Решение №ИС/4118/24 Решение по делу № 073/06/106-499/2024 от 7 августа 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

06.08.2024                                                                                       Дело № 073/06/106-499/2024

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

 

 

- заместителя начальника отдела <…>,

- главного специалиста-эксперта <…>;

 

- от ИП М<…>а С.З.:

- <…> (доверенность № 3 от 10.06.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 48 от 09.01.2024), 

 

рассмотрев дело № 073/06/106-499/2024 по жалобе ИП М<…>а С.З. (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624003618 (наименование объекта закупки – «Аппарат для искусственной вентиляции лёгких»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр» (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 12 500 000,00 руб., срок окончания

подачи заявок – 31.07.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 5317-ЭП/24 от 31.07.2024 (дата размещения в ЕИС – 31.07.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП М<…>а С.З. на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000624003618.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, описание объекта закупки сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе, поскольку установленным заказчиком характеристикам, соответствует товар единственного производителя – Zisline MV300, а также заказчиком допущено нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и извещение не содержит ограничений допуска товаров иностранного происхождения в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 616 от 30.04.2020.

 

Вх. № 5373-ЭП/24 от 01.08.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили пояснения по жалобе, содержащие указание на то, что заказчик согласен с доводами ИП М<…>а С.З., считает жалобу обоснованной и возражений не имеет, а также просит рассмотреть жалобу без участия представителя заказчика.

 

Вх. № 5381-ЭП/24 от 01.08.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

Обжалуемые действия относятся согласно Порядку взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом к компетенции заказчика, уполномоченным органом в пределах установленных полномочий не были нарушены требования Закона о контрактной системе.

 

Вх. № 5439-ЭП/24 от 05.08.2024 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие аналитическую таблицу сравнения характеристики «Минимальная чувствительность триггера по потоку, л/мин» у различных аппаратов ИВЛ.

 

На заседании Комиссии 06.08.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель уполномоченного органа не согласилась с доводами жалобы, поддержала представленные письменные возражения.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ИП М<…>а С.З. установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 23.07.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624003618, наименование объекта закупки – «Аппарат для искусственной вентиляции лёгких» (начальная (максимальная) цена контракта – 12 500 000,00 руб.).

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2024 заявка единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ИП М<…>а С.З. обоснованной.  При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны. и безопасности государства» (далее - Постановление № 616).

Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению № 616 (далее - Перечень).

Объектом закупки является «Аппарат искусственной вентиляции легких для интенсивной терапии неонатальный и для взрослых», соответствующий коду ОКПД2 32.50.21.123.

Объект закупки по наименованию и коду ОКПД2 соответствует позиции 148 перечня, утвержденного Постановлением Правительства № 616 (позиция 148 введена Постановлением Правительства РФ от 09.12.2023 № 2094).

Вместе с тем, согласно извещению о проведении аукциона № 0168500000624003618 запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением № 616, не установлен, что нарушает требования части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ИП М<…>а С.З. в указанной части является обоснованной.

 

2. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.  Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.  Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).  В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.  Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624003618 в структурированном виде, а также приложении к извещению (файл «Описание объекта закупки.xls») установлены функциональные, технические и качественные характеристики товаров, в том числе такая характеристика как «Минимальная чувствительность триггера по потоку, л/мин - > 0.2» (Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики).

Согласно сведениям, представленным ИП М<…>ым С.З. (в составе жалобы и дополнениях к ней), по совокупности характеристик технического задания извещения товару, в том числе, из-за включения заказчиком такой характеристики как «Минимальная чувствительность триггера по потоку, л/мин - > 0.2», соответствует товар единственного производителя – ООО фирма «Тритон-ЭлектроникС» (Аппарат искусственной вентиляции легких Zisline в исполнении MV300).

Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено документального подтверждения и сведений (ответ производителя, включающий сопроводительную техническую документацию на товар и др.), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей медицинского изделия, соответствующих требованиям извещения по позиции 3, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме ООО фирма «Тритон-ЭлектроникС», и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба ИП М<…>а С.З. является обоснованной в указанной части.

 

В соответствии с подпунктами 6 и 17 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе и информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.

Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки и установлении ограничения допуска товаров иностранного происхождения требования части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП М<…>а С.З обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 14, пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 02.08.2024,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000624003618, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-499/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:

<…>

 

Члены комиссии:

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр»
ИНН 7300016734, ОГРН 1237300003016