Решение №ИС/2978/23 Решение по делу № 073/10/615-385/2023 от 5 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

дело № 073/10/615-385/2023

 

30.06.2023

 

г. Ульяновск

 

Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) по контролю закупок в составе:

 

председателя Комиссии:

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <...>;

 

 

членов Комиссии:

 

- ведущего специалиста-эксперта <...>;

- специалиста-эксперта <...>,

 

в присутствии (с исполь- - от Фонда модернизации жилищно-коммунального

зованием видеоконфе- комплекса Ульяновской области:

ренцсвязи) - <...> (доверенность б/н от 01.06.2022 г.);

- от ООО «ВСК»:

- <...>(доверенность б/н от 22.11.2020 г.),

 

рассмотрев обращение Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области (далее – заказчик) по вопросу включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВСК» (далее – ООО «ВСК») в реестр недобросовестных подрядных организаций в связи с расторжением в одностороннем порядке договора № 5-СК/23 от 27.02.2023 г. на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (извещение № 206850000012300001), поданное в соответствии с главой VII Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства России от 01.07.2016 г. № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – Постановление № 615),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3536/23 от 16.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России поступило обращение Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о включении сведений в отношении ООО «ВСК» в реестр недобросовестных подрядных организаций в связи с расторжением договора в одностороннем порядке.

 

Вх. № 3772-ЭП/23 от 26.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнительные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

В период с 01.03.2023 г. (с момента, когда подрядная организация ООО «Контраст-2» приступило к осуществлению работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Симбирская, д. 51) по 12.03.2023 г., включительно, в нарушение пункта 3.3.21 договора заказчику не представлена информация о ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта.

Также заказчик указал, что представители ООО «ВСК» не посещали объект капитального ремонта не менее трех раз в неделю, информацию в журналы учета выполненных работ о ходе оказания услуг по строительному контролю и выполнения подрядной организацией работ по капитальному ремонту объектов не вносился.

Сведений об отсутствии возможности по каким-либо причинам приступить к оказанию услуг по договору от общества заказчику не поступало.

Кроме того, в нарушение условий договора, ООО «ВСК» не уведомляло заказчика о адресе нахождения представительства организации.

 

Вх. № 3779-ЭП/23 в Ульяновское УФАС России от ООО «ВСК» поступили пояснения по факту расторжения договора № 5-СК/23 от 27.02.2023 г. в одностороннем порядке, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В рамках заключенного договора заказчик обязан ознакомить подрядчика с договорами заказчика с подрядными организациями, выполняющими капитальный ремонт объектов, со всеми приложениями к ним по объектам.

Вместе с тем, указанная документация не была представлена исполнителю, в связи с чем у ООО «ВСК» отсутствовала возможность предоставления отчетов о ходе выполнения работ.

В целях надлежащего исполнения организацией, осуществляющей строительный контроль, основополагающее значение приобретает факт наличия у такой организации договора подряда с прилагаемой технической документацией. Отсутствие необходимых документов не может способствовать качественной проверке результатов работ, выполняемых подрядчиком по договору подряда.

Выполнить условия договора о строительном контроле без указанных договоры невозможно, но общество выполнило, что подтверждается отметками в общем журнале работ.

Кроме того, ООО «ВСК» уведомило заказчика об адресе нахождения представительства 14.04.2023 г. Договором не предусмотрены конкретные сроки предоставления информации.

Также ООО «ВСК» указало, что общество своевременно уведомляло заказчика о назначенных представителях.

 

На заседании Комиссии 27.06.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области поддержал доводы, изложенные в обращении.

Представитель ООО «ВСК» с решением заказчика о расторжении договора не согласна, также поддержала ранее представленные пояснения в полном объеме.

В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 15:00 30.06.2023 г. для анализа материалов по делу. 

 

Вх. № 3871-ЭП/23 от 29.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области поступили дополнительные пояснения, содержащие указание, в том числе на следующее.

В связи с ненадлежащим исполнением ООО «ВСК» обязательств по договору заместителем начальника ОТН 17.03.2023 г. была составлена служебная записка о выявленных нарушениях условий договора со стороны ООО «ВСК» с приложением копии общего журнала работ капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома, который заполнен не был. Также в нарушении условий заключенного договора ООО «ВСК» не уведомило надлежащим образом о замене представителя исполнителя.

 

Вх. № 3890-ЭП/23 от 30.06.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «ВСК» также поступили дополнения к ранее направленным возражениям, содержащие указание относительно осуществления входного контроля, а также относительно журнала работ.

Также ООО «ВСК» направило скриншоты о направлении отчетов и акты об обнаружении недостатков. Кроме того, ООО «ВСК» указало о выполнении работ обществом в настоящее время.

 

На заседании Комиссии 30.06.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представители сторон поддержали ранее представленные дополнительные пояснения.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила отказать во включении сведений в отношении ООО «ВСК» в реестр недобросовестных подрядных организаций. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

27.02.2023 г. между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и ООО «ВСК» по результатам электронного аукциона № 206850000012300001 заключен договор № 5-СК/23 от 27.02.2023 г. на оказание услуг по осуществлению строительного контроля (извещение № 206850000012300001) (цена договора – 138 900,95 руб.).

Указанным договором определены сроки выполнения работ, порядок их выполнения, в том числе, взаимные права и обязанности сторон.

Так, пунктом 3.1.1. договора № 5-СК/23 определена обязанность для заказчика ознакомить исполнителя с договорами, заключенными заказчиком с подрядными организациями, выполняющими капитальный ремонт объектов, со всеми приложениями к ним по объектам в соответствии с перечнем объектов капитального ремонта.

Согласно части 3.3. договора № 5-СК/23 исполнитель обязан:

- до начала оказания услуг по договору обеспечить нахождение на территории Ульяновской области своего представительства в целях получения корреспонденции и любой документации, связанной с капитальным ремонтом объектов, указанных в Приложении №1 к настоящему договору, от заказчика или подрядных организаций, осуществляющих капитальный ремонт указанных объектов (пункт 3.3.1);

- уведомить заказчика об адресе нахождения представительства, указанного в пункте 3.3.1. настоящего договора (пункт 3.3.2);

- в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты подписания договора назначить своих представителей в количестве, определенном приложением 2 к настоящему договору, которые будут осуществлять строительный контроль по каждому из объектов, и направить заказчику копии приказов, а также иных документов, подтверждающих необходимые полномочия таких представителей, в том числе на право подписания от имени исполнителя документов, касающихся строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту объектов, указанных в приложении № 1 к настоящему договору, а также предоставить информацию о лице, уполномоченном на совершение действий согласно подпункту «в» пункта 12.7.2. Приложения № 2 к настоящему договору, и документы, подтверждающие полномочия данного лица. Замена представителей исполнителя осуществляется официальным письменным уведомлением об этом заказчика (пункта 3.3.4);

- при каждом посещении объектов, но не реже трех раз в неделю, указанных в приложении № 1 к настоящему договору, вносить в журналы учета выполненных работ по форме РД 11-05-2007 по объектам информацию о ходе оказания услуг по строительному контролю и выполнения подрядной организацией работ по капитальному ремонту объекта, в том числе скрытых работ (пункт 3.3.16);

- уведомлять заказчика о каждом случае выявления нарушений условий договора, заключенного заказчиком с подрядной организацией, выполняющей работы по капитальному ремонту объекта, некачественно выполненных подрядной организацией работ по капитальному ремонту объекта, в том числе скрытых работ в срок не позднее одного рабочего дня после такого выявления с занесением соответствующей записи в журнал учета выполненных работ по форме РД 11-05-2007 (пункт 3.3.18);

- предоставлять заказчику информацию о ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта и оказания услуг не реже одного раза в неделю (и/или по требованию заказчика) с нарастающим итогом (пункт 3.3.21).

Также пунктом 12.7.4 приложения № 2 к договору № 5-СК/23 установлено, что исполнитель предоставляет объективный отчет о ходе оказания услуг по осуществлению строительного контроля на объекте в соответствии с приложением № 3 к договору (Приложение № 2 к документации об электронном аукционе) по требованию заказчика либо в случае отсутствия такого требования еженедельно.

Вместе с тем, в нарушении пункта 3.1.1 раздела 3 «Права и обязанности сторон» договора заказчик не ознакомил исполнителя с договорами, заключенными заказчиком с подрядными организациями, выполняющими капитальный ремонт объектов.

05.04.2023 г. (исх. № 73-ИОГВ-07-ПО-01/1131исх) Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на юридический адрес ООО «ВСК» была направлена претензия по факту нарушения исполнителем пунктов 3.3.16 и 3.3.2 договора № № 5-СК/23.

Согласно сведениям, представленным ООО «ВСК» 14.04.2023 г. (исх. № 56а от 14.04.2023 г.) исполнителем была направлена информация в адрес заказчика о фактическом адресе представительства ООО «ВСК» (432044, г. Ульяновск, ул. Хрустальная, д. 35 А, оф. 2).

В соответствии с пунктом 225 Постановления № 615 заказчик вправе расторгнуть договор в виде одностороннего расторжения договора.

Пункт 7.2 договора № 5-СК/23 от 27.02.2023 г., заключенного между Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области и ООО «ВСК», предусматривает возможность расторжения договора в одностороннем порядке.

Согласно пункту 227 Постановления № 615 заказчик принимает решение об одностороннем расторжении договора о проведении капитального ремонта и в письменной форме уведомляет об этом подрядную организацию. Заказчик обязан направить уведомление о расторжении договора о проведении капитального ремонта не позднее чем за 15 рабочих дней до предполагаемой даты расторжения договора о проведении капитального ремонта с подрядной организацией.

12.04.2023 (исх. № 73-ИОГВ-07-ОП-01/1210исх от 11.04.2023 г.) Фондом модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области на юридический адрес ООО «ВСК» (442028, г. Пенза, проезд Германа Титова, д. 3 КА, лит. А, эт/пом 2/7) было направлено уведомление о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с нарушением пунктов 3.3.16, 3.3.2, 3.3.4 договора № 24-СК/23.

Согласно сведениям, содержащимся в обращении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области о включении сведений в отношении ООО «ВСК» в реестр недобросовестных подрядных организаций в связи с расторжением договора в одностороннем порядке (вх. № 3536/23 от 16.06.2023 г.) договор № 5-СК/23 от 27.02.2023 г. расторгнут с 04.05.2023 г.

Пунктом 258 Постановления № 615 установлено, что в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта по решению суда или в случае расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке в случаях, предусмотренных Положением, заказчик в течение 3 рабочих дней со дня расторжения договора о проведении капительного ремонта направляет в орган, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных подрядных организаций, информацию, предусмотренную подпунктами «в» -«ж» пункта 256 Положения, а также копию решения суда о расторжении договора о проведении капитального ремонта или в письменной форме обоснование причин расторжения договора о проведении капитального ремонта заказчиком в одностороннем порядке.

Таким образом, учитывая, что датой расторжения договора № 5-СК/23 от 27.02.2023 г. является 04.05.2023 г., регламентированная дата направления обращения для заказчика в уполномоченный контрольный орган является дата, не позднее 11.05.2023 г.

Вместе с тем, в нарушении пункта 258 Постановления № 615, обращение Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области поступило в Ульяновское УФАС России только 16.06.2023 г.

Согласно пункту 254 Постановления № 615 в реестр недобросовестных подрядных организаций включается информация о победителе электронного аукциона или об участнике электронного аукциона, заявке на участие в электронном аукционе которого присвоен второй номер, или о единственном участнике электронного аукциона, уклонившихся от заключения договоров о проведении капитального ремонта, а также о подрядных организациях, с которыми договоры о проведении капитального ремонта расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора о проведении капитального ремонта в связи с существенным нарушением участниками электронных аукционов условий таких договоров.

По смыслу действующего законодательства ведение реестра недобросовестных подрядных организаций призвано обеспечивать защиту заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных подрядных организаций при заключении и исполнении договоров (контрактов). В то же время включение в реестр недобросовестных подрядных организаций является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры торгов обязательств. При этом одним из последствий такого включения может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в закупках на право выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов.

В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 г. № 13-П и от 21.11.2002 г. № 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Уклонение от исполнения договора может выражаться как в совершении целенаправленных, умышленных действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда исполнитель по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения. При этом участвуя в обязательных в силу закона торгах, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в специальным образом урегулированные правоотношения, в данном случае связанные с расходованием денежных средств фонда капитального ремонта, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей. Соответственно, принимая решение об участии в процедуре выбора подрядной организации и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от исполнения контракта в дальнейшем.

При этом основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является уклонение лица от исполнения договора, которое предполагает недобросовестное поведение.

Включение сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных подрядных организаций возможно только за недобросовестное поведение участника, которое выражается в намеренном и умышленном нарушении требований Положения о привлечении подрядных организаций.

Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных подрядных организаций является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведшее к невозможности заключения договора с этим лицом, как признанного победителем торгов и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения договора.

Реестр недобросовестных подрядных организаций, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом, принятых на себя в рамках торгов обязательств. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в торгах. Следовательно, реестр представляет собой исключительную меру ответственности за недобросовестное поведение. При этом недобросовестность юридического лица определяется той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Таким образом, законодательством не предусмотрено безусловное включение в реестр недобросовестных подрядных организаций в случае с расторжения договора в одностороннем порядке.

Из представленных сторонами документов и сведений, в том числе, журнал работ, Комиссией Ульяновского УФАС России не представляется возможным сделать однозначный вывод о нарушении ООО «ВСК» обязательств по заключенному договору и не следует, что в действиях подрядчика имелось умышленное уклонение от выполнения договора и принятых по нему обязательств.

Учитывая изложенное, основания для включения сведений об ООО «ВСК» в реестр недобросовестных подрядных организаций отсутствуют.

 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 263 Постановления № 615, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

Сведения об обществе с ограниченной ответственностью «ВСК» (юридический адрес: <...>; ИНН <...>) в реестр недобросовестных подрядных организаций не включать.

 

 

Председатель Комиссии:

<...>.

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

<...>.

 

 

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Фонд модернизации жилищного-коммунального комплекса Ульяновской области
ИНН 7326999197, ОГРН 1137300000122
Общество с ограниченной ответственностью «ВСК»
ИНН 5836690596, ОГРН 1195835010690