Решение №4869-03 Жалоба ООО «МедЭксперт» признана необоснованной от 17 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

12.09.2019                                                                       Дело № 073/06/33-15990/2019

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления <…>;

 

членов

 

 

в отсутствие сторон,

 

- начальника отдела <…>;

- ведущего специалиста-эксперта <…>

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/33-15990/2019 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «МедЭксперт» (далее – ООО «МедЭксперт», заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0368100015019000180 (наименование объекта закупки – «Поставка слуховых аппаратов для обеспечения ими в 2019 году инвалидов»; заказчик – Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; начальная (максимальная) цена контракта – 6 326 098,50 руб.; срок окончания подачи заявок – 05.09.2019 в 10 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 5998 от 05.09.2019 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МедЭксперт» на положения документации о проведении аукциона в электронной форме № 0368100015019000180.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, в нарушение части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в разделе III «Техническое задание» аукционной документации установлены незаконные требования к товару, ограничивающие количество участников, а именно:

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный: максимальный ВУЗД (90) не менее 142 дБ;

- слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный: тип обработки цифрового сигнала многоканальный (не менее 17 каналов цифровой обработки) или бесканальный (полос настройки компрессии не менее 9);

- слуховой аппарат цифровой заушный мощный: максимальное акустическое усиление должно быть не менее 54 и не более 60 дБ.

Как указывает заявитель, в силу положений Федерального закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации определяется Правительством Российской Федерации.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, включают в себя в числе прочих технические средства реабилитации инвалида слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления (пункт 17).

Указание иных технических характеристик, заявленных сверх перечня, реквизитами индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалидов (ИПРА) не предусмотрено.

Таким образом, заявитель жалобы считает, что заказчиком умышленно устанавливаются к требуемым слуховым аппаратам технические характеристики, которые позволяют принять участие только конкретным поставщикам и производителям.

Также заявитель жалобы считает, что условие аукционной документации о предоставлении инвалиду права выбора места получения товара является незаконным и противоречит положениям законодательства о контрактной системе, поскольку инвалид должен получить техническое средство реабилитации только по месту нахождения организации, в которую ему выдано направление, а настройка аппарата, согласно требованиям Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, возможна лишь в месте осуществления лицензируемого вида деятельности.

 

На заседание Комиссии 11.09.2019 г. представитель ООО «МедЭксперт» не явился (отчет о направлении уведомления по электронной почте 09.09.2019 г. в 10:42).

 

Представители заказчика на заседании Комиссии 11.09.2019 г. с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие, в том числе, указание на следующее.

Технические характеристики определяются заказчиком самостоятельно, с учетом его потребности. Основополагающим принципом установления требований к товарам является обеспечение государственных и муниципальных нужд.

ГОСТ Р 51024-2012 не определяет числовые значения характеристик объекта стандартизации по причине того, что они определяются производителями самостоятельно в процессе испытаний конкретной продукции на соответствие стандарту, конкретно в процессе испытаний определяется максимальный ВУЗД90 (пункт 3.32), максимальное акустическое усиление (пункт 3.30), частотный диапазон (3.47).

В рамках рассматриваемой закупки, в соответствии с проведенным заказчиком анализом рынка, техническому заданию соответствует товар нескольких производителей.

Данная информация подтверждается также поступившими в адрес заказчика коммерческими  предложениями. 

При формировании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида специалисты федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы руководствуются положениями Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите в Российской Федерации», а также федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р.

Нуждаемость в слуховом аппарате определяется по результатам проведенной медико-социальной экспертизы с учетом заключения врача-специалиста в данной области медицинской организации.

Назначение инвалиду конкретного вида слухового аппарата осуществляется специалистами федеральных учреждений медико-социальной экспертизы на основании перечня, то есть в индивидуальную программу реабилитации инвалида вносится запись о нуждаемости в слуховом аппарате в строгом соответствии с формулировками, определенными перечнем.

Виды слуховых аппаратов, позиционированные в перечне, не содержат указаний на определенную модель и (или) торговую марку, не определяют стандарты технических, функциональных, конструктивных особенностей, в том числе, для возможного использования заказчиком при процедуре проведения торгов.

В соответствии с техническим заданием аукционной документации поставка осуществляется по месту жительства инвалида или месту нахождения пунктов выдачи, организованных поставщиком на территории Ульяновской области.

Указанное требование установлено в связи с тем, что получателями товара являются люди с ограниченными возможностями здоровья.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 12.09.2019 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Рассмотрев представленные материалы Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МедЭксперт» небоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.

В соответствии с пунктом 5 раздела I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» документации № 0368100015019000180 объектом закупки является поставка слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов в 2019 году.

Пункт 5 раздела I «Сведения о проводимом аукционе в электронной форме» и раздел V «Техническое задание» документации № 0368100015019000180 содержит таблицу № 1 с указанием  функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, в том числе, следующие показатели:

- позиция 1 «Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный»: Максимальный ВУЗД 90 должен быть не менее 142 дБ (указать конкретное значение);

- позиция 2 «Слуховой аппарат цифровой заушный сверхмощный»: Тип обработки цифрового сигнала: многоканальный (не менее 17 каналов цифровой обработки) или бесканальный (полос настройки компрессии не менее 9);

- позиция 4 «Слуховой аппарат цифровой заушный средней мощности»: Максимальное акустическое усиление должно быть не менее 54 и не более 60 дБ (указать конкретное значение).

В соответствии с пунктом 3 раздела V «Техническое задание» аукционной документации поставка осуществляется по месту жительства инвалида или по месту нахождения пунктов выдачи (предварительно согласованных с заказчиком), организованных поставщиком на территории Ульяновской области.

Кроме того, аукционной документацией установлено, что поставщик либо привлеченный им соисполнитель, должны осуществлять деятельность по подбору и настройке слуховых аппаратов при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в области сурдологии-оториноларингологии, выданной в установленном порядке.

Доводы заявителя жалобы о том, что федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, не предусматривает указание спорных технических характеристик, которые также не предусматриваются индивидуальной программы реабилитации (абилитации) инвалидов (ИПРА), в связи с чем, у заказчика нет потребности в приобретении товара с указанными в документации характеристиками не может быть принят во внимание на основании следующего.

Приказ Минтруда России от 28.12.2017 г. № 888н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации» и индивидуальные программы реабилитации не содержат характеристик слуховых аппаратов, определяющих потребность заказчика и закупаемых в целях обеспечения ими инвалидов и не регламентируют порядок формирования потребности заказчиком, а также порядок описания объекта закупки заказчиком. Отсутствие спорных характеристик в каких-либо нормативных документах не свидетельствует об отсутствии реальной потребности заказчика (получателя услуги) в приобретении товара с определенными характеристиками.

Заявителем жалобы не представлено доказательств ограничения числа участников закупки, в том числе, доказательство того, что условия документации создают преимущество и обеспечивают победу какому-то конкретному лицу. Отсутствие экономической выгоды в участии в закупке у конкретного юридического лица не может быть расценено как ограничение числа участников, поскольку основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности, а также обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.

При этом ООО «МедЭксперт» не представлено документальное подтверждение соответствия товаров по указанным позициям технического задания единственному производителю (товару единственного официального представителя производителей) или доказательств невозможности поставки товаров иных производителей. Фактические обстоятельства также свидетельствуют об отсутствии ограничения числа участников, поскольку на участие в указанной закупке поступило 4 заявки, содержащие предложения о поставке товара двух разных производителей.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «МедЭксперт» в указанной части является необоснованной.

Относительно довода заявителя жалобы о том, что настройка слухового аппарата, согласно требованиям Закона о лицензировании отдельных видов деятельности возможна лишь в месте осуществления лицензируемого вида деятельности исполнителя по контракту в связи с чем, требование о поставке по месту жительства инвалида является необоснованным, Комиссия Ульяновского УФАС России сообщает следующее.

В аукционной документации установлены требования к условиям исполнения контракта с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности заказчика.

Так, согласно условиям аукционной документации исполнитель по контракту должен осуществить поставку слухового аппарата, в том числе, по месту жительства инвалида, при этом, документация содержит указание, что поставщик или соисполнитель должны осуществлять деятельность по подбору и настройке слуховых аппаратов при наличии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

При этом, аукционной документацией не установлен запрет на привлечение соисполнителей, что позволяет потенциальному участнику аукциона исполнить условия контракта в соответствии с потребностью заказчика.

Кроме того, в указанном случае, оказание услуг по подбору и настройки слуховых аппаратов не является самостоятельным объектом закупки.

На основании вышеизложенного, жалоба ООО «МедЭксперт» является необоснованной.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «МедЭксперт» необоснованной.

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны