Решение №ИС/2593/23 Решение по делу № 073/06/106-335/2023 от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

09.06.2023 Дело № 073/06/106-335/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска:

- <…> (доверенность № 13467-08 от 07.06.2023 г.),

- <…> (доверенность № 13468-08 от 07.06.2023 г.)

рассмотрев дело № 073/06/106-335/2023 по жалобе ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000123000710 (наименование объекта закупки – «Проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Ульяновскэлектротранс» за 2022 год»; заказчик – Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее – заказчик), уполномоченный орган - Управление по муниципальным закупкам и

регулированию тарифов администрации города Ульяновска; начальная (максимальная) цена контракта – 253 333,33 руб., срок окончания подачи заявок 02.06.2023 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 3246-ЭП/23 от 02.06.2023 (дата размещения в ЕИС – 02.06.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000123000710.

Содержание жалобы содержит указание на следующее.

По мнению заявителя, установленный заказчиком порядок оценки заявок не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку заказчиком использована формула с указанием «минимальных предельных значений» без предельных максимальных значений, что ведет к невозможности конкурировать с крупным участником при любом ценовом предложении и является ограничением конкуренции. Невозможность узнать заранее узнать свое число баллов по нестоимостным показателям влечет невозможность оценить целесообразность участие в закупке, следовательно, по мнению заявителя, порядок оценки не определен, что нарушает требования статьи 32 Закона о контрактной системе.

Также по мнению заявителя предмет оценки по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки опыта работы связанного с предметом контракта» нарушает требования законодательства, поскольку не направлен на выявление наилучшего предложения участников и должен быть исключен. Кроме того, заявитель указывает, что для оценки по данному детализирующему показателю заказчиком не установлен исчерпывающий перечень подтверждающих документов.

Заявитель считает, что требование о подтверждении наличия у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации трудовой книжкой не соответствуют специальному законодательству и ограничивает число участников.

Вх. № 3379-ЭП/23 от 07.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Порядок оценки заявок установлен в соответствии с Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604. Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 указанного постановления, в том числе с учетом возможности определения достаточных предельных значений показателей, а также осуществляет оценку представленных участником закупки документов, подтверждающих наличие опыта. В рассматриваемом случае, заказчиком формула оценки установлена в соответствии с подпунктом «ж» пункта 20 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604, где лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлено предельное минимальное значение. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 не предусмотрена обязанность заказчика устанавливать максимальные предельные значения детализирующих показателей, и заказчик самостоятельно определяет необходимость установления таких предельных значений.

Заказчик отмечает, что категорией оценки является опыт, наибольший объем которого напрямую отражает наиболее опытного участника рынка, ввиду чего установление предельного максимального значения не способствует выявлению наиболее опытного участника закупки, а наличие у участника закупки трудовых ресурсов позволяет выявить наиболее квалифицированных специалистов в области аудиторской деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 не запрещено устанавливать требование к опыту оказания услуг, характер которого определяется как по виду деятельности, так и по субъекту, в отношении которого осуществляется деятельность, являющаяся предметом закупки.

Исходя из порядка оценки, довод заявителя об установлении требования о наличии аудиторов именно в штате, не находит своего подтверждения, так как в извещении не указано, что требуется предоставить документы только на тех сотрудников, которые находятся в штате участника.

Оспариваемые критерии оценки являются оценочными, не отборочными и непредставление таких документов не является основанием для отклонения заявки.

На заседании Комиссии 08.06.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заказчика с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 09.06.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 11.05.2023 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000123000710, наименование объекта закупки – «Проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности МУП «Ульяновскэлектротранс» за 2022 год» (начальная (максимальная) цена контракта – 253 333,33 руб.).

19.05.2023 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 05.06.2023 г. № ПРОII1 на участие в указанной закупке поступило 11 заявок, все заявки участников закупки были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.06.2023 г. № ИЭОК1 подведены итоги определения поставщика, победителем закупки был признан участник закупки с номером заявки 201.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 г. № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановление № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно подпункту «а» пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Положения применяются детализирующие показатели.

Пунктом 24 Постановления № 2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

Кроме того, согласно подпункту «р» части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае установления критерия оценки «квалификация участников закупки» заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки и отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.

Так, согласно установленному в извещении № 0368300000123000710 порядку оценки заявок заказчиком использованы следующие критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 40%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 60%.

При этом, в рамках критерия оценки «Квалификация участников закупки» установлены следующие детализирующие показатели оценки:

Критерий оценки

Значимость критерия оценки, процентов

Показатель оценки

Значимость показателя оценки, процентов

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки

Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов

Формула оценки или шкала оценки

1

2

3

4

5

6

7

8

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других

материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

60

Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с пред-

метом контракта.

55

Признак № 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров)

100

 

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю;

Хmax - максимальное значение

характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю;

- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком,

=5 договоров.

наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

45

-

100

 

где:

Хi – значение показателя, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю;

Хmax - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ оценке по показателю;

- предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком,

= 2 специалиста.

1. Из установленного в извещении № 0368300000123000710 порядка оценки заявок следует, что заказчиком по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (Общее количество исполненных участником закупки договоров)» установлено предельное минимальное значение – 5 договоров, а по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» - 2 специалиста.

В силу пункта 18 Постановления № 2604 если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением № 1 к Постановления № 2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается в том числе квалификация такого участника.

Таким образом, заказчик вправе при формировании порядка оценки установить минимальные или максимальные предельные значения характеристики, оценка которой предусмотрена по детализирующему показателю на свое усмотрение исходя из цели выявления наиболее квалифицированного поставщика.

Учитывая изложенное, действия заказчика, установившего только минимальные предельные значения характеристик, в рамках которых производится оценка заявок по нестоимостоному критерию не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» является необоснованной в указанной части.

2. Подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Согласно пункту 3 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие извещения № 0368300000123000710 предметом оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» является общее количество исполненных участником закупки договоров (минимальное предельное значение – 5 договоров).

При этом, заказчиком установлено, что в рамках детализирующего показателя «Общее количество исполненных участником закупки договоров» предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3. Предметом контракта является проведение проверок организаций аналогичной отраслевой принадлежности. Предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения об опыте у участника конкурса оказания услуг сопоставимого характера: оценивается количество исполненных участником закупки договоров (договоров), которые относятся к указанной сфере, сопоставимые по характеру с объектом закупки настоящего конкурса, в отношении которых приложены копии договоров (договоров) (с учетом правопреемственности).

Также порядком оценки заявок установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:

1) исполненные договоры. К оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе; договоры, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

2) акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении указанных договоров. При этом, последний акт, состав ленный при исполнении договора, представленного для оценки, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Акты должны быть подписаны со стороны исполнителя и заказчика.

Абзацем 2 подпункта «в» пункта 28 Постановления № 2604 определено, что порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющимся приложением № 1 к Постановлению № 2604, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом Законом о контрактной системе и Постановлением № 2604 не предусмотрено ограничений по определению заказчиком сопоставимости оцениваемых по детализирующему показателю договоров с предметом контракта, заключаемого по результатам определения исполнителя. Учитывая, что объектом закупки является проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия, установленный порядок оценки не нарушает положений законодательства о контрактной системе, и жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» является необоснованной в указанной части.

3. Подпунктом «д» пункта 24 Постановления № 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» может применяться показатель оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с пунктом 30 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановлению № 2604, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» пункта 30 Постановления № 2604:

- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

Заказчик самостоятельно определяет и устанавливает документы, подтверждающие квалификацию специалистов и иных работников, требования к их содержанию, наименованию квалификации при необходимости, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, Постановления № 2604, профессиональных стандартов, а также с учетом специфики планируемой к осуществлению закупки.

Согласно пункту 4 раздела III порядка рассмотрения и оценки заявок на участие извещения № 0368300000123000710 предметом оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» являются специалисты, опыт работы которых в проведении аудита сопоставимого характера с предметом закупки.

Порядком оценки также установлен перечень документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию:

- трудовая книжка (ее копия) или сведения о трудовой деятельности на специалистов, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса РФ;

- квалификационный аттестат аудиторов, соответствующий требованиям ст. 11 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Учитывая, что объектом закупки является проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального унитарного предприятия, установленный заказчиком по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» порядок оценки, в том числе, перечень документов, предоставляемых для оценки, не нарушает положений законодательства о контрактной системе и жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» является необоснованной в указанной части.

4. Относительно требования заявителя о проверке целесообразности участия и указания в решении контрольного органа значения баллов за предоставление 100 договоров и сведений о 10 аудиторах Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение о целесообразности участия в закупочных процедурах, с учетом всех экономических рисков и возможности получения прибыли. Оценка заявок и присвоение ей баллов в соответствии с установленным порядком относится к компетенции комиссии по осуществлению закупок, при этом в полномочия антимонопольного органа не входит прогнозирование результатов конкурса.

5. Доводы ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822
Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации г. Ульяновска
ИНН 7325096322, ОГРН 1107325003125
Общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ"
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336