Решение №ИС/6077/23 Решение по делу № 073/06/106-840/2023 от 18 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

13.12.2023 Дело № 073/06/106-840/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>.,

- от УОГКУСЗН «ЕОЦСВ»:

- <…> (доверенность № 19 от 11.12.2023),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 34 от 09.01.2023),

рассмотрев дело № 073/06/106-840/2023 по жалобе ИП К<…> (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623005243 (наименование объекта закупки – «Услуги связанные с автомобильным транспортом»; заказчик – Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Агентство государственных закупок Ульяновской области

(далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 13.12.2023 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 7762-ЭП/23 от 06.12.2023 (дата размещения в ЕИС – 06.12.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП К<…> на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623005243.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком неправомерно выбран код ОКПД2 52.12.29.000, что затрудняет поиск закупки в ЕИС и нарушает Закон о контрактной системе, а также Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «Закон о защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции). Также заявитель считает, что техническое задание составлено таким образом, что требованиям заказчика к транспорту отвечает только тойота Камри V55, что нарушает требования статьи 17 Закона о защите конкуренции. Техническое задание содержит ряд противоречий (тип коробки передач и трансмиссия, наличие ЭРА Глонасс на установку которого в настоящее время введён мораторий, лимит заправки в месяц и сутки по отношению ко времени пользования автомобилем) и избыточные требования (материал салона, цвет кузова, марка бензина), что также нарушает требования законодательства о контрактной системе и Закона о защите конкуренции.

Вх. № 7889-ЭП/23 и № 7891-ЭП/23 от 12.12.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика и уполномоченного органа, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Заказчиком выбран код ОКПД2 и установлены требования к оказываемым услугам исходя из собственных потребностей, что не противоречит требованиям законодательства. Установленным требованиям соответствует не менее двух автомобилей.

На заседании Комиссии 12.12.2023, которое проходило в дистанционном режиме, представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11 час. 40 мин. 12.12.2023 для документального анализа материалов дела.

В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 01.12.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000623005243, наименование объекта закупки – «Услуги связанные с автомобильным транспортом» (начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00 руб.).

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП К<…> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0168500000623005243 является, в том числе файл «Описание объекта закупки.docx», который содержит функциональные, технические и качественные характеристиками объекта закупки, в том числе, такие как:

«Автомобиль предоставляться Заказчику 24 часа в сутки ежедневно, без ограничения по пробегу;

Обеспечение горюче-смазочными и расходными материалами включено в цену контракта.

Исполнитель обеспечивает транспортное средство горюче-смазочными материалами с автозаправочных станций с использованием пластиковой карты. Лимит заправки за месяц АИ 95– не более 550 литров. Лимит заправки за сутки АИ-95 –не более 18 литров».

Кроме того, описание объекта закупки содержит таблицу с требованиями к автомобилю, предоставляемому в рамках оказания услуг, которая включает в себя в том числе следующие характеристики:

Наименование

товара

Наименование показателя товара

Требование к значению показателя

Легковой

автомобиль

Категория ТС

В

Класс автомобиля

Е

Комплектация автомобиля

Не менее Стандарт

Тип кузова

седан

Год выпуска

От 2017

Объем двигателя, куб. см

Не более 2000

Мощность двигателя л.с

Не более 150

Тип коробки передач

Механическая /автоматическая

Тип топлива

Бензин

Объем бака, л

70

Экологический класс

5

Тип привода

передний

Трансмиссия

Гидромеханическая АКПП

Количество дверей

4

Количество мест

5

Материал салона

Кожа/велюр

Цвет кузова

Белый/черный

Габариты кузова: длина, мм

Не менее 4845

Габариты кузова: ширина, мм

Не менее 1825

Габариты кузова: высота, мм

Не менее 1455

Объем багажника, л

Не менее 493

Наличие фронтальных подушек безопасностей

Наличие

Боковые подушки безопасности

Наличие

Оборудование: противоугонные системы

Наличие

Наличие подлокотника на заднем сиденье

Наличие

Подогрев передних сидений

Наличие

Электропривод передних и задних стеклоподъемников

Наличие

ЭРА Глонасс

Наличие

Зимний комфорт

Наличие

1) Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона № 0168500000623005243 объектом закупки является оказание услуг, связанных с автомобильным транспортом, прочие, код ОКПД2 - 52.21.29.000.

Согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письме от 09.06.2017 N 24-03-08/36404, заказчики для цели выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) самостоятельно определяют код ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ или ОКПД2, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованиям и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.

Согласно пояснениям представителей заказчика код ОКПД2 был выбран исходя из характеристик необходимых заказчику услуг (аренда автомобиля без водителя) и статьи расходов по которой выделены средства на оплату заключаемого контракта.

Вместе с тем, заявитель не предоставил к жалобе доказательств, подтверждающих несоответствие выбранного заказчиком кода ОКПД2 объекту закупки и не представлены доказательства того, каким образом определенный заказчиком код ОКПД2 нарушает права заявителя, в том числе препятствует подаче заявки на участие в закупке.

На основании вышеизложенного, жалоба ИП К<…> является необоснованной в указанной части.

2) Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Приложением к извещению № 0168500000623005243 является, в том числе файл «Описание объекта закупки.docx», который содержит функциональные, технические и качественные характеристиками объекта закупки, в том числе, описание объекта закупки содержит таблицу с требованиями к автомобилю, предоставляемому в рамках оказания услуг.

Согласно пояснениям представителей заказчика характеристики товара, используемого в рамках оказания услуг, установлены в соответствии с потребностью заказчика, в том числе режима работы заказчика. Описание объекта закупки содержит все необходимые сведения для определения соответствия оказываемых услуг потребности заказчика и формирования ценового предложения.

При этом, согласно информации, полученной от заказчика, требованиям описания объекта закупки к автомобилям соответствуют, помимо Toyota Camry, Hyundai Sonata и Kia Optima.

Также необходимо отметить, что объектом закупки является оказание услуг по аренде транспортного средства с годом выпуска от 2017 года, а не поставка нового транспортного средства, при ввозе в страну которого хозяйствующие субъекты до февраля 2024 года вправе в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.05.2022 № 855 не устанавливать устройства вызова экстренных оперативных служб.

Предметом рассматриваемой закупки является не производство или поставка товара, обладающего определенными техническими и функциональными свойствами, а оказание услуг. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшего предоставления в аренду имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемой закупке. Приведенные требования отражают действительную потребность заказчика в услуге, в наибольшей степени соответствующей целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок (статья 12 Закона о контрактной системе).

Вместе с тем, представитель заявителя на заседание Комиссии Ульяновского УФАС России не явился, а также не представил документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности довода, в связи с чем довод заявителя не нашел своего подтверждения.

Таким образом, жалоба ИП К<…>является необоснованной в указанной части.

Доводы ИП К<…> о возможном нарушении заказником антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ИП К<…> необоснованной.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Ульяновское областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат»
ИНН 7325085909, ОГРН 1087325009991