Решение №ИС/3875/24 Решение по делу № 073/06/106-450/2024 от 26 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

24.07.2024 Дело № 073/06/106-450/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления - начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от Управления муниципальной собственностью администрации города Ульяновска:

- <…> (доверенность № 10578-04 от 22.07.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-450/2024 по ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» (далее – заявитель) на положение извещения о проведении открытого конкурса № 0368300000124001065 (наименование объекта закупки – «Проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности УМУП «Парк КиО «Победа» за 2023 год»; заказчик – Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска (далее – заказчик), уполномоченный орган - Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска; начальная (максимальная) цена контракта – 114 666,67 руб., дата окончания подачи заявок – 17.07.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 4962-ЭП/24 от 17.07.2024 (дата размещения в ЕИС – 17.07.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» на положение извещения о проведении открытого конкурса № 0368300000124001065.

Содержание жалобы составило указание на то, что, по мнению общества, установленный порядок оценки нарушает положения законодательства и ведет к необоснованному ограничению числа участников.

Вх. № 5096-ЭП/24 от 23.07.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание в том числе, на следующее.

Порядок оценки заявок установлен в соответствии с требованиями законодательства. При этом заказчик не ограничен в выборе критериев оценки и детализирующих показателей, применяемых при оценке заявок. Законодательством не запрещено устанавливать требования к опыту оказания услуг, характер которого определяется как по виду деятельности, так и по субъекту, в отношении которого осуществлялась деятельность, являющаяся предметом закупки. Заказчик самостоятельно проверит сведения об основном виде деятельности контрагента, с которым участниками закупки были заключены договора, предоставленные в качестве подтверждения наличия опыта. Оспариваемый критерий не является оценочным и не препятствует участию, запросов на разъяснение положений извещения от участников не поступало.

На заседании Комиссии 23.07.2024, проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 24.07.2024 для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 01.07.2024 было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368300000124001065, наименование объекта закупки – «Проведение обязательной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности УМУП «Парк КиО «Победа» за 2023 год» (начальная (максимальная) цена контракта – 114 666,67 руб.).

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 18.07.2024 на участие в открытом конкурсе в электронной форме поступило 6 заявки, комиссией по осуществлению закупок была произведена оценка вторых частей заявок участников.

Согласно протоколу подведения итогов от 19.07.2024 заявки всех участников конкурса были признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства, определен победитель.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» частично обоснованной, при этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановления № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Постановление № 2604 баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение) применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Постановления № 2604:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

Пунктом 18 Постановления № 2604 определено, что если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением № 1 к Постановлению № 2604, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

В силу подпункта «а» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:

- общая цена исполненных участником закупки договоров;

- общее количество исполненных участником закупки договоров;

- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно пункту «а» пункта 30 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Постановления № 2604, документом, предусмотренным приложением № 1 к Постановлению № 2604, устанавливаются перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Постановления № 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.

Приложением к извещению № 0368300000124001065 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах», который содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 40%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 60%.

При этом, согласно пункту 2 раздела II приложения к извещению № 0368300000124001065 файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» по критерию «Квалификация участников закупки» оценивается наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта по признаку «общее количество исполненных участником закупки договоров», а также наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

1. Согласно разделу III файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» извещения № 0368300000124001065 предметом оценки по критерию «Квалификация участников закупки» являются следующие документы и сведения:

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров»

Для детализирующего показателя установлено предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, = 10 договоров.

Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

Предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом договора, заключаемого по результатам конкурса: Оказание услуг по проведению обязательного ежегодного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-Ф3.

Предметом контракта является проведение проверок организаций аналогичной отраслевой принадлежности.

Предметом оценки являются представленные в составе заявки на участие в конкурсе сведения об опыте у участника конкурса оказания услуг сопоставимого характера: оценивается количество исполненных участником закупки договоров (договоров), которые относятся к указанной сфере, сопоставимые по характеру с объектом закупки настоящего конкурса, в отношении которых приложены копии договоров (договоров) (с учетом правопреемственности).

 

Из порядка оценки заявок следует, что заказчиком определен опыт участника закупки по выполнению работ, сопоставимого характера с объектом закупки, при этом при предъявлении требования к опыту выполнения работ заказчик исходил как из характера услуг, так и статуса аудируемой организации, что соответствует объекту закупки.

Пунктом 7.8 Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», одобренных Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014 на основании протокола 3 14, предусмотрено, что в качестве показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» рекомендуются, в частности, следующие показатели:

- продолжительность осуществления аудиторской деятельности участником закупки, в том числе наличие опыта аудита сопоставимого характера и объема (аудит отчетности организации аналогичного масштаба деятельности и отраслевой принадлежности);

- опыт и квалификация руководящего персонала;

- опыт и квалификация специалистов;

- сведения, подтверждающие деловую репутацию;

- наличие необходимого оборудования и программного обеспечения.

Таким образом, ни Постановлением № 2604, ни Законом о контрактной системе не запрещено устанавливать требование к опыту выполнения работ, сопоставимый характер которого определяется как по виду деятельности, так и по субъекту, в отношении которого осуществляется деятельность, являющаяся предметом закупки.

Вместе с тем, из порядка оценки заявок, установленного в извещении № 0368300000124001065 (файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах») не следует какие именно организации заказчик считает относящимися к аналогичной отраслевой принадлежности и считает сопоставимы по характеру.

Также отсутствует указание на то, каким образом комиссия по осуществлению закупок при присвоении баллов и рассмотрении документов и сведений, представленных в составе заявок в качестве подтверждения наличия опыта по данному показателю будет определять отраслевую принадлежность контрагента участника закупки (исходя из основного вида деятельности, указанного в ЕГРЮЛ при регистрации, из учредительных документов, наименований т.д.).

Воспользовавшись своим правом установить порядок оценки исходя из своей собственной потребности в получении услуг от наиболее опытного участника закупки, заказчику необходимо было детализировать предмет оценки таким образом, чтобы участникам закупки было однозначно понятно о том, какие именно договоры (контракты) могут быть представлены в качестве подтверждения наличия у участника опыта необходимого заказчику, и что для заказчика включают в себя понятия «аналогичная отраслевая принадлежность», а также «сопоставимый характер услуг».

Таким образом, отсутствие детального указания на предмет оценки по показателю «Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта» критерия «Квалификация участников закупки», не отвечает целям и задачам Закона о контрактной системе, а также не позволяет объективно осуществить процедуру оценки заявок и как следствие, определить лучшие условия исполнения контракта среди предложений участников, а также создает условия для злоупотребления правами как заказчиком, так и участниками закупки.

Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки заявок по показателю «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта» не отвечает принципам открытости и добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, как включающий неоднозначные формулировки условий оценки заявок в части установления предмета оцениваемых контрактов.

Учитывая изложенное, в указанной части довод жалобы ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» является обоснованным.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно разделу III файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах» извещения № 0368300000124001065 предметом оценки по критерию «Квалификация участников закупки» являются следующие документы и сведения:

Показатель оценки, детализирующий показатель оценки «общее количество исполненных участником закупки договоров»

Для детализирующего показателя установлено предельное максимальное значение показателя, установленное заказчиком, = 10 договоров.

Если в предложении участника закупки содержится значение показателя, которое выше предельного значения, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя.

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора:

1) исполненные договоры. К оценке принимаются: исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ; договоры, в случае их предоставления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.

2) акты приемки оказанных услуг, составленные при исполнении указанных договоров. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, предусмотренного подпунктом 1 настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Акты должны быть подписаны со стороны исполнителя и заказчика.

 

Из анализа перечня документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом договора, установленного в извещении № 0368300000124001065 (файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах») следует, что указанный перечень документов соответствует требованиям, установленным в пункте 28 Постановления № 2604, и доводы заявителя о ненадлежащем установлении перечня документов, предоставляемых в качестве подтверждения наличия у участника опыта, не находят своего фактического подтверждения, следовательно, жалоба ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» является необоснованной в указанной части.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ГЛОБАЛС АУДИТ» частично обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика при проведении закупки № 0368300000124001065,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0368300000124001065, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-450/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии

<…>

Члены комиссии

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска
ИНН 7303006082, ОГРН 1027301162822
Управление по муниципальным закупкам и регулированию тарифов администрации города Ульяновска
ИНН 7325096322, ОГРН 1107325003125
Общество с ограниченной ответственностью "ГЛОБАЛС АУДИТ"
ИНН 6652022791, ОГРН 1076652000336