Решение №ИС/1348/23 Решение по делу № 073/06/106-154/2023 от 4 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

30.03.2023 Дело № 073/06/106-154/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

- от ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»:

- <…> (доверенность № 159 от 11.11.2022 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-154/2023 по жалобе ИП З<…> (далее - заявитель), на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0368200013623000006 (наименование объекта закупки – «Часы и зеркала»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Кадровый центр Ульяновской области» (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 295 152,08 руб., дата подведения итогов - 22.03.2023 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1640-ЭП/23 от 24.03.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 23.03.2023 г.), перенаправленная ФАС России, в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП З<…> на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона № 0368200013623000006.

Содержание жалобы содержит указание, в том числе, на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заявка ИП З<…> была необоснованно отклонена в связи с несоответствием требованиям извещения по показателю «Цвет», так как установленная заказчиком формулировка «Белый/Серый/Серебристый» не является конкретной характеристикой товара и вводи участников в заблуждение.

Вх. № 1715-ЭП/23 от 28.03.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

С учетом коммерческих предложений, которые включали в себя, в том числе, указание на наличие у поставщиков необходимого количества часов в запрашиваемом цвете, а также с учётом требований бренд-бука, заказчиком в целях недопущения ограничения числа участников у которых отсутствует возможность поставить необходимое количество товара одного цвета было сформировано требование к товару «Часы» - «Цвет» - «Белый/Серый/Серебристый».

Заявка заявителя жалобы была признана несоответствующей, поскольку участник изменил значение показателя «Цвет», что не соответствует требованиям извещения.

На заседании Комиссии 29.03.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 30.03.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 13.03.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368200013623000006, наименование объекта закупки – «Часы и зеркала» (начальная (максимальная) цена контракта – 295 152,08 руб.).

17.03.2023 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 22.03.2023 г. предложения поступали от 4 участников, цена была снижена на 28,12 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 22.03.2023 г. заявки 3 участников были признаны несоответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ИП З<…> необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В пункте 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Статьей 43 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

В пункте 5 приложения «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» к извещению № 0368200013623000006 установлены аналогичные требования.

Файл «Описание объекта закупки.doc», являющееся неотъемлемой частью извещения № 0368200013623000006, содержит таблицу, в которой установлены требования к товару «Часы», в том числе показатели товара, требования к значениям показателей и требования заказчика к значению показателя участником закупки, в том числе такой показатель как «Цвет» в виде значения «Серебристый/Серый/Белый» и требований заказчика к указанию данного показателя участниками – «Значение не изменятся».

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

При этом пунктом 1 частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Закона о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 22.03.2023 г. заявка ИП З<…> (номер 111) была признана не соответствующей требованиям извещения и законодательства на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе: следующие показатели предлагаемого товара не соответствуют требованиям извещения, а именно значение показателя не должно изменяться по позиции № 1 Часы (цвет).

В ходе анализа заявок на участие в указанной закупке, полученных от оператора электронной площадки, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заявка ИП З<…> (номер 111) по спорному показателю содержит указание на значение «Цвет» с измененным значением – «Белый», что не соответствует требования извещения.

Учитывая изложенное, в действиях комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявку номер 111 (ИП З<…>не соответствующей требованиям извещения и законодательства отсутствует нарушение положений Закона о контрактной системе, и жалоба ИП З<…>являете необоснованной.

2. Вместе с тем, в ходе осуществления в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Статьей 43 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

Файл «Описание объекта закупки.doc», являющееся неотъемлемой частью извещения № 0368200013623000006, содержит таблицу, в которой установлены требования к товару «Часы» (позиция 1), в том числе показатели товара, требования к значениям показателей и требования заказчика к значению показателя участником закупки, в том числе такой показатель как «Цвет» в виде значения «Серебристый/Серый/Белый» и требований заказчика к указанию данного показателя участниками – «Значение не изменятся».

Приложение «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» к извещению № 0368200013623000006 содержит разъяснение знаков, которые применяются заказчиком при указании значений показателей товаров, и разъяснение требований к указанию значений показателей участником закупки, установленных заказчиком.

При этом значение знака «/», который был использован при описании показателя «Цвет» позиции 1, приложением к извещению не разъясняется, что не позволяет сделать вывод о том, требуется ли заказчику трехцветный товар или необходимо поставить товар всех трех цветов, а также допускается ли поставка товара одного из трех цветов, соответствующих установленному значению в необходимом заказчику количестве.

Из пояснений заказчика следует, что бренд-буком установлены возможные к использованию в оформлении пространства заказчика цвета (серебристый, серый, белый) и заказчику необходимы часы в указанной цветовой гамме без конкретного количественного соотношения, что позволяет предложить товар в любом из указанных цветов, как в одном цвете, так и в нескольких.

Довод заказчика о том, что им был проведен анализ рынка и из полученных от 3 поставщиков коммерческих предложений сделан вывод о том, что потенциальные участники закупки не имеют возможности поставить часы в необходимом объеме одного цвета, не может быть принят во внимание, поскольку согласно положениям статьи 22 Закона о контрактной системе информация о ценах товаров полученная по запросу заказчика у поставщиков, осуществляющих поставки идентичных товаров, планируемых к закупке, или при их отсутствии однородных товаров (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров в единой информационной системе, используется для целей определения начальной (максимальной) цены контракта и не заменяет собой анализ рынка, отражающий реальные возможности потенциальных поставщиков.

Таким образом, «Цвет» товара является значимой для заказчика характеристикой и подлежит предоставлению в составе показателей товара в заявке, а также дальнейшему включению в проект контракта.

Необходимо отметить, что представленный заказчиком Комиссии Ульяновского УФАС России (вх. № 1755-ЭП/23 от 30.03.2023 г.) бренд-бук содержит дизайн интерьеров помещений заказчика и не устанавливает конкретной цветовой гаммы настенных часов, закупаемых заказчиком.

Заказчик, предоставляя возможность предложить товар в трех вариантах цвета, каждый из которых как в комбинации, так и отдельно, соответствует потребности заказчика, одновременно установил требование об указании участниками закупки значения данного показателя без изменения, что ограничивает участников, которые имеют в наличии товар только одного цвета, соответствующего потребности заказчика и вводит участников закупки в заблуждение, не позволяя заполнить заявку на участие надлежащим образом.

На основании изложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что положения инструкции не позволяют однозначным образом определить порядок заполнения сведений в отношении спорного параметра.

Формирование инструкции по заполнению заявки в указанном виде не соответствует требованиям пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение, что также подтверждается итогами рассмотрения заявок по указанному электронному аукциону, поскольку из 4 поданных на участие заявок 3 были отклонены в связи с указанием в показателе «Цвет» единственного конкретного значения, соответствующего предлагаемому к поставке товару, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП З<…> необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0368200013623000006,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0368200013623000006, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-154/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

И.И. Спиридонов

Члены комиссии:

Ю.П. Кузьминова

Д.А. Губайдулова

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ОГКУ "Кадровый центр Ульяновской области"
ИНН 7325028650, ОГРН 1027301165330