Решение №4729-03 Признать жалобу ООО «НПП «РЕНТГЕН» необоснованной. от 4 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

29.09.2021                                                                                                 Дело № 073/06/64-554/2021

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления <…>,

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеокон-

ференцсвязи),

 

 

- врио начальника отдела <…>

- специалиста-эксперта <…>;

 

- от АО «ГНЦ – НИИАР»:

- <…> (доверенность №73/8-н/73-2021-2-29 от 06.04.2021 г.),

- <…> (доверенность №73/8-н/73-2021-3-257 от 23.07.2021 г.),

- от Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»:

- <…> (доверенность № 1/196/2021-ДОВ от 31.08.2021 г.),

- <…> (доверенность № 1/8/2021-ДОВ от 18.01.2021 г.),

- от ООО НПП «РЕНТГЕН»:

- <…> (доверенность № 13-21 от 23.07.2021 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/64-554/2021 по жалобе ООО «НПП «РЕНТГЕН» (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0468100000521000023 (наименование объекта закупки – «Изготовление и доставка манипуляторов»; заказчик – Акционерное общество «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов», далее – заказчик, специализированная организация - Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», далее - специализированная организация; начальная (максимальная) цена контракта – 14 313 965,60 руб.; срок окончания подачи заявок – 22.09.2021 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 6939 от 22.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «НПП «РЕНТГЕН» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0468100000521000023.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком в аукционной документации установлено неправомерное требование к участнику закупки о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор), дающей право на изготовление оборудования для ядерных установок, поскольку при исполнении контракта подрядчик (исполнитель) может привлечь к выполнению соисполнителей, имеющих соответствующую лицензию, что также установлено проектом контракта пп. «г» п. 3.4. Контракта. Требование заказчика в части наличия лицензии по объекту на котором и в отношении которого осуществляется деятельность: «сооружения и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами» заявитель также считает чрезмерным.

 

Вх. № 7081 и № 7109 от 28.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика и специализированной организации, соответственно, поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон № 170-ФЗ) любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение.

При этом такой вид деятельности в области использования атомной энергии как изготовление оборудования для ядерных установок, а именно изготовление и доставка манипуляторов, являющихся объектом закупки, требует наличие соответствующей лицензии Ростехнадзора.

Реактор БОР-60, на котором осуществляются работы по проекту «Техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60МВт» относится к исследовательским ядерным реакторам. Объект, на котором и в отношении которого осуществляется деятельность, должен быть указан обязательно, т.к. под ядерной установкой подразумевает множество вариантов.

Класс безопасности манипулятора 2Н установлен на основании анализа безопасности ИЯУ согласно НП-033-11 и положительного заключения Госкорпорации «Росатом» по результатам проведения анализа и оценки проектной документации в части технологических и конструктивных решений. 

Кроме того, в адрес АО «ГНЦ НИИАР» было направлено письмо Ростехнадзора №00.07/1940 от 17.04.2019 г. с разъяснениями по формулировке лицензии на аналогичное закупаемое оборудование.

В случае отсутствия у победителя закупок действующих лицензий с наименованием объекта (в том числе на момент поставки) оборудование не будет принято.

 

Вх. № 7109 от 28.09.2021 г. в Ульяновское УФАС России от специализированной организации поступили дополнения к возражению на жалобу, содержащие указание, на то, что проектной документацией в объеме технического перевооружения предусмотрена, в том числе модернизация защитной камеры реакторной установки БОР-60. Закупка манипуляторов осуществляется в части данной модернизации. Манипулятор является элементом, отказ которого является исходным событием, приводящим к повреждению ядерного топлива (п. 2.5 НП-033-11). Таким образом, Класс безопасности манипуляторов – 2Н установлен на основании анализа безопасности ИЯУ согласно НП-033-11.

 

На заседание Комиссии 28.09.2021 г., которое происходило в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, представители заказчика и специализированной организации с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:15 29.09.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 14.09.2021 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0468100000521000023 (наименование объекта закупки – «Изготовление и доставка манипуляторов» (начальная (максимальная) цена контракта – 14 313 965,60 руб.).

20.09.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.09.2021 г. заявка единственного участника признана соответствующей требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «НПП «РЕНТГЕН» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в составе второй части заявки участника закупки должны содержаться, в том числе, документы, подтверждающие соответствие его единым требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 20 раздела 5 «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе № 0468100000521000023 вторая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме должна содержать сведения и документы, указанные в подпункте 2.1.1.2 раздела 2 документации, в том числе копии документов, установленных в пункте 15 Информационной карты документации.

Пунктом 15 раздела 5 «Информационная карта электронного аукциона» документации об аукционе № 0468100000521000023 установлены обязательные требования к участникам электронного аукциона, а именно «Участники электронного аукциона должны отвечать требованиям, установленным в подразделе 3.1 Документации об аукционе, в том числе иметь:

- лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, дающую право на изготовление оборудования для ядерных установок. Объект на котором и в отношении которого осуществляется деятельность: «Сооружения и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами». 

Подпунктом «г» пункта 3.4 раздела 7 «Проект контракта» документации № 0468100000521000023 установлено, что исполнитель обязан обеспечить наличие у себя (соисполнителей), всех необходимых профессиональных допусков, разрешений и лицензий, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, связанных с исполнением обязательств по настоящему контакту, а также обеспечить соблюдение, как самостоятельное, так и соисполнителями, требований законодательства по охране труда и промышленной безопасности.

В соответствии с пунктом 4 раздела 5 «Информационная карта электронного аукциона» документации № 0468100000521000023 объектом закупки является изготовление и доставка манипуляторов. Функциональные, технические, качественные и эксплуатационные  характеристики (при необходимости) объекта закупки, количество товара, объем выполняемых работ, оказываемых  услуг содержатся в разделе 8 «Техническая часть» к документации об электронном аукционе.

Раздел 8 «Техническая часть» к документации № 0468100000521000023 содержит наименование и описание объекта закупки, область применения, состав, количество и технические характеристики объекта закупки, состав, количество и технические характеристики объекта закупки, комплект поставки, условия допуска на территорию заказчика и приложения.

Реактор БОР-60, на котором осуществляются работы по проекту «Техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60МВт» относится к исследовательским ядерным реакторам, что подтверждается лицензией № ГН-03-108-2959 от 31.12.2014 г.

Раздел 8 «Техническая часть» документации № 0468100000521000023 содержит указание на то, что манипулятор должен иметь класс безопасности по НП-033-11 - 2Н.

Приказом Ростехнадзора от 30.06.2011 г. № 348 «Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» утверждены и введены в действие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок» (НП-033-11).

Согласно пункту 2.5 НП-033-11 к классу безопасности 2 относятся следующие элементы ИЯУ:

1) элементы, отказы которых являются исходными событиями, приводящими к повреждению ядерного топлива и других элементов активной зоны ИЯУ, а также первого контура реактора в пределах, установленных для проектных аварий, при проектном функционировании СБ с учетом нормируемого для проектных аварий количества отказов в них;

2) элементы СБ, отказы которых приводят к невыполнению соответствующими системами своих функций.

При этом согласно Положительному заключению по результатам проведения анализа и оценки проектной документации № 1-1-3-012-21 Госкорпорации «Росатом» от 24.03.2021 г. манипуляторы предназначены для дистанционного выполнения лабораторных и производственных работ в условиях защитных камер и отнесены по НП-033-11 к классу безопасности 2Н, по НП-031-01 к категории сейсмостойкости – I.

В соответствии со статьей 26 Закон № 170-ФЗ любая деятельность в области использования атомной энергии, подлежащая лицензированию органами государственного регулирования безопасности, не допускается без наличия разрешения (лицензии) на ее проведение и лицензированию подлежат виды деятельности в области использования атомной энергии.

Согласно статье 3 Закона № 170-ФЗ к ядерным установкам относятся, в том числе, сооружения и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами.

В соответствии со статьей 26 Закона № 170-ФЗ лицензированию в области использования атомной энергии подлежат в том числе такие виды деятельности, как размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отходов, обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ, обращение с радиоактивными отходами при их хранении, переработке, транспортировании и захоронении, использование ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, проведение экспертизы безопасности (экспертизы обоснования безопасности) объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии. Процедура лицензирования носит заявительный характер.

Порядок лицензирования установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2013 г. № 280 «О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии» (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения к оборудованию в рамках лицензирования относятся элементы объекта использования атомной энергии, отнесенные разработчиком проекта объекта использования атомной энергии в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии к 1, 2 и 3 классам безопасности по степени влияния на безопасность объекта.

В силу пункта 7 Положения лицензия не подлежит передаче другому лицу, ее действие не распространяется на других лиц, осуществляющих деятельность совместно с лицензиатом, в том числе по договору о сотрудничестве, а также на юридических лиц, одним из учредителей которых является лицензиат.

Согласно подпунктам «г» и «е» пункта 27 Положения в лицензию включаются, в том числе, следующие сведения: лицензируемый вид деятельности (лицензируемые виды деятельности - в случае предоставления совмещенной лицензии) и объект, на котором или в отношении которого осуществляется деятельность.

Учитывая, что объектом закупки является изготовление и доставка манипулятора для Реактора БОР-60, на котором осуществляются работы по проекту «Техническое перевооружение опытного реактора на быстрых нейтронах тепловой мощностью 60МВт» относящемуся к ис-следовательским ядерным реакторам, что требование о наличии лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору дающей право на изготовление оборудования для ядерных установок. Объект на котором и в отношении которого осуществляется деятельность: «Сооружения и комплексы с исследовательскими ядерными реакторами» для участников закупки установлено правомерно.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «НПП «РЕНТГЕН» является необоснованной.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

 

РЕШИЛА:

               

Признать жалобу ООО «НПП «РЕНТГЕН» необоснованной.

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны