Решение №-/2532/24 Решение по делу № 073/06/106-271/2024 от 14 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

07.05.2024 Дело № 073/06/106-271/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- главного специалиста-эксперта <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 50 от 09.01.2024);

- от ООО «КДЛ-ЦЕНТР»:

- <…> (доверенность № 06-04-2024 от 06.04.2024);

- <…> (доверенность № 02-04-2024 от 02.04.2024),

рассмотрев дело № 073/06/106-271/2024 по жалобе ООО «КДЛ-ЦЕНТР» (далее также –заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001154 (наименование объекта закупки – «Автоматический анализатор для иммуноферментных исследований»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр» (далее также – ОГКУ «Ульяновский областной закупочный центр», заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее также – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 5

500 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 27.04.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 2971-ЭП/24 от 26.04.2024 (дата размещения в ЕИС – 26.04.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «КДЛ-ЦЕНТР» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624001154.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком неправомерно сокращен срок подачи заявок на участие в закупке по результатам внесения изменений в закупочную документацию на основании предписания контрольного органа.

Также заказчик при определении характеристик товара нарушены положения Закона о контрактной системе, так как использованные характеристики и показатели товара, в том числе, единицы измерения, установленные в извещении, вводят участников закупки в заблуждение.

Кроме того, заявитель жалобы считает, что установленные заказчиком характеристики ограничивают конкуренцию, поскольку подходит только система автоматическая Alisei для иммуноферментного анализа на микроплатах.

Вх. № 3070-ЭП/24 от 03.05.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что извещение было сформировано на основании заявки на закупку, предоставленной заказчиком и уполномоченным органом, в пределах установленных полномочий, не были нарушены положения Закона о контрактной системе.

Вх. № 3065-ЭП/24 от 03.05.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили пояснения по жалобе, содержащие указание на следующее.

23.04.2024 заказчиком были внесены изменения в извещения на основании предписания контрольного органа и в соответствии с положениями законодательства.

При формировании требований Технического задания были установлены требования к характеристикам товара в соответствии с ГОСТ Р 55991.7-2014.

В соответствии с техническим заданием предмета закупки по совокупности всех установленных в извещении характеристик соответствуют товары не менее двух производителей:

  1. Alisei Q.S., Nex Level S.R.L., Италия, РУ № РЗН 2013/810 от 16.03.2022;
  2. Evolis, Bio-Rad Laboratories, США, РУ № ФСЗ 2009/05133 от 28.06.2016.

Вх. № 3066-ЭП/24 от 03.05.2024 в Ульяновское УФАС России от ООО «БиоЛима» поступили письменные пояснения, содержащие указание на следующее.

Государственным заказчиком внесены изменения в извещение о проведении закупки на основании предписания контрольного органа в соответствии с положениями пункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Технические характеристики анализатора установлены заказчиком в извещении в соответствии с потребностью заказчика, не нарушают требования законодательства и не ограничивают количество потенциальных участников.

На заседании Комиссии 06.05.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представитель уполномоченного органа с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, представитель заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:35 07.05.2024.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «КДЛ-ЦЕНТР» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 22.03.2024 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624001154, наименование объекта закупки – «Автоматический анализатор для иммуноферментных исследований» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 500 000,00 руб.).

27.03.2024 и 28.03.2024 были опубликованы разъяснения положений извещения.

23.04.2024 на основании решения заказчика в соответствии с предписанием контрольного органа в извещение о проведении закупки были внесены изменения.

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 27.04.2024 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе электронная процедура признана несостоявшейся.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия решила признать жалобу ООО «КДЛ-ЦЕНТР» обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5  статьи 42 Закона о контрактной системе, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял:

1) при проведении электронных конкурсов - не менее десяти дней;

2) при проведении электронных аукционов - не менее семи дней;

3) при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, - не менее трех дней;

4) при проведении электронных запросов котировок - не менее трех дней.

Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе, 23.04.2024 заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении электронного аукциона.

Срок окончания подачи заявок установлен 27.04.2024 в 09:00, что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод заявителя жалобы о неправомерном сокращении заказчиком срока подачи заявок, не может быть признан состоятельным, соответственно, жалоба заявителя в указанной части является необоснованной.

 

2. В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Описание объекта закупки – это фиксация заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000624001154 является «Автоматический анализатор для иммуноферментных исследований».

2.1 Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624001154 в структурированном виде, а также приложении к извещению (файл «Описание объекта закупки.xls») заказчиком установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара, необходимого к поставке, в том числе следующие показатели и параметры, а также единицы их измерения:

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

Верхняя граница диапазона объемов дозирования реагентов (проб в час)

≤ 1000.0000

шт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Нижняя граница диапазона объемов внесения образцов (в микролитрах)

≥ 6.0000

шт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Скорость внесения пробы

≥ 360.0000

шт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Нижняя граница диапазона напряжения электросети, необходимое для эксплуатации анализатора

≤ 81.0000

Вольт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Скорость внесения реагента

≥ 1440.0000

шт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

Верхняя граница диапазона объемов внесения образцов

≤ 301.0000

шт

Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в единой информационной системе Комиссией Ульяновского УФАС России установлено, что в структурированной части извещения № 0168500000624001154, а также в приложении к нему (файл «Описание объекта закуп-ки.xls») заказчиком установлены характеристики приобретаемого оборудования, единицы измерения к ним, диапазоны значений и выбранные параметры по спорным характеристикам (таблица выше) ненадлежащим образом.

А именно, согласно сведениям, представленным заказчиком, а также согласно описанию типа средств измерений, такие показатели, как «Верхняя граница диапазона объемов дозирования реагентов (проб в час)», «Нижняя граница диапазона объемов внесения образцов (в микролитрах)», «Верхняя граница диапазона объемов внесения образцов (в микролитрах)», «Нижняя граница диапазона объемов дозирования реагентов (проб в час)» измеряются в микролитрах.

Согласно сведениям, представленным заявителем жалобы, значение показателя «Скорость внесения проб в час» указывается в конкретном значении проб в час.

Таким образом, описание объекта закупки в указанном виде сформировано и размещено в виде, не дающем возможность соотнести показатели и единицы измерения между собой, что, в свою очередь, не позволяет определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, а также не дает однозначным образом определить потребность заказчика, в следствии чего потенциальным участникам не представляется возможным сформировать предложение для участия в закупке и определить товар, необходимый к поставке.

Таким образом, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки в указанном виде не соответствует требованиям пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

2.2 Согласно сведениям, представленным ООО «КДЛ-ЦЕНТР», по совокупности характеристик технического задания извещению спорной закупки соответствует товар единственного производителя – ООО «Диагностический центр Алькор Био» (Система автоматическая Alisei для иммуноферментного анализа на микроплатах).

При этом, согласно пояснениям представителя заказчика, описанию предмета закупки по совокупности всех установленных в извещении характеристик соответствуют товары не менее двух производителей – Alisei Q.S., Nex Level S.R.L., Италия, РУ № РЗН 2013/810 от 16.03.2022, а также Evolis, Bio-Rad Laboratories, США, РУ № ФСЗ 2009/05133 от 28.06.2016.

Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным в приложении к регистрационному удостоверению на медицинское изделие РУ № ФСЗ 2009/05133 от 28.06.2016 «Анализатор иммуноферментный автоматический «Еволис» не соответствует по показателю «Количество одновременно обрабатываемых планшетов».

Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме оборудования производства «НЕКСТ ЛЕВЕЛ С.Р.Л.» (Alisei Q.S.), и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «КДЛ-ЦЕНТР» в указанной части является обоснованной.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «КДЛ-ЦЕНТР» в указанной части является обоснованной.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «КДЛ-ЦЕНТР» обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0168500000624001154,

- заказчика устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение № 0168500000624001154, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-271/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "КДЛ-ЦЕНТР"
ИНН 4802013509, ОГРН 1184827010390
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр»
ИНН 7300016734, ОГРН 1237300003016