Решение №718-04 Решение и предписание в отношении Администрации МО «Кузовато... от 17 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03

www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

Исх. от  05.02.2015 № 718-04

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                                                         ДЕЛО № 11663/04-2014

                                                                                                                                       г. Ульяновск

 

Резолютивная часть решения оглашена 22.01.2015

В полном объеме решение изготовлено 05.02.2015

 

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства  в составе:

<...>

рассмотрев дело № 11663/04-2014 по признакам нарушения администрацией МО «Кузоватовский район» (433760, Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул. 50 лет Октября, 5) части 1 статьи 15 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " (далее – Закон «О защите конкуренции»),

УСТАНОВИЛА:

В 2014 году Ульяновское УФАС России провело проверку в отношении администрации МО «Кузоватовский район» по соблюдению антимонопольного законодательства при заключении договоров, предоставляющих права владения, пользования и распоряжения муниципальным  имуществом, соблюдения порядка предоставления муниципальных преференций,   изданные в 2012-2014 годах нормативные и ненормативные акты, заключенные с органами власти и хозяйствующими субъектами соглашения, порядок проведения торгов.

Приказом руководителя управления  Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области  от 15.12.2014 № 335 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения администрацией МО «Кузоватовский район» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в утверждении постановлением администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3  Порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области (далее – Порядок), положениями которого могли быть созданы условия для предоставления преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов при рассмотрении заявки на предоставление субсидии (п. 8 Порядка).

На заседании комиссии представители администрации МО «Кузоватовский район» факт нарушения антимонопольного законодательства не признали по основаниям, изложенным в письменных пояснениях.  Пояснено, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.6 ч. 1 ст. 13 Устава муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области.

В целях реализации полномочия по указанному вопросу местного значения постановлением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 12.04.2012 № 212 была утверждена муниципальная маршрутная сеть муниципального образования «Кузоватовский район». С целью организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области с перевозчиками были заключены договоры, на основании которых и осуществляются пассажирские перевозки.

На проводимых в администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области совещаниях с перевозчиками по вопросам организации обслуживания внутрирайонных маршрутов неоднократно говорилось об убыточности рейсов, особенно в отдалённые и малонаселённые пункты, в связи со сложившейся тенденцией снижения пассажиропотока и применением регулируемого тарифа, устанавливаемого уполномоченным органом - Министерством экономического развития Ульяновской области, растущими затратами на обслуживание маршрута, транспортного средства.

Учитывая, что статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам- производителям товаров, работ, услуг, администрацией муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области в целях обеспечения бесперебойного транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области общественным пассажирским транспортом, было принято решение о субсидировании перевозчикам убыточных рейсов.

Проект постановления администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области «Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области (далее - Порядок) прошел правовую и антикоррупционную экспертизы в прокуратуре Кузоватовского района Ульяновской области и Министерстве строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области. После чего указанный Порядок был утвержден постановлением администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 10.01.2014 № 3.

Указанное постановление администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области от 10.01.2014 № 3 «Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области» для всеобщего ознакомления было обнародовано, в том числе и путем размещения на официальном сайте муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области - www.kuzovatovo.ulregion.rn.

Согласно п. 4 указанного Порядка право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) (далее - организации) и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области и которыми произведены затраты на оказание услуг по перевозке граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, по тарифам, устанавливаемым уполномоченным органом.

Таким образом, все действующие на территории муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области перевозчики, отвечающие требованиям, указанным в вышеуказанном Порядке, имеют право обратиться в администрацию муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области с заявлением о предоставлении субсидии в целях возмещения недополученных доходов в результате осуществления пассажирских перевозок, следовательно, указанный Порядок не повлек за собой нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и не были созданы условия для предоставления преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов при рассмотрении заявки на предоставление субсидии.

Дополнительно пояснено, что согласно п. 8 Порядка предоставления субсидий на компенсацию части недоплученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области с заявлением на предоставление субсидий предоставляется расчет финансового результата на предстоящий год. Форма расчета финансового результата утверждена приказом Министерства экономики Ульяновской области от 01.07.2008 № 01-44 «О регулировании тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по городским, пригородным и междугородным (внутриобластным) маршрутам на территории Ульяновской области». 

Определением от 25.12.2014 рассмотрение дела отложено, привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц индивидуальные предприниматели Г., Е., Л., осуществляющие регулярные пассажирские перевозки между поселениями в границах МО «Кузоватовский район».

Согласно представленным пояснениям индивидуальные предприниматели (Г<...>, Е<...>), подтвердили, что предоставление субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области на основании постановления  от 10.01.2014 № 3«Об утверждении порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципальною образования «Кузоватовский район» Ульяновской области».

В 2014 с заявлением на получение субсидии в администрацию муниципального образования «Кузоватовский район» не обращались. О возможности получения субсидии стало известно до 15.01.2014. Возможности предоставления вместе с заявкой расчета финансового результата на предстоящий год и документов, подтверждающих размер фактически недополученных доходов (копии билетно-учетных ведомостей и сводных посадочных ведомостей) не имеется.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, комиссия пришла к выводу о необходимости признать Порядок предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, утвержденный постановления администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3, противоречащим части 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции".

При этом комиссия исходила из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии с ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Частью 3 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Как следует из материалов дела, администрацией МО «Кузоватовский район» издано постановление от 10.01.2014 № 3, которым утвержден Порядок предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области (далее – Порядок).

Согласно п. 4 Порядка установлено, что право на получение субсидий имеют юридические лица (за исключением государственных (муниципальных учреждений) и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» и которыми произведены затраты на оказание услуг по перевозке граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район», по тарифам, установленным уполномоченным органом.

Критериями отбора организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий являются:

- наличие транспортных средств категорий М2 и М3;

- наличие договора об организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального образования «Кузоватовский район»;

- наличие отрицательного финансового результата, обосновывающего понесенные организациями и индивидуальными предпринимателями в текущем финансовом году, в связи с оказанием услуг по перевозке граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» (п. 6).

Организации и индивидуальные предприниматели, недополучившие доходы от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район», осуществляемой транспортными средствами категории М2 и М3, представляют в Администрацию по адресу: 433760, Ульяновская область, р.п. Кузоватово, ул. 50 лет Октября, д.5:

- заявление на предоставление Субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» в произвольной форме с указанием расчетных счетов на которые будет осуществляться перечисление Субсидий и указанием способа извещения о принятом Комиссией решении о рассмотрении заявления (телефон, электронная почта, почтой с уведомлением);

- составленный организацией или индивидуальным предпринимателем и заверенный соответственно печатью организации и подписью руководителя организации и главного бухгалтера организации или подписью индивидуального предпринимателя расчёт финансового результата организации и индивидуальным предпринимателем на предстоящий год (приложение № 1 к Порядку);

- оригиналы или заверенные печатью организации и подписью руководителя организации, печатью и подписью индивидуального предпринимателя копий документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени организации, индивидуального предпринимателя.

Заявления принимаются администрацией в срок до 15 января текущего года, в течение которого планируется выплата субсидий в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00 (п. 8).

Рассмотрение заявлений на предоставление субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район» на соответствие критериям и условиям предоставления субсидий организациям и индивидуальным предпринимателям осуществляется комиссией по регулированию вопросов организации транспортного обслуживания на территории МСО «Кузоватовский район», утвержденной постановлением администрации МО «Кузоватовский район» от 24.04.2013 № 268.

Комиссия в течение 15 календарных дней со дня окончания приема заявлений проводит заседание, на котором рассматривает заявление на получение субсидий на соответствие критериям и условиям предоставления субсидий и принимает решение о предоставлении субсидий, с учетом ежемесячного перечисления средств на расчетные счета организаций и индивидуальных предпринимателей при условии ежемесячного предоставления ими подтверждающих документов, либо отклонении заявки.

Получателями  субсидий признаются организации и индивидуальные предприниматели на получение субсидий, которые соответствуют критериям и условиям предоставления субсидий, установленным пунктами 6, 7 Порядка, и в отношении которых принято соответствующее решение комиссии

Заявка организаций и индивидуальных предпринимателей на получение субсидий, не соответствующая критериям и условиям, установленным в пунктах 6, 7 Порядка, отклоняется решением комиссии (п. 10).

Решение Комиссии является основанием для принятия в течении трёх рабочих дней со дня заседания Комиссии Главой администрации муниципального образования «Кузоватовский район» постановления администрации «Об определении перечня организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район», имеющих право на получение Субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан». Постановление Администрации размещается на официальном сайте муниципального образования «Кузоватовский район» в течении трёх рабочих дней (п. 11).

Установление в качестве критерия отбора организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий  наличия отрицательного финансового результата, обосновывающего понесенные организациями и индивидуальными предпринимателями в текущем финансовым год (п. 6 Порядка), а также предоставление заявителем на получение субсидии в числе требуемых документов расчёта финансового результата организации и индивидуальным предпринимателем на предстоящий год (п. 8 Порядка) не является подтверждением наличия фактически недополученных доходов.

Финансовые результаты - итоги хозяйственной деятельности компании и ее подразделений, выраженные в виде финансовых показателей, таких, как прибыль (убытки), изменение стоимости собственного капитала, дебиторская и кредиторская задолженность, доход (Р<...>., Л<...>, С<...> «Современный экономический словарь»).

Кроме того, утвержденная приказом Министерства экономики Ульяновской области от 01.07.2008 № 01-44 «О регулировании тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по городским, пригородным и междугородным (внутриобластным) маршрутам на территории Ульяновской области» форма расчёта финансового результата предусмотрена для оказания методической помощи органам местного самоуправления и субъектам ценообразования (перевозчикам) при формировании тарифов на перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на городских, пригородных и междугородных (внутриобластных) маршрутах, а не при расчете субсидий.

Указанная форма расчёта финансового результата предусматривает такой показатель как количество пассажиров, который возможно отразить только по результатам текущей деятельности.

Кроме того, установленный срок для приема заявок на получение субсидий до 15 января текущего года также не позволяет представить перевозчиками данных о выполненной работе по перевозке пассажиров за текущий период, могло иметь своим результатом создание преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, осуществляющих  перевозку граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах муниципального образования «Кузоватовский район».

Таким образом,  отсутствие документов, подтверждающих фактически недополученных доходов при осуществлении перевозок граждан транспортными средствами категории М2 и М3, и, предусмотренный в п. 6 Порядка в числе критерий отбора организаций и индивидуальных предпринимателей для предоставления субсидий (наличие отрицательного финансового результата, обосновывающего понесенные организациями и индивидуальными предпринимателями в текущем финансовым год), противоречит ст. 78 Бюджетного кодекса РФ.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, поскольку получение субсидии возможно только при наличии фактически недополученных доходов, а не будущих.

Следовательно, положения данного Порядка предусматривает такой порядок для принятия Комиссией решения о предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по перевозке пассажиров, которые не имеют документального подтверждения, что может иметь своим результатом для предоставления преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов при рассмотрении заявки на предоставление субсидии.

Таким образом, постановление администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3  «Об утверждении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области» (п.п. 6, 7, 8, 10 Порядка) принято с нарушением норм действующего антимонопольного законодательства, поскольку устанавливает неравные условия получения субсидий при осуществлении всеми хозяйствующими субъектами деятельности по перевозке пассажиров по внутрирайонным маршрутам МО «Кузоватовский район».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона  от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции "  комиссия,

РЕШИЛА:

1. Признать Порядок предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, утвержденный постановления администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3, положениями которого могли быть созданы условия для предоставления преимущественных условий для отдельных хозяйствующих субъектов при рассмотрении заявки на предоставление субсидии, противоречащим части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

2.Выдать администрации МО «Кузоватовский район» предписание об отмене или изменении Порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, утвержденного постановления администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по части 1 статьи 14.9 КоАП РФ.

<...>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

                                                                                  

 ПРЕДПИСАНИЕ № 3

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...>

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,  на основании своего решения от 05.02.2015  по делу № 11663/04-2014

о нарушении администрацией МО «Кузоватовский район» части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

администрации МО «Кузоватовский район»

в срок до 15.04.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в противоречии антимонопольному законодательству положений Порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, утвержденного постановления администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3;       

 

в срок до 15.04.2015 привести в соответствие с антимонопольному законодательству Порядка предоставления субсидий на компенсацию части недополученных доходов от перевозки граждан общественным автомобильным транспортом на внутрирайонных маршрутах МО «Кузоватовский район» Ульяновской области, утвержденного постановления администрации МО «Кузоватовский район» от 10.01.2014 № 3  (в части отсутствия документов, подтверждающих фактически недополученных доходов при осуществлении перевозок граждан транспортными средствами категории М2 и М3, установления сокращенного срока для приема заявок на получение субсидий только до 15 января текущего года), путем отмены или внесения изменений в указанный пункт.

О  выполнении настоящего Предписания сообщить не позднее пяти дней с момента его исполнения.

<...>

Предписание может быть обжаловано в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны