Решение б/н Решение по делу № 073/10/99-311/2024 от 29 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 073/10/99-311/2024

по результатам проведения внеплановой проверки соблюдения

законодательства Российской Федерации о контрактной системе

29.05.2024 г. Ульяновск

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

проведя внеплановую проверку на основании приказа Ульяновского УФАС России № 36/24 от 22.05.2024, подпункта «б» пункта 1 части 3 статьи 99, подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) соблюдения законодательства о контрактной системе заказчиком – ОГБПОУ «Ульяновский многопрофильный техникум», комиссией по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0168500000622004155 (наименование объекта закупки – «Услуги по приобретению неисключительных прав (лицензий) на право использования программного обеспечения VR-тренажер по безопасной строповке грузов»; начальная (максимальная) цена контракта – 425 000,00 руб.),

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и

10 статьи 99 Закона, с учетом части 4 статьи 99 Закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок путем внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.

Подпунктом «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что контрольный орган проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

Вх. № 3382-ЭП/24 от 20.05.2024 в Ульяновское УФАС России поступило поручение ФАС России (исх. № ПИ/42503/24 от 17.05.2024) о проведении контрольных мероприятий по обращению гражданина С., содержащему информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях субъектов контроля при осуществлении закупки № 0168500000622004155.

Поступившие обращение гражданина С. содержит указание на то, что заказчиком при осуществлении закупки был использован код ОКПД2 не соответствующий предмету контракта и без соблюдений установленных законодательством запретов и ограничений, что повлекло незаконное заключение контракта.

В ходе осуществления внеплановой проверки действий заказчика и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0168500000622004155 Инспекцией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 25.10.2022 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000622004155, наименование объекта закупки – «Услуги по приобретению неисключительных прав (лицензий) на право использования программного обеспечения VR-тренажер по безопасной строповке грузов» (начальная (максимальная) цена контракта – 425 000,00 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 02.11.2022 на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 29,91 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 02.11.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства.

16.11.2022 между ОГБПОУ УМТ и ООО «ЦДПО» по результатам указанной закупки был заключен контракт на оказание услуг по приобретению неисключительных прав (лицензий) на право использования программного обеспечения VR-тренажер по безопасной строповке грузов (цена контракта - 297 875,00 руб.).

1. Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0168500000622004155, в том числе, описанию объекта закупки, являющемуся его неотъемлемой частью, объектом закупки является приобретение бессрочной лицензии, неисключительных прав на такое программное обеспечение как «VR-тренажер по безопасной строповке грузов для очков виртуальной реальности», а также извещением в отношении объекта закупки установлен код ОКПД2 58.29.29.000 «Обеспечение программное прикладное прочее на электронном носителе», что соответствует предмету закупки.

Следовательно, в указанной части доводы заявителя не находят своего фактического подтверждения.

2. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Инспекцией Ульяновского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000622004155 заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением № 1236.

Учитывая изложенное, довод заявителя о формировании извещения об осуществлении закупки без учета установленных законодательством ограничений, также не находит своего фактического подтверждения.

3. Согласно пункту 2(2) Постановления № 1236 подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.

Пунктом 2 (2) Постановления № 1236 установлено, что:

подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;

подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных.

В соответствии с пунктом 37 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных Постановлением № 1236 (далее - Правила), сведения, содержащиеся в реестре, являются открытыми и общедоступными. Пунктом 38 Правил предусмотрено, что доступ к сведениям, содержащимся в реестре, обеспечивается путем размещения сведений на официальном сайте, и предоставления оператором реестра безвозмездно по запросам заинтересованных лиц.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закон о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в сфере закупок, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

Из анализа заявок на участие в электронном аукционе № 0168500000622004155, полученных от оператора электронной площадки, следует, что ни одна из поданных на участие в процедуре заявок (№№ 207, 230, 76) не содержит предложения о поставке программного обеспечения, включенного в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения.

При этом, согласно пояснениям заказчика (получены ранее в ходе подготовки ответа на запрос Прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска) выбор победителя был осуществлен исходя из наименьшей цены, предложенной в ходе осуществления процедуры.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 02.11.2022 заявки всех участников были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, что нарушает положения подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, поскольку фактически рассмотрение заявок было осуществлено без учета требований извещения и Постановления № 1236, и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Учитывая, что контракт по результатам электронного аукциона № 0168500000622004155 заключен, Инспекцией, на основании подпункта «б» пункта 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений» принято решение предписание об устранении допущенных заказчиком нарушений не выдавать.

Учитывая изложенное, Инспекция

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

2. Учитывая, что 16.11.2022 по итогам осуществления закупки № 0168500000622004155 был заключен контракт, предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.

3. Передать материалы дела № 073/10/99-311/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель инспекции:

<…>

Члены инспекции:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны