Решение №ИС/1379/22 Решение по делу № 073/07/3-607/2022 от 11 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

09.11.2022 Дело № 073/07/3-607/2022

 

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела .<...>;

 

членов

 

- заместителя начальника отдела <...>;

- ведущего специалиста-эксперта <...>;

 

 

 

в присутствии (с использованием

системы видеоконференцсвязи): - от Областного государственного автономного общеоб- разовательного учреждения «Лицей нанотехнологий»:

- <...> (доверенность б/н от 01.11.2022 г.),

 

рассмотрев дело № 073/07/3-607/2022 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Волга Телеком Сервис» (далее – ООО «Волга Телеком Сервис», заявитель) на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32211757692 (наименование объекта закупки – «Шифр 73-2022-нр5520. Поставка интерактивного программно-аппаратного оборудования»; заказчик – Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Лицей нанотехнологий» (далее – заказчик), начальная (максимальная) цена договора - 79 151 252,00 руб., срок окончания подачи заявок – 28.10.2022 г. в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 1794-ЭП/22 от 28.10.2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Волга Телеком Сервис» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32211757692. Вх. № 1815-ЭП/22 от 31.10.2022 г. указанная жалоба также была перенаправлена из Федеральной антимонопольной службы.

Жалоба ООО «Волга Телеком Сервис» содержит указание на следующее.

Пунктом 28 закупочной документации установлен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства.

Согласно разъяснениям заказчика, указанный приоритет предоставляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление № 925).

Приложение № 1 к закупочной документации содержит описание объекта закупки.

При этом, по мнению заявителя жалобы, заказчик неправомерно объединил в один лот как товары, входящие в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов евразийского Экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616), так и товары, входящие в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878).

Также заявитель считает, что заказчик нарушает условия, предусмотренные пунктом 5 Постановления № 925, а именно, в составе документации отсутствуют сведения, определенные в качестве условия предоставления приоритета.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что из анализа закупочной документации потенциальный участник не имеет возможности сформировать предложение о цене с учетом положений пунктов 3, 3 (1) Постановления № 925.

 

Вх. № 1937-ЭП/22 от 07.11.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Электронный аукцион на поставку интерактивного программно-аппаратного оборудования проводился в соответствии с положениями Закона о закупках.

Пунктом 28 закупочной документации было установлено условие участия в части национальных режимов, а именно предоставление приоритета товаров российского происхождения. Требования были установлены путем отсылки на действующее законодательство.

Кроме того, в разъяснениях на поступивший запрос положений относительно применяемого приоритета, заказчиком было указано на применение Постановления № 925.

Ссылка заявителя жалобы на Постановление № 616 и Постановление № 878 в указанном случае является неправомерной, поскольку электронный аукцион проводился в соответствии с положениями Закона о закупках, тогда как положения вышеуказанных Постановлений подлежат применению в рамках иного законодательства.

Учитывая, что в данном случае заказчиком приобреталась радиоэлектронная продукция, то в соответствии с пунктом 3.1 Постановления № 925, приоритет бы предоставлялся в виде заключения с победителя договора по цене, сниженной на 30 % от предложенной цены.

 

На заседании Комиссии 07.11.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с жалобой не согласился, поддержал представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 11:30 09.11.2022 г. для анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 12.10.2022 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32211757692, наименование объекта закупки – «Шифр 73-2022-нр5520. Поставка интерактивного программно-аппаратного оборудования»; начальная (максимальная) цена договора - 79 151 252,00 руб.

19.10.2022 г. решением заказчика было внесено изменение в извещение и документацию о проведении аукциона в электронной форме.

14.10.2022 г., 21.10.2022 г. заказчиком были опубликованы разъяснения положений документации.

31.10.2022 г. размещен протокол рассмотрения первых частей заявок, согласно которому на участие в указанной закупке поступило 1 заявка, которая была признана соответствующей требованиям закупочной документации.

01.11.2022 г. размещен протокол рассмотрения вторых частей заявок, согласно которому вторая часть единственной заявки также была признана соответствующей требованиям закупочной документации.

01.11.2022 г. был опубликован итоговый протокол по указанной закупке. Победителем закупки был признан ИП П<...>

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Волга Телеком Сервис» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ОГАО «Лицей нанотехнологий» осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона о закупках, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Протоколом № 10/22 от 10.10.2022 г. на заседании наблюдательного совета утверждено Положение о закупках товаров, работ и услуг для нужд ОГАО «Лицей нанотехнологий» в редакции, действующей на момент осуществления закупки (далее – Положение о закупках).

Согласно пункту 7.4 раздела 7 Положения о закупках аукцион является одним из способов конкурентных процедур.

В соответствии с пунктом 7.11 раздела 7 Положения о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам такой закупки.

Аналогичные требования изложены в пункте 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Кроме того, пунктом 7.9 раздела 7 Положения о закупках установлено, что при проведении конкурентных закупок предоставляется приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в соответствии с актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.

Согласно пункту 3 раздела 1 «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» закупочной документации предметом аукциона является поставка интерактивного программно-аппаратного оборудования.

Пунктом 28 указанного раздела закупочной документации установлен приоритет товарам российского происхождения по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства.

Условие предоставления приоритета товарам российского происхождения регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Пунктом 5 Постановления № 925 установлено, что условием предоставления приоритета является включение в документацию о закупке следующих сведений, определенных положением о закупке:

а) требование об указании (декларировании) участником закупки в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) наименования страны происхождения поставляемых товаров;

б) положение об ответственности участников закупки за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке;

в) сведения о начальной (максимальной) цене единицы каждого товара, работы, услуги, являющихся предметом закупки;

г) условие о том, что отсутствие в заявке на участие в закупке указания (декларирования) страны происхождения поставляемого товара не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке и такая заявка рассматривается как содержащая предложение о поставке иностранных товаров;

д) условие о том, что для целей установления соотношения цены предлагаемых к поставке товаров российского и иностранного происхождения, цены выполнения работ, оказания услуг российскими и иностранными лицами в случаях, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 6 Постановления № 925, цена единицы каждого товара, работы, услуги определяется как произведение начальной (максимальной) цены единицы товара, работы, услуги, указанной в документации о закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Постановления № 925, на коэффициент изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения закупки, определяемый как результат деления цены договора, по которой заключается договор, на начальную (максимальную) цену договора;

е) условие отнесения участника закупки к российским или иностранным лицам на основании документов участника закупки, содержащих информацию о месте его регистрации (для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на основании документов, удостоверяющих личность (для физических лиц);

ж) указание страны происхождения поставляемого товара на основании сведений, содержащихся в заявке на участие в закупке, представленной участником закупки, с которым заключается договор;

з) положение о заключении договора с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки, который признан уклонившимся от заключения договора;

и) условие о том, что при исполнении договора, заключенного с участником закупки, которому предоставлен приоритет в соответствии с настоящим постановлением, не допускается замена страны происхождения товаров, за исключением случая, когда в результате такой замены вместо иностранных товаров поставляются российские товары, при этом качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) таких товаров не должны уступать качеству и соответствующим техническим и функциональным характеристикам товаров, указанных в договоре.

Кроме того, пунктами 3, 3(1) Постановления № 925 установлены условия изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения аукциона.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Согласно пункту 3(1) Постановления № 925 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, а также интеллектуальных систем управления электросетевым хозяйством (систем удаленного мониторинга и диагностики, интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), автоматизированных систем управления технологическими процессами подстанций, автоматизированных систем технологического управления центров управления сетями) и (или) программного обеспечения, используемого в качестве компонента указанных систем, путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, в случае если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, не включенной в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) программного обеспечения, не включенного в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 30 процентов от предложенной им цены договора.

Таким образом, из толкования вышеперечисленных норм Постановления № 925 следует, что одним из обязательных условий предоставления приоритета является включение перечня определённых сведений в закупочную документацию.

Кроме того, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу, что закупочная документация также должна содержать сведения об условиях изменения начальной (максимальной) цены договора по результатам проведения аукциона, в том числе с указание конкретного нормативного акта, применяемого заказчиком в ходе проведения процедуры, поскольку положения Закона о закупках не предусматривают возможность формирования документации путем отсылок на те или иные нормы законодательства.

При этом, из анализа сведений, размещенных в Единой информационной системе следует, что закупочная документация не содержит перечень требований и условия к участникам закупки необходимых к предоставлению приоритета товарам российского происхождения, что является нарушением пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Учитывая изложение, жалоба ООО «Волга Телеком Сервис» в указанной части является обоснованной.

Ссылка ООО «Волга Телеком Сервис» на Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», а также на Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» не может быть признана состоятельной Комиссией Ульяновского УФАС России на основании следующего.

ОГАО «Лицей нанотехнологий» осуществляет свою закупочную деятельность, в том числе, в соответствии с Законом о закупках.

Аукцион в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32211757692 на поставку интерактивного программно-аппаратного оборудования проводится заказчиком в рамках данного законодательства.

При этом, указанные заявителем нормативно - правовые акты регламентируют правовые отношения в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и не распространяют свое действие на отношения, возникающие при проведении процедур на основании Закона о закупках.

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Волга Телеком Сервис» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

3. Обязать:

- закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 32211757692;

- ОГАО «Лицей нанотехнологий» устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и закупочную документацию с учетом принятого решения,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/07/3-607/2022 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

 

<...>

 

Члены комиссии

 

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимоно-польного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022-1544

 

 

Связанные организации

ООО "Волга Телеком Сервис"
ИНН 5258153427, ОГРН 1225200019879
ОГАОУ «Лицей ядерных технологий»
ИНН 7329036860, ОГРН 1227300002445