингологии, офтальмологии,  педиатрии, применению методов традиционной медицины,  профпатологии, психиатрии, психотерапии, терапии, травматологии и ортопедии, ультразвуковой диагностике, урологии, физиотерапии, функциональной диагностике, хирургии, челюстно-лицевой хирургии, экспертизе временной нетрудоспособности, эндоскопии».  Согласно приложению № 2 к лицензии оказываются следующие услуги: «1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по: медицинскому массажу; 2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по: косметологии (терапевтической), эндокринологии».
Согласно общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), принятому и введенному постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 №163, к медицинским услугам (код 081000) отнесены услуги, оказываемые в поликлиниках (поликлинических отделениях) (код 081200), в том числе: консультации и лечение врачами-специалистами и хирургами-специалистами (код 081203), услуги по профилактике болезней (медицинские осмотры, профилактические прививки и т.д.) (код 081204), процедуры, выполняемые врачами (код 081205), услуги, оказываемые средними медицинскими работниками (код 081207), услуги, оказываемые беременным женщинам и новорожденным (код 081208).
В соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона «О рекламе» специальные требования и ограничения, установленные настоящим Федеральным законом в отношении рекламы отдельных видов товаров, распространяются также на рекламу средств индивидуализации таких товаров, их изготовителей или продавцов, за исключением случая, если реклама средств индивидуализации отдельного товара, его изготовителя или продавца явно не относится к товару, в отношении рекламы которого настоящим Федеральным законом установлены специальные требования и ограничения.
В ст. 24 Федерального закона «О рекламе» установлены специальные требования и ограничения к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения.
Таким образом, предупреждение, предусмотренное ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», необходимо в рекламе и в случае, когда объектом рекламирования является только лицо, оказывающее медицинские услуги, в данном случае, медицинский центр «Академия».
Однако в рассматриваемой рекламе предупредительная надпись о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости получения консультации специалистов отсутствует.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе», несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо, рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.
В ходе рассмотрения дела № 7238/05-2011 установлено, что модуль с рекламой медицинского центра «Академия» размещен в газете «Симбирский курьер» без согласования с руководством медицинского центра (оригинал-макет рекламы окончательно не утвержден руководством ООО «Медицинский центр «Академия»).  Следовательно, рекламодателем и рекламораспространителем в данном случае является НП «Редакция газеты «Симбирский курьер».
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).
Административная ответственность за нарушение ч. 7 ст. 24 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что распространение рекламы носило разовый характер и на данный момент прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу медицинского центра «Академия», размещенную на странице 10 общественно-политической газеты «Симбирский курьер» № 140(3455) за 18.12.2010, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 22.03.2011.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                         И.И. Спиридонов

Члены Комиссии                                                                                                     XXX

                                                                                                                                     XXX


Связанные организации

Связанные организации не указаны