Решение №2033-03 Признать жалобу ИП Лисового А.А. обоснованной в части наруше... от 29 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

27.04.2020                                                                                                              Дело № 073/06/33-193/2020

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в отсутствие сторон

 

 

- начальника отдела <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

 

рассмотрев дело № 073/06/33-193/2020 по жалобе ИП Лисового А.А. (далее – заявитель) на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0168200002420002370 (наименование объекта закупки – «Передвижной палатный рентгеновский аппарат»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная детская клиническая больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», далее – заказчик, уполномоченный орган – Департамент государственных закупок Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 12 638 932,00 руб., срок окончания подачи заявок – 22.04.2020 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 2547 от 20.04.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Лисового А.А. на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0168200002420002370.

 

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Описание объекта закупки нарушает положения Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком не использованы характеристики товара из каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также не приведено обоснование использования характеристик, отличающихся от установленных в КТРУ и ГОСТ Р 57088-2016. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что ряд характеристик товара, установленных в документации клинического значения не имеют и ограничиваю конкуренцию.

 

На заседании Комиссии 24.04.2020 г., проводимой в дистанционном режиме, представитель ИП Лисового А.А. поддержал доводы жалобы.

 

Представитель заказчика на заседание Комиссии 24.04.2020 г. не явился, представил письменные пояснения (вх. № 2688 от 23.04.2020 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.

КТРУ не содержит товар с наименованием «Передвижной палатный рентгеновский аппарат». Требования к закупаемому рентгеновскому аппарату установлены заказчиком исходя из его потребности в оказании высококвалифицированной медицинской помощи и являются существенными для заказчика.

 

Представитель уполномоченного органа на заседание Комиссии 24.04.2020 г. не явился, представил письменные возражения на жалобу (исх. б/н от 23.04.2020 г.), содержащие указание, в том числе, на следующее.

Аукционная документация была сформирована на основании технико-экономического задания заказчика. При этом заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности. Закупка осуществляется по коду ОКПД2, поскольку соответствующий объекту закупки КТРУ отсутствует.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:00 27.04.2020 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 2723 и 2757 от 27.04.2020 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя жалобы поступили дополнения к жалобе, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Под характеристики, установленные заказчиком не подходит оборудование производства НИПК «Электрон» и НПАО «АМИКО». Заявителем планировалось поставить оборудование производства АО «МТЛ» (аппарат рентгенографический палатный передвижной «МобиРен-5-МТ»).

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.04.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0168200002420002370, наименование объекта закупки – «Передвижной палатный рентгеновский аппарат» (начальная (максимальная) цена контракта – 12 638 932,00 руб.).

17.04.2020 г. и 20.04.2020 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 22.04.2020 г. на участие в указанном аукционе было подано 2 заявки, все заявки были допущены до участия в аукционе.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона № 0168200002420002370 от 24.04.2020 г. в ходе проведения аукциона ценовые предложения поступили от 2 участников закупки, процент снижения начальной (максимальной) цены контракта 1,50%.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0168200002420002370 от 27.04.2020 г. заявки всех участников аукциона были признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Лисового А.А. обоснованной в части нарушения порядка описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Согласно части 4 статьи 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Как следует из части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанный порядок и правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 (далее - Правила использования КТРУ).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «и» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки № 0168200002420002370 следует, что объектом закупки является «Передвижной палатный рентгеновский аппарат», код по ОКПД2 26.60.11.113.

При этом, в КТРУ 20.03.2019 г. (обязателен к применению с 01.07.2019 г.) включен код 26.60.11.113-00000011 «Система рентгеновская диагностическая передвижная общего назначения, цифровая», раздел «Описание товара, работы, услуги» которого в настоящее время не заполнен.

Учитывая изложенное, доводы заявителя жалобы о несоответствии характеристик закупаемого товара позиции КТРУ не находит своего фактического подтверждения и жалоба ИП Лисового А.А. в указанной части является необоснованной.

 

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику указано на необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.

В соответствии с пунктом 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002420002370 объектом закупки является поставка передвижного палатного рентгеновского аппарата.

Пункт 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168200002420002370 содержит указание на то, что описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 «описание объекта закупки и количество» документации № 0168200002420002370 содержит описание необходимого заказчику товара в виде таблицы, содержащей, в том числе следующие показатели товара и требования к указанию их участниками:

- «Возможность подключения к серверу по проводному и беспроводному каналу связи» - наличие - значение не изменяется;

- «Размер детектора, см» - не менее 43х35 - указывается одно значение;

- «Электронные коллиматоры (прямоугольные и круглые)» - наличие - значение не изменяется;

- «Оптический зум, с переменным увеличением (от 1 до 3,2)» - наличие - значение не изменяется;

- «Расчет расстояний» - наличие - значение не изменяется;

- «Наложение сетки» - наличие - значение не изменяется;

- «Наложение текста» - наличие - значение не изменяется;

- «Расчёт и сохранение эффективной дозы в мЗв» - наличие - значение не изменяется;

- «Возможность автоматического сохранения изображения на сервере» - наличие - значение не изменяется

- «Внешний разъем для записи CD/DVD USB» - наличие - значение не изменяется;

- «Размер монитора по диагонали, дюйм» - не менее 24 - указывается одно значение;

- «Число пикселей, ед.» - не менее 1920 х 1200 - указывается одно значение.

ГОСТ Р 57088-2016 «Изделия медицинские электрические. Аппараты рентгенографические палатные передвижные цифровые. Технические требования для государственных закупок» устанавливает общие требования к подготовке технических заданий (ТЗ) и их оформлению при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования (ВМО): рентгенографических палатных передвижных цифровых аппаратов.

Пункт 4.2 ГОСТ Р 57088-2016 содержит указание на то, что общие требования к подготовке ТЗ и их оформлению при проведении государственных закупок определены в ГОСТ Р 55719.

Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 57088-2016 заказчик вправе включить в ТЗ на закупку ВМО требования, не регламентированные настоящим стандартом, если они не противоречат действующим нормативно-правовым актам Российской Федерации. При этом заказчик обязан однозначно обосновать соответствующие повышенные потребительские, технические и/или функциональные характеристики.

При этом, согласно справочному Приложению Б к ГОСТ Р 57088-2016, носящему рекомендательный характер, требования к детектору (включая размер) заполняется заказчиком исходя из собственных потребностей, размер монитора по диагонали должен быть не менее 17 дюймов, число пикселей не менее 1280 х 800.

Исходя из изложенного Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что данные показатели, в виде, установленном заказчиком, не противоречат требованиям ГОСТ Р 57088-2016, поскольку входят в установленный указанным ГОСТ диапазон.

Кроме того, согласно пункту 6.6 ГОСТ Р 57088-2016 требования к функционалу СПО для АРМ заполняются в соответствии с потребностями заказчика (лечебно-профилактического учреждения), в том числе: DICOM-совместимость, предварительный просмотр рентгеновских изображений, полученных с ЦПРИ, управление режимами работы рентгеновского аппарата и его компонентами, расчет эффективной дозы облучения пациента, следовательно, такие показатели, как расчет эффективной дозы облучения пациента и возможность автоматического сохранения изображения на сервере не противоречат ГОСТ Р 57088-2016.

В рамках рассмотрения жалобы заказчиком были представлены письменные возражения, содержащие подробное обоснование включения в описание объекта закупки таких характеристик как наличие возможности подключения к серверу по проводному и беспроводному каналу связи, электронных коллиматоры (прямоугольные и круглые), оптического зума, с переменным увеличением (от 1 до 3,2), расчета расстояния, наложения сетки, наложения текста и наличие внешнего разъема для записи CD/DVD USB.

Указанные спорные показатели включены в техническое задание, поскольку являются существенными для заказчика и необходимы для качественного оказания медицинской помощи и позволяют обеспечить передачу цифровых изображений на рабочее место врача от постели больного в систему PACS, способствуют снижению общего радиационного фона в целях дополнительной защиты пациентов и персонала от воздействия радиации, также виртуальный автоматический коллиматор дает возможность изменения зоны коллимации для дополнительного выделения зоны интереса, наличие оптического зума позволяет более тщательно изучать и анализировать изображения, расчет расстояний позволяет производить определение размеров органов и патологических участков, возможность наложения сетки позволяет накладывать на изображение различные измерительные масштабные сетки, что упрощает процесс измерения и помогает определить размеры патологических зон при планировании хирургических вмешательств, возможность записи информации на внешние носители обеспечивает возможность передачи полученной информации для дальнейшего консультирования для детей с онкопатологией и гематологических больных.

Таким образом, включение в техническое задание спорных характеристик товара, обусловленных его спецификой, не может рассматриваться как нарушение Закона о контрактной системе.

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. Отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

При этом заявителем не представлено документальное подтверждение соответствия товаров по указанным позициям технического задания единственному производителю (товару единственного официального представителя производителей) или доказательств невозможности поставки товаров иных производителей.

Вместе с тем, отсутствие в аукционной документации обоснования использования ряда спорных характеристик (возможности подключения к серверу по проводному и беспроводному каналу связи, электронных коллиматоры (прямоугольные и круглые), оптического зума, с переменным увеличением (от 1 до 3,2), расчета расстояния, наложения сетки, наложения текста и наличие внешнего разъема для записи CD/DVD USB) нарушает положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба ИП Лисового А.А. является обоснованной в части нарушения порядка описания объекта закупки.

 

В соответствии пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. № 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, включающее, в том числе, описание объекта закупки, действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая, что допущенное заказчиком нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение предписание об устранении допущенного нарушения не выдавать.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Лисового А.А. обоснованной в части нарушения порядка описания объекта закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что допущенное заказчиком нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/33-193/2020 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны