Решение №КП/3968/23 Решение по делу № 073/10/104-556/2023 от 1 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 073/10/104-556/2023

29.08.2023

г. Ульяновск

г. Ульяновск

На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) Комиссия Ульяновского УФАС России (далее – Комиссия) в составе:

председателя Комиссии

заместителя руководителя управления П<…>

членов Комиссии:

ведущего специалиста-эксперта Г<…>

специалиста-эксперта Ж<…>

в отсутствие представителей,

по обращению Областного государственного казенного учреждения «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» (далее – ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области», заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛЮКС» (далее – ООО «ЛЮКС») в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № 72-К/23 от 16.05.2023 г. «Одна благоустроенная квартира в г. Ульяновск для предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Фокееву А.Д. (исполнительное производство № 35781/18/73017-ИП от 06.11.2018)» в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства РФ» (извещение № 0168500000623001806),

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 5044-ЭП/23 от 22.08.2023 г. (размещено в ЕИС – 22.08.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступило обращение ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» о включении сведений в отношении ООО «ЛЮКС» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением в одностороннем порядке государственного контракта № 72-К/23 от 16.05.2023 г.

Вх. № 5155-ЭП/23 от 28.08.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «ЛЮКС» поступили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Исполнение обязательств в указанный в контракте срок является невозможным в связи с установлением жестких требований к квартире. С учетом всех необходимых характеристик и ограниченной ценой контракта поиск необходимых квартир был затруднен.

При этом, ООО «ЛЮКС» в надлежащие сроки была подобрана квартира, отвечающая требованиям заказчика. С собственниками квартиры велись активные переговоры, был заключен предварительный договор, а также внесен задаток.

На стадии регистрации перехода права собственности от собственников квартир к исполнителю выяснилось, что один из собственников квартиры недееспособен, имеет инвалидность, в связи с чем переход права собственности не мог быть осуществлен.

11.07.2023 (до истечения срока исполнения контракта), исполнитель уведомил заказчика о невозможности исполнения контракта и предложил изменить сроки исполнения контракта или расторгнуть контракт по соглашению сторон.

Исполнитель не имел возможности осуществить сделку по вине собственников квартиры, также не имел возможности приобрести другую квартиру, поскольку задаток был уже внесен.

На основании изложенного, ООО «ЛЮКС» просит Комиссию Ульяновского УФАС России сведения в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

На заседании Комиссии 28.08.2023 г. представитель ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» поддержал доводы, указанные в обращении, представитель ООО «ЛЮКС» также поддержала ранее представленные пояснения в полном объеме.

В рассмотрении обращения объявлялся перерыв до 15 час. 40 мин. 29.08.2023 г. для анализа материалов дела.

Вх. № 5179-ЭП/23, 5191-ЭП/23 от 29.08.2023 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «ЛЮКС» поступили дополнительные сведения (расписка о внесении задатка).

Рассмотрев имеющиеся материалы, Комиссия решила включать сведения в отношении ООО «ЛЮКС» в реестр недобросовестных поставщиков. При этом Комиссия исходила из следующего.

16.05.2023 г. между ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» и ООО «ЛЮКС» был заключен государственный контракт № 72-К/23 «Одна благоустроенная квартира в г. Ульяновск для предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Фокееву А.Д. (исполнительное производство № 35781/18/73017-ИП от 06.11.2018)» (цена контракта – 2 571 204, 15 руб.).

Пунктом 3.1 раздела 3 «Порядок передачи квартиры, возникновение права собственности» государственного контракта № 72-К/23 от 16.05.2023 г. предусмотрено, что исполнитель обязан в течении 40 рабочих дней, следующих за днем подписания контракта обеспечить доступ в квартиру, которая соответствует условиям контракта и приложений к нему, передать заказчику комплекты ключей, документы, указанные в пунктах 1.5.1-1.5.8 контракта. По результатам осмотра заказчик составляет акт осмотра и подписывает его у исполнителя.

Учитывая, что контракт был заключен 16.05.2023 г., регламентированный срок исполнения обязательств по контракту является дата, не позднее 12.07.2023 г.

Пунктом 3.2 раздела 3 «Порядок передачи квартиры, возникновение права собственности» указанного государственного контракта установлен перечень документов, которые должны быть переданы заказчику.

Согласно сведениям, представленным заказчиком, а также размещенным в единой информационной системе ООО «ЛЮКС» обязательства по контракту в установленный срок не исполнило, в связи с чем, 26.07.2023 г. ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» в адрес общества была направлена претензия относительно неисполнения обязательств по контракту и о необходимости уплаты штрафа.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Раздел 6 «Порядок изменения и расторжения контракта» государственного контракта № 72-К/23 от 16.05.2023 г., заключенного между ОГКУ «Центр управления недвижимым имуществом Ульяновской области» и ООО «ЛЮКС», предусматривает возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.

09.08.2023 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта № 72-К/23 от 16.05.2023 г. в связи с нарушением условий контракта и неисполнением ООО «ЛЮКС» принятых на себя обязательств.

Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.

В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 09.08.2023 г. в 14 час. 36 мин. (МСК) решение размещено в ЕИС.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

На основании изложенного, а также в соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, датой надлежащего уведомления ООО «ЛЮКС» о принятом заказчиком решении является 09.08.2023 г.

Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Из положений части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что указанные действия, связанные с устранением нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения, должны были быть совершены подрядчиком в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть до 23 час. 59 мин. 19.08.2023 г.

Вместе с тем, квартира, предусмотренная контрактом ООО «ЛЮКС» до 23 час. 59 мин. 19.08.2023 г. заказчику передана не была.

Таким образом, в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе срока ООО «ЛЮКС» нарушения не устранены, в связи с чем решение вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 22.08.2023 г.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Из анализа материалов в рамках рассмотрения обращения Комиссия Ульяновского УФАС России пришла к следующему выводу.

Согласно статье 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

ООО «ЛЮКС» не осуществило передачу квартиры, на получение которой рассчитывал заказчик при заключении контракта.

Из анализа сведений, представленных сторонами в рамках рассмотрения обращения, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Одним из главных принципов законодательства о контрактной системе при проведении электронных процедур государственными заказчиками является достижение поставленной цели, участники закупки должны добросовестно исполнять взятые на себя обязательства.

Объектом закупки является передача заказчику благоустроенной квартиры для предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приложение № 1 к документации об электронном аукционе содержит описание объекта закупки с указанием характеристик и потребительских свойств объекта закупки, в том числе требования к году постройки дома, общей площади помещения, требования к стенам, потолкам, полам и т.д.

Таким образом, закупочная документация содержит четкие требования к участникам закупки, а также к предмету контракта, что позволяло в полной мере оценить возможность исполнения обязательств по контракту до его заключения и принять решение об участии в закупке на указанных условиях.

Довод ООО «ЛЮКС» об установлении в закупочной документации и контракте трудновыполнимых (невыполнимых) условий к участникам закупки не может быть признан состоятельным на основании следующего.

ООО «ЛЮКС», подавая заявку на участие в аукционе, выразило согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона по предложенной цене контракта и в соответствии с установленными требованиями и характеристиками.

Кроме того, заключая контракт, ООО «ЛЮКС» приняло на себя обязательства добросовестно выполнить условия контракта.

Таким образом, ООО «ЛЮКС» при заключении контракта должно было осознавать ответственность и возможное наступление предпринимательского риска при исполнении контракта.

Довод ООО «ЛЮКС» о срыве сделки купли-продажи имущества ввиду недееспособности одного из собственников квартиры не может быть признан состоятельным на основании следующего.

Сделка купли-продажи имущества - это процесс перехода жилья от одного собственника к другому, где тщательно поддается проверке каждый этап, в том числе, подготовки документов.

Продажа квартиры, в которой есть доля недееспособного инвалида, является сложным юридическим процессом, требующим особого внимания к многим аспектам. При этом, наличие доли недееспособного инвалида не исключает возможность осуществления сделки по купли-продажи с соблюдением всех положений законодательства.

Таким образом, ООО «ЛЮКС», рассматривая ту или иную квартиру для предоставления заказчику в рамках исполнения контракта, должно было быть готово ко всем возможным нюансам при прохождении процедуры оформления.

Контрактом установлен достаточно длительный срок его исполнения (с 16.05.2023 г. до 12.07.2023 г.) и ООО «ЛЮКС», являясь добросовестным поставщиком, имело возможность предпринять все меры по исполнению принятых обязательств, в том числе в период, предусмотренный частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ООО «ЛЮКС» в рамках рассмотрения обращения (расписка от собственника квартиры в получении денежных средств), ООО «ЛЮКС» была внесена сумма задатка лишь 04.07.2023 г.

При этом, согласно условиям контракта, в регламентированный срок исполнения обязательств по контракту (12.07.2023 г.) общество обязуется обеспечить доступ в квартиру и передать заказчику комплект ключей, то есть к указанному сроку квартира должна быть с соответствующим надлежащим ремонтом и готова к передачи детям.

Таким образом, Комиссия антимонопольного органа приходит к выводу о недобросовестности ООО «ЛЮКС» в рамках исполнения контракта, поскольку общество изначально намеренно совершало действия, влекущие нарушение условий контракта в части несоблюдения сроков его исполнения.

Важно отметить, что квартира, приобретаемая заказчиком, предназначена для обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Вопросы защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоят в ряду приоритетных вопросов государства и вопрос расходования бюджетных денежных средств в этом направление находится на особом надзоре правоохранительных органов.

В данном случае неисполнение ООО «ЛЮКС» обязательств по контракту привело к срыву контракта и невозможности соблюдения заказчиком сроков предоставления жилья, в данном случае Фокееву А.Д.

На основании изложенного, учитывая недобросовестные действия ООО «ЛЮКС», выразившиеся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения условий контракта, Комиссия Ульяновского УФАС России решила включить сведения в отношении ООО «ЛЮКС» в реестр недобросовестных поставщиков.

Руководствуясь пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛЮКС» (адрес: 433610, Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, пл. Торговая, д. 21 А; ИНН 7321311473), сведения в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (директора) ООО «ЛЮКС» <…> (ИНН <…>), а также учредителя ООО «ЛЮКС» <…> (ИНН <…>) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (Два) года.

2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЛЮКС» (адрес: 433610, Ульяновская область, Цильнинский район, с. Большое Нагаткино, пл. Торговая, д. 21 А; ИНН 7321311473), сведения в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (директора) ООО «ЛЮКС» <…> (ИНН <…>), а также учредителя ООО «ЛЮКС» <…> (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru).

Таблица, содержащая информацию

в соответствии с разъяснениями

ФАС России от 14.11.2019 г. № ИА/100065/19

Дата события

I раздел

Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика

II раздел

III раздел

Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы)

Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган

Фактическая дата направления заказчиком сведений

Итого просрочка в днях по I разделу

Регламентированная дата принятия решения

Фактическая дата принятия решения

Итого просрочка в днях по II разделу

Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС

Итого просрочка в днях по III разделу

22.08.

2023 г.

24.08.2023 г.

22.08.2023 г.

-

22.08.2023 г.

29.08.2023 г.

29.08.2023 г.

-

01.09.2023 г.

01.09.2023 г.

-

-

Председатель Комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "Люкс"
ИНН 7321311473, ОГРН 1067321026079
ОГКУ "Центр управления недвижимым имуществом УО"
ИНН 7325173464, ОГРН 1217300005372