Решение №ИС/3968/24 Решение по делу № 073/06/106-467/2024 от 31 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

30.07.2024 Дело № 073/06/106-467/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов комиссии

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

- от МБУ «ГЦ по БиО г. Ульяновска»:

- <…> (доверенность № 54 от 26.07.2024),

- <…> (доверенность № 53 от 26.07.2024),

- Р<…> (паспорт),

рассмотрев дело № 073/06/106-467/2024 по жалобе Р<…> (далее - заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0368300000124001210 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах»; заказчик – Муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска» (далее – заказчик), уполномоченный орган - Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска; начальная (максимальная) цена контракта – 5 999 694,98 руб., срок окончания подачи заявок 26.07.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 5113-ЭП/24 от 23.07.2024 (дата размещения в ЕИС – 23.07.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба Р<…> на положения извещения электронного аукциона № 0368300000124001210.

Содержание жалобы составило указание в том числе на следующее.

Заказчиком в извещении о проведении закупки к услугам по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах установлено требование об их оказании в радиусе 25 километров от города Ульяновска, а также о соответствии услуг требованиям СанПин 2.1.3684-21, Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 и постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012. На территории Ульяновской области в радиусе 25 километров от города Ульяновска отсутствуют объекты размещения отходов, соответствующие требованиям извещения, в том числе, в связи с отсутствием у существующих субъектов санитарно-защитной зоны, что влечет невозможность исполнения контракта на условиях заказчика. Указанные выводы, по мнению заявителя, подтверждаются апелляционным определением 4 апелляционного суда общей юрисдикции по делу № 66а-334/2024 от 05.03.2024 и кассационным определением 6 кассационного суда общей юрисдикции от 18.06.2024 по делу № 3а-260/2024.

По мнению заявителя жалобы, требование о месте оказания услуг «Российская Федерация, По месту нахождения объекта размещения отходов на территории Ульяновской области в радиусе 25 километров от города Ульяновска» противоречит нормам статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что ограничивает число участников и не позволяет заявителю принять участие в закупке.

Вх. № 5201-ЭП/24 от 26.07.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Включение спорных требований в извещение, в том числе, о соответствии услуг требованиям СанПин 2.1.3684-21, Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998, постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012 и территориальной удаленности места оказания услуг не ограничивает число участников. Спорное требование обусловлено спецификой работы заказчика, в том числе необходимостью соблюдения Правил благоустройства территории МО «город Ульяновск», предусматривающих качественное и оперативное оказание услуг в сфере деятельности по благоустройству, с учетом того, что вывоз ТКО осуществляется заказчиком самостоятельно. При этом в пределах установленной зоны (25 км.) имеется 4 организации, способные исполнить контракт.

На заседании Комиссии 29.07.2024, проводимом в дистанционном режиме заявитель поддержал доводы жалобы, представители заказчика не согласились с доводами жалобы, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:10 30.07.2024 для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 5249-ЭП/24 от 29.07.2024 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие ответ Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на обращение Р<…> по вопросу организации и проведения строительного надзора в отношении ООО «УК Экостандарт» при строительстве и вводе в эксплуатацию «Завода по переработке, в том числе сортировке твердых бытовых отходов и полигона по их захоронению, расположенного юго-западнее п. Колхозный Чердаклинского района Ульяновской области».

Вх. № 5293-ЭП/24 от 30.07.2024 в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие представления об устранении нарушения законодательства, выданные Ульяновской транспортной прокуратурой, в отношении ООО «Контракт плюс» и ООО «ЦЭТ».

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 17.07.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368300000124001210, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 999 694,98 руб.).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 26.07.2024 заявка единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу Р<…> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Согласно пунктом 6 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о количестве (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе), единице измерения и месте поставки товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, а именно описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать проект контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368300000124001210 объектом закупки является оказание услуг по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах.

Извещением о проведении электронного аукциона № 0368300000124001210 установлено место поставки товара, выполнения работы или оказания услуги: «Российская Федерация, По месту нахождения объекта размещения отходов на территории Ульяновской области в радиусе 25 километров от города Ульяновска».

Извещением № 0368300000124001210 и приложением к нему (файл «Описание объекта закупки») установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара, в том числе:

Код ОКПД 2

Наименование товара (работы, услуги)

Функциональные, технические и качественные характеристики товара

Инструкция по заполнению

Единица измерения

Количество

Наименование характеристики

Значение характеристики (ед.изм)

 

38.11.29.000

Оказание услуг по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах

Услуги по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах

Услуги по размещению отходов 5 класса опасности на полигонах или мусоросортировочных комплексах

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

м3

19342

«Услуги по размещению ТКО должны быть оказаны в соответствии с требованиями следующих нормативных документов: СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских м сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации (Постановление о введение в действие № 3 от 28.01.2021г. (в ред. от 14.02.2022)), Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (с последующими изменениями), Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", а также требованиями законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения иных нормативных актов Российской Федерации.»

Проект контракта, размещенный в составе извещения о проведении электронного аукциона № 0368300000124001210, содержит сроки и порядок исполнения обязательств со стороны исполнителя:

«1.3. Место оказания услуги: По месту нахождения объекта размещения отходов на территории Ульяновской области в радиусе 25 километров от города Ульяновска;

1.4. Оказание услуг осуществляется Исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, требованиями иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок выполнения такого вида услуг, устанавливающих требования к качеству такого вида услуг, в соответствии с условиями Контракта».

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в извещение об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в извещении об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

Так, извещение об осуществлении спорной закупки и проект контракта включают в себя, в том числе, такое значимое для заказчика и соответствующее целям осуществления закупки (исполнение муниципального задания – выполнение работ по благоустройству МО «город Ульяновск») условие как место оказания услуги - по месту нахождения объекта размещения отходов на территории Ульяновской области в радиусе 25 километров от города Ульяновска.

Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лиц, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно позиции, изложенной в письме Министерства экономического развития РФ от 20.02.2017 № Д28и-699 «Об указании удаленности места оказания услуг в извещении о закупке» заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом заказчик должен достигнуть цели осуществления закупки, не создавая дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Таким образом, прерогатива определения удаленности места оказания услуг лежит на заказчике с учетом его потребности.

При этом, как следует из информации, представленной заказчиком, спорное условие вызвано потребностью в обеспечении качественного исполнения возложенных на заказчика обязанностей по благоустройству (как текущему, так и устранению отходов после чрезвычайных ситуаций), в том числе тем, что отходы, образующиеся в ходе осуществления деятельности по благоустройству (растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам), согласно Правилам благоустройства (утверждены решением Ульяновской городской думы № 20 от 24.02.2021), вывозятся организацией, осуществляющей данный вид работ самостоятельно и в сроки, установленные правилам. При этом, в пределах установленной зоны (25 км.) имеется 4 организации, способных исполнить контракт на указанных условиях.

Поскольку заказчик вправе обосновано территориально ограничивать удаленность места оказания услуг с целью наилучшего удовлетворения потребности и эффективного расходования бюджетных средств, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части установления требования к месторасположению объекта размещения отходов исполнителя не противоречат нормам Закона о контрактной системе.

Согласно информации, полученной от Министерства ЖКХ и строительства Ульяновской области (вх. № 5206-ЭП/24 от 26.07.2024) на территории Ульяновской области находится 4 действующих объекта размещения отходов, включенные в государственный реестр размещения отходов и принимающие твердые коммунальные отходы, и 1 объект обработки и утилизации отходов.

Заявителем жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих довод о том, что полигоны ТКО ООО «Контракт плюс», ООО «УК Экостандарт» и объекты обработки и утилизации отходов ООО «ЦЭТ», ООО «Горкомхоз» на дату размещения спорного извещения прекратили свою работу или приостановили оказание услуг в связи с нарушением требований законодательства, регулирующего порядок выполнения такого вида услуг и устанавливающего требования к качеству такого вида услуг как по решению суда, так по предписанию соответствующих органов контроля.

Указанные заявителем судебные акты также не содержат запрета на осуществление ООО «Контракт плюс», ООО «УК Экостандарт», ООО «ЦЭТ» и ООО «Горкомхоз» деятельности по оказанию услуг по размещению отходов 5 класса опасности. Кроме того, антимонопольный орган не наделен полномочиями по оценке деятельности данных субъектов на предмет соблюдения ими требований СанПин 2.1.3684-21, Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 и постановления Правительства РФ № 390 от 25.04.2012.

Учитывая изложенное, жалоба Р<…> является необоснованной.

Доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства, образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о закупках. Учитывая изложенное, Комиссией Ульяновского УФАС России по контролю закупок принято решение о передаче материалов дела № 073/06/106-467/2024 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России, и жалоба Р<…> в части указания на нарушение антимонопольного законодательства будет рассмотрена в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Р<…>необоснованной.

2.Передать материалы дела № 073/06/106-467/2024 для установления признаков нарушения Закона о защите конкуренции в соответствующее структурное подразделение Ульяновского УФАС России.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Муниципальное бюджетное учреждение «Городской центр по благоустройству и озеленению г. Ульяновска»
ИНН 7326045754, ОГРН 1147326000513
Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска
ИНН 7325096322, ОГРН 1107325003125