Постановление №3174-06 1. Признать в действиях публичного акционерного общества Стр... от 13 июля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 82
о назначении административного наказания

 

Дело № 073/04/14.33-134/2020

 

г. Ульяновск
 

Резолютивная часть постановления объявлена 09.07.2020.

Постановление в полном объеме изготовлено 13.07.2020.

 

 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <…>, рассмотрев материалы дела о совершении публичным акционерным обществом Страховая компания «Росгосстрах» (далее - ПАО СК «Росгосстрах»), ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683, зарегистрированным в качестве юридического лица 19.08.1992 государственным учреждением Московская регистрационная палата, расположенным по адресу: 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3 (Филиал ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области расположен по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89), правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), в присутствии представителя ПАО СК «Росгосстрах» <…>,

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило заявление публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «Энергогарант» (далее - ПАО «САК «Энергогарант»), ОГРН 1027739068060, ИНН 7705041231, расположенного по адресу: 115035, г. Москва Садовническая наб., д. 23 (исх. № 73/08-195/18 от 28.09.2018, вх. № 5162 от 01.10.2018), о нарушении ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившемся в предоставлении конкурсной комиссии открытого конкурса на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников акционерного общества «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» (далее - АО «ПОЭЗ «Ульяновск»), ОГРН 1147328004174, ИНН 7328080049, расположенного по адресу: 432072, г. Ульяновск, пр-д Максимова, д. 4, пом. 23, недостоверных данных, на основании которых ПАО СК «Росгосстрах» было признано победителем конкурса.

По указанному заявлению Ульяновским УФАС России приказом от 25.12.2018 № 112 возбуждено дело № 15361/06-2018 по признакам нарушения ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».  Определением от 26.12.2018 к участию в рассмотрении дела привлечены ответчик ПАО СК «Росгосстрах» и заинтересованное лицо ПАО «САК «Энергогарант».

Определением от 30.01.2019 к участию в рассмотрении дела № 15361/06-2018 привлечены заинтересованные лица акционерное общество «АльфаСтрахование» (далее - АО «АльфаСтрахование»), ОГРН 1027739431730, ИНН 7713056834, расположенное по адресу: 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. Б, и АО «ПОЭЗ «Ульяновск».

Решением Ульяновского УФАС России от 19.08.2019 (резолютивная часть решения объявлена 06.08.2019) по делу № 15361/06-2018 действия ПАО СК «Росгосстрах» по указанию в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса» признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции.

Согласно ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей.

Материалы дела № 15361/06-2018 переданы уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту осуществления ПАО СК «Росгосстрах» недобросовестной конкуренции.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…> вынесено определение от 17.03.2020 о возбуждении в отношении ПАО СК «Росгосстрах» дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено в Ульяновском УФАС России на 16.04.2020 в 14 час. 00 мин.  Определение от 17.03.2020 (исх. № 1231-06 от 17.03.2020) направлено ПАО СК «Росгосстрах»: по адресу места нахождения юридического лица, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3), - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 24.03.2020; по адресу места нахождения филиала общества в Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 19.03.2020.

В Ульяновское УФАС России поступили письменные пояснения ПАО СК «Росгосстрах» по делу № 073/04/14.33-134/2020 (исх. № 01-01/08-177 от 14.04.2020, вх. № 2442 от 14.04.2020), согласно которым, по мнению общества, в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

К победе ПАО СК «Росгосстрах» в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) привели именно действия заказчика, выразившиеся в ненадлежащей проверке сведений и допуске заявки ПАО СК «Росгосстрах».

Исходя из определения недобросовестной конкуренции, данного в ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции», существенным является факт намеренности действий нарушителя с целью получения преимуществ, а также возможность причинения убытков конкурентам либо вреда их деловой репутации.  Действия ПАО СК «Росгосстрах» в рамках проведения закупки № 31806705324 не обладали совокупностью указанных признаков.

Противоречие декларативных сведений формы № 7 носило явно и заведомо технический характер, не имело и не могло иметь намерением обман или введение в заблуждение заказчика с целью присвоения более высокого балла по критериям.

Заявка подготовлена представителем, имеющим полномочия, ответственным за подготовку подобных документов (страховым консультантом филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области <…>).  Допущенная вследствие человеческого фактора (состояния здоровья сотрудника) техническая ошибка не может быть рассмотрена в качестве доказательства недобросовестности действий компании.

Ульяновское УФАС России своим решением от 21.08.2018 по делу № 15094/03-2018, рассмотренному по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по жалобе ПАО «САК «Энергогарант», определило, что неправомерное присвоение наибольшего количества баллов ПАО СК «Росгосстрах» и, как следствие, неправомерное определение общества победителем открытого конкурса и убытки конкурентов имели место в результате нарушения заказчиком АО «ПОЭЗ «Ульяновск» требований законодательства о закупках, выразившегося в неполном исследовании заявки ПАО СК «Росгосстрах».

На наличие убытков у конкурента, чьи права были ущемлены (ПАО «САК «Энергогарант»), прямо повлияло позднее обращение конкурента в антимонопольный орган за защитой своего нарушенного права.  Согласно решению Ульяновского УФАС России от 21.08.2018 по делу № 15094/03-2018 предписание АО «ПОЭЗ «Ульяновск» не выдавалось, поскольку на момент принятия указанного решения договор на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» уже был заключен 13.08.2018.

Также в Ульяновское УФАС России поступило ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» об отложении составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела № 073/04/14.33-134/2020 на более поздний срок (исх. № 01-01/08-176 от 14.04.2020, вх. № 2443 от 14.04.2020).  Ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» мотивировано тем, что общество не может обеспечить явку представителя 16.04.2020 в 14 час. 00 мин., в связи с введением ограничительных мер в целях предотвращения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 04 по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в исключительных случаях по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, срок административного расследования по делу может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело, на срок не более одного месяца.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…> подано ходатайство от 15.04.2020 руководителю управления <…> о продлении срока проведения административного расследования по делу № 073/04/14.33-134/2020, которое признано подлежащим удовлетворению, определением от 15.04.2020 срок административного расследования продлен на 1 месяц - до 17.05.2020.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…> определением от 16.04.2020 ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» об отложении составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела на более поздний срок (исх. № 01-01/08-176 от 14.04.2020, вх. № 2443 от 14.04.2020) удовлетворено, составление протокола об административном правонарушении в отношении общества назначено в Ульяновском УФАС России на 15.05.2020 в 14 час. 00 мин.

Определения от 15.04.2020 и 16.04.2020 направлены ПАО СК «Росгосстрах» (исх. № 1762-06 от 16.04.2020): по адресу места нахождения общества (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 23.04.2020; по адресу места нахождения филиала общества в Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 20.04.2020.

Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Российской Федерации с 06 по 08 мая 2020 года включительно установлены нерабочие дни.

В Ульяновское УФАС России поступило ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» об отложении составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела № 073/04/14.33-134/2020 на более поздний срок (исх. б/н от 14.05.2020, вх. № 3229 от 14.05.2020), поскольку, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», общество не может обеспечить явку представителя, осуществляющего сопровождение дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020, проживающего за пределами Ульяновской области, 15.05.2020 в 14 час. 00 мин.

В целях обеспечения соблюдения прав лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, указанное ходатайство удовлетворено, с отложением составления протокола об административном правонарушении по результатам административного расследования.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…> определением от 15.05.2020 составление протокола об административном правонарушении в отношении ПАО СК «Росгосстрах» назначено в Ульяновском УФАС России на 10.06.2020 в 14 час. 00 мин.  Указанное определение (исх. № 2219-06 от 15.05.2020) направлено ПАО СК «Росгосстрах»: по адресу места нахождения общества (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 25.05.2020; по адресу места нахождения филиала общества в Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 19.05.2020.

Определением от 15.05.2020 явка представителя ПАО СК «Росгосстрах» на составление протокола об административном правонарушении 10.06.2020 признана необязательной.

В Ульяновское УФАС России 09.06.2020 в 14 час. 20 мин. посредством электронной почты поступило ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» об отложении составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 на более поздний срок (исх. б/н от 09.06.2020, вх. № 4019 от 09.06.2020).  Ходатайство мотивировано тем, что, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», общество не может обеспечить явку представителя, осуществляющего сопровождение дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020, проживающего за пределами Ульяновской области, 10.06.2020 в 14 час. 00 мин.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…> указанное ходатайство оставлено без удовлетворения по основаниям, указанным в определении об отказе в удовлетворении ходатайства от 09.06.2020.  Определение от 09.06.2020 (исх. № 2625-06 от 09.06.2020) направлено ПАО СК «Росгосстрах» 10.06.2020 в 08 час. 20 мин. на адрес электронной почты: <…>, с которого поступило ходатайство, а также заказными письмами с уведомлением <…> (по адресу: 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3; получено 16.06.2020) и <…> (по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89; получено 11.06.2020).

По состоянию на 14 час. 00 мин. 10.06.2020 от ПАО СК «Росгосстрах» иных материалов по делу об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 в Ульяновское УФАС России не поступило.

На основании ст.ст. 28.1 - 28.3, 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России <…> в отношении ПАО СК «Росгосстрах», в отсутствие представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении № 75 от 10.06.2020 по ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола об административном правонарушении № 75 от 10.06.2020 и определение от 10.06.2020 о назначении рассмотрения дела № 073/04/14.33-134/2020 в Ульяновском УФАС России на 25.06.2020 в 14 час. 00 мин. направлены (исх. № 2627-06 от 10.06.2020) ПАО СК «Росгосстрах»: по адресу места нахождения общества (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 16.06.2020; по адресу места нахождения филиала общества в Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 15.06.2020.

ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновское УФАС России 25.06.2020 в 12 час. 23 мин. посредством электронной почты представлены письменные пояснения по делу № 073/04/14.33-134/2020, а также бухгалтерский баланс страховой организации на 31.03.2020 и отчет о финансовых результатах страховой организации за 1 квартал 2020 года (исх. б/н от 25.06.2020, вх. № 4372 от 25.06.2020).  Указанные письменные пояснения аналогичны письменным пояснениям общества, представленным в Ульяновское УФАС России 14.04.2020 (исх. № 01-01/08-177 от 14.04.2020, вх. № 2442 от 14.04.2020).

Также в Ульяновское УФАС России 25.06.2020 в 12 час. 23 мин. по электронной почте поступило ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 на 09.07.2020 (исх. б/н от 25.06.2020, вх. № 4373 от 25.06.2020).  Ходатайство мотивировано тем, что, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и сохранения угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), с учетом Указа Президента Российской Федерации от 11.05.2020 № 316 «Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности», общество не имеет возможности обеспечить явку представителя, осуществляющего сопровождение дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020, проживающего за пределами Ульяновской области, 25.06.2020 в 14 час. 00 мин.

Согласно ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.  В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц.

В целях обеспечения соблюдения прав лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, ходатайство ПАО СК «Росгосстрах» об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 на 09.07.2020 (исх. б/н от 25.06.2020, вх. № 4373 от 25.06.2020) заместителем руководителя Ульяновского УФАС России <…> удовлетворено, определением от 25.06.2020 рассмотрением дела назначено в Ульяновском УФАС России на 09.07.2020 в 14 час. 30 мин.  Указанное определение направлено (исх. № 2837-06 от 25.06.2020) ПАО СК «Росгосстрах»: по адресу места нахождения общества (140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 06.07.2020; по адресу места нахождения филиала общества в Ульяновской области (432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89) - заказным письмом с уведомлением <…>, которое получено 30.06.2020.

ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновское УФАС России представлены дополнительные письменные пояснения по делу № 073/04/14.33-134/2020 (исх. б/н от 07.07.2020, вх. № 4713 от 08.07.2020).  По мнению общества, при составлении протокола об административном правонарушении № 75 от 10.06.2020 существенно нарушены требования ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку в протоколе не указаны место, время совершения и событие административного правонарушения.  Если указанные нарушения при составлении протокола не будут устранены, ПАО СК «Росгосстрах» не должно подлежать привлечению к административной ответственности.

После поступления определения от 17.03.2020 о возбуждении дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновское УФАС России были представлены все запрошенные антимонопольным органом документы и иная информация в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела.  Таким образом, в случае назначения административного наказания, должно быть учтено обстоятельство, смягчающее административную ответственность, предусмотренное п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Одновременно ПАО СК «Росгосстрах» просит признать рассматриваемое правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.  По мнению ПАО СК «Росгосстрах», в данном случае, даже при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, действия общества не содержат угрозы охраняемым общественным отношениям.  Действия ПАО СК «Росгосстрах», представляющие собой, по мнению антимонопольного органа, административное правонарушение, были совершены вследствие человеческого фактора (состояния здоровья сотрудника, готовившего заявку).  При этом договор с АО «ПОЭЗ «Ульяновск» был исполнен надлежащим образом, в срок и без каких-либо претензий со стороны заказчика.

Также ПАО СК «Росгосстрах», при невозможности признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, просит снизить размер административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 КоАП РФ, ниже низшего предела на основании ч.ч. 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку имеется исключительное обстоятельство.  По состоянию на 31.03.2020 размер непокрытого убытка ПАО СК «Росгосстрах» составляет 104 998 955 102,35 рублей, что свидетельствует о тяжелом финансовом положении общества и делает затруднительной уплату административного штрафа в полном объеме.

На рассмотрении дела 09.07.2020 представитель ПАО СК «Росгосстрах» поддержал письменные пояснения, направленные обществом по делу № 073/04/14.33-134/2020.

Заявитель по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 15361/06-2018 ПАО «САК «Энергогарант» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 уведомлен (исх. № 2841-06 от 25.06.2020) заказным письмом с уведомлением <…> (адресатом получено 30.06.2020).  Представитель общества на рассмотрение дела 09.07.2020 не явился.

Из материалов дела о нарушении антимонопольного законодательства № 15361/06-2018 и дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 усматривается следующее.

По заявлению ПАО «САК «Энергогарант» (исх. № 73/08-195/18 от 28.09.2018, вх. № 5162 от 01.10.2018) о нарушении ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившемся в предоставлении конкурсной комиссии открытого конкурса на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» недостоверных данных, на основании которых ПАО СК «Росгосстрах» было признано победителем конкурса, Ульяновским УФАС России приказом от 25.12.2018 № 112 возбуждено дело № 15361/06-2018 по признакам нарушения ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».

В ходе рассмотрения указанного дела установлено следующее.

В Единой информационной системе на сайте: www.zakupki.gov.ru 11.07.2018 были опубликованы извещение и документация открытого конкурса на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324).  Начальная (максимальная) цена договора - 1 200 000,00 руб.  Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 02.08.2018 было подано 5 заявок: ПАО СК «Росгосстрах» (заявка подана 27.07.2018), АО «МАСК» (заявка подана 27.07.2018), АО «АльфаСтрахование» (заявка подана 30.07.2018), АО «СОГАЗ» (заявка подана 31.07.2018) и ПАО «САК «Энергогарант» (заявка подана 31.07.2018).  По итогам рассмотрения и оценки заявок в открытом конкурсе были допущены к дальнейшему участию в конкурсе 3 заявки: ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование».  На основании п. 4 ч. 6.1.3 Раздела II Конкурсной документации 2 заявки - АО «МАСК» и АО «СОГАЗ» - признаны не соответствующими требованиям.  Цена договора снижена на десять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной заказчиком в конкурсной документации, и в составе заявки отсутствовали расчет и обоснование предлагаемой цены договора.  Оценка заявок ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаCтрахование» производилась в следующем порядке:

ПАО СК «Росгосстрах»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, %

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1164000,00

((1080120)*100)/1164000=92,79

92,79*60%=55, 67

55,67

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

20

-

50+50=100

100*20%=20

20

2.1

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

24

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

15

100*50%=50

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

37,5+50=87,5

0*20%=17,5

17,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

165

75*50%=37,5

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

69

100*50%=50

 

ПАО «САК «Энергогарант»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, %

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1080120,00

((1080120)*100)/1080120=100

100*60%=60

60

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

20

-

50+50=100

100*20%=20

20

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

22

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

24

100*50%=50

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

0+37,5=37,5

0*20%=7,5

7,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

102

0*50%=0

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

49,6

75*50%=37,5

 

АО «АльфаСтрахование»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, %

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1125000,00

((1080120)*100)/1125000=96,01

96,01*60%=57,61

57,61

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

20

-

50+12,5=62,5

62,5*20%=12,5

12,5

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

365

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

2

25*50%=12,5

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

12,5+0=12,5

12,5*20%=2,5

2,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

117

25*50%=12,5

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

101,79

0*50%=0

 

Победителем открытого конкурса было признано ПАО СК «Росгосстрах», получившее наибольшее количество баллов - 93,17.

При этом, ПАО СК «Росгосстрах» по критерию «Цена договора» получило наименьшее количество баллов из трех участников закупки, а по критерию «Квалификация участника конкурса» - наибольшее количество баллов (что сделало общество победителем).

По результатам конкурса 13.08.2018 АО «ПОЭЗ «Ульяновск» с ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор добровольного медицинского страхования № 73-МЮ-0010-18/0261 от 13.08.2018 на срок с 13.08.2018 по 12.08.2019 включительно (страховая премия ПАО СК «Росгосстрах» составляет 1 164 000,00 руб.).

В соответствии с документацией о проведении открытого конкурса № 31806705324 на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» оценка заявок на участие в закупке осуществлялась по критериям: 1). Цена договора (значимость - 60%); 2). Качество работ (дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения и дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания) и квалификация участника конкурса.  Квалификация участника закупки оценивалась следующим показателям: «Темпы роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом» и «Уровень выплат за 2017» (значимость - 40%).

ПАО СК «Росгосстрах» в заявке на участие в конкурсе указало недостоверные сведения по критерию «Квалификация участника конкурса».  Согласно представленным ПАО СК «Росгосстрах» в заявке на участие в конкурсе сведениям (форма № 7 - приложение № 5 к заявке) темп роста объемов сборов страховой премии общества за 2017 год якобы составил 165%, а уровень выплат за 2017 год - 69%.  Однако, согласно отчету о финансовых результатах общества, темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом составил 66,1%, что согласно установленной шкале баллов соответствует 0 баллов; уровень выплат за 2017 год составил 100,06%, что согласно установленной шкале баллов также соответствует 0 баллов.

Таким образом, значение показателя по критерию «Квалификация участников закупки» у ПАО СК «Росгосстрах», в соответствии с данными отчета о финансовых результатах, должна быть равна 0.

Неверное указание ПАО СК «Росгосстрах» в заявке на участие в конкурсе сведений о темпах роста объемов сборов страховой премии и уровне выплат за 2017 год привело к необоснованному получению обществом наибольшего количества баллов, что сделало его победителем конкурса и позволило заключить договор со страховой премией 1 164 000,00 руб.

Между тем, в закупке также принимали участие ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование», которые имеют более высокие показатели финансовых результатов.

Довод ПАО СК «Росгосстрах» о том, что представителем общества, готовившим заявку (заполнившим форму № 7 «Квалификация участника конкурса») на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) допущена счетная ошибка, Комиссией Ульяновского УФАС России по рассмотрению дела № 15361/06-2018 признан несостоятельным исходя из следующего.

Во-первых, данные о темпах роста объемов сборов страховой премии за 2017 год и уровне выплат в 2017 году, по отношению к 2016 году, были уже рассчитаны и указаны в отчете ПАО «СК «Росгосстрах» за 2017 год.

На сайте ПАО СК «Росгосстрах» (https://www.rgs.ru) размещены как отчет о финансовых результатах страховой организации, так и годовой отчет за 2017 год (https://www.rgs.ru/upload/iblock/c6d/godovoy-otchet-pao-sk-rosgosstrakh-za-2017_2018.05.23.pdf), в котором содержится указанная в процентном соотношении информация о темпах роста объемов сборов страховой премии за 2017 год и уровне выплат в 2017 году, по отношению к 2016 году.  Отчет за 2017 год опубликован на сайте 28.05.2018.  Так, согласно отчету ПАО «СК «Росгосстрах» за 2017 год темпы роста в 2017 году составили 63,45%, а уровень выплат - 100,06%.

Кроме того, отчет о финансовых результатах ПАО СК «Росгосстрах» за 2017 год, размещенный на сайте общества и приложенный к заявке, содержит недостоверные сведения об объемах начислений страховой премии по договорам прямого страхования и принятого в перестрахование за 2016 год, а именно, в отчете указана сумма 120 119 612 тыс. руб., тогда как в отчете о финансовых результатах ПАО СК «Росгосстрах» за 2016 год и в годовых отчетах общества за 2016 и 2017 годы указана сумма 125 206 040 тыс. руб.  В нарушение закупочной документации АО «ПОЭЗ «Ульяновск», указанный отчет в составе заявки представлен без отметки налогового органа.

Во-вторых, представителю ПАО СК «Росгосстрах», готовившему заявку общества на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324), было известно о низком уровне финансовой надежности ПАО СК «Росгосстрах», поскольку данный представитель (сотрудником, осуществляющим в Ульяновском филиале подготовку, подписание и подачу заявок на участие в закупках, является страховой агент отдела продаж корпоративным клиентам <…>) также осуществлял подготовку заявки к закупке № 0368300000118000132 (20.02.2018), к которой прилагалось свидетельство о присвоении рейтинга (уровень ruВВВ+) общества.

Рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) присвоен рейтинг финансовой надежности страховой компании ПАО СК «Росгосстрах» на уровне ruВВВ+ (на момент проведения закупки).  Рейтинговый уровень ruВВВ+ - умеренно низкий уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации.  ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование» имеют более высокий рейтинг финансовой надежности - на уровне ruАА- и ruАА+, соответственно (высокий уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации, который лишь незначительно ниже, чем у объектов рейтинга в рейтинговой категории ruAAA).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере информации.

Согласно ч. 3 ст. 1 и ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.  Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «ПОЭЗ «Ульяновск», а также п. 23 Информационной карты «Требования к оформлению и составу заявки на участие в конкурсе» все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы.  Заявка или том заявки (если заявка составлена в нескольких томах) на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в её состав документов, быть скреплены печатью и подписаны участником закупки или лицом уполномоченным таким участником закупки.  Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что заявка подана от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в заявке на участие в конкурсе документов и сведений.

Заявка, представленная ПАО СК «Росгосстрах» для участия в открытом конкурсе (исх. № 09-01/06-37 от 09.07.2018), была подписана уполномоченным лицом организации, скреплена печатью.

Таким образом, согласно приведенным нормам, предполагается, что информация, содержащаяся в заявке, является достоверной.

Если допустить, что недостоверные сведения ПАО СК «Росгосстрах» были предоставлены из-за невнимательности сотрудника, готовившего заявку (причем обе ошибки были допущены исключительно в пользу ПАО СК «Росгосстрах»), то можно сделать вывод, что общество не проявило должного внимания к подготовке заявки на участие в конкурсе, допустив предоставление недостоверных сведений, что в данном случае не свидетельствует о добросовестности действий общества.

Согласно ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Предоставление ПАО СК «Росгосстрах» недостоверных сведений позволило обществу получить необоснованное преимущество в отношении иных участников закупки и обеспечить победу в проводимой закупке.

Исходя из пояснений АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (исх. № 15 от 04.03.2019, вх. № 1318 от 05.03.2019), оснований у конкурсной комиссии общества для отклонения заявки ПАО СК «Росгосстрах» по причине предоставления ложных, недостоверных, противоречивых сведений отсутствовали.  Заявлений о предоставлении в заявке недостоверной информации не поступало.  АО «ПОЭЗ «Ульяновск» также не располагает достоверными сведениями о несоответствии представленной участниками конкурса информации.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

В соответствии со ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции, который в соответствии с п. 10.6 порядка включает:

1) определение временного интервала исследования: 2018 год;

2) определение продуктовых границ товарного рынка, в данном случае - предмета торгов: добровольное медицинское страхование;

3) определение географических границ товарного рынка: Ульяновская область;

4) определение состава хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование».

Недобросовестная конкуренция со стороны ПАО СК «Росгосстрах» выразилась в указании в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса», что ввело в заблуждение конкурсную комиссию заказчика и впоследствии привело к получению ПАО СК «Росгосстрах» наибольшего количества баллов в конкурсе (что сделало общество победителем).  Неправомерно победив в конкурсе, ПАО СК «Росгосстрах» заключило договор на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск», тем самым получив преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности.  Такие действия страховщика (и любого иного хозяйствующего субъекта) противоречат обычаям делового оборота и причинили (могли причинить) убытки другим страховым организациям - участникам открытого конкурса, в частности, ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование», что является проявлением недобросовестной конкуренции.

Решением Ульяновского УФАС России от 19.08.2019 по делу № 15361/06-2018 действия ПАО СК «Росгосстрах» по указанию в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса» признаны недобросовестной конкуренцией, нарушением ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции.  Указанное решение антимонопольного органа в судебном или ином порядке не оспорено.

Согласно ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В результате рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 073/04/14.33-134/2020 усматривается, что в действиях ПАО СК «Росгосстрах» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  При этом доводы общества подлежат отклонению по следующим основаниям.

Довод ПАО СК «Росгосстрах» о том, что недостоверные сведения в заявке общества были указаны вследствие человеческого фактора (состояния здоровья сотрудника, готовившего заявку), не может быть принят во внимание, поскольку на момент подготовки заявки в июле 2018 года уже были известны утвержденные официальные результаты деятельности страховой организации за 2017 год.  К примеру, 28.05.2018 на сайте ПАО СК «Росгосстрах» был опубликован годовой отчет общества за 2017 год.  Отчет содержит показатели темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год и уровень выплат в 2017 году (по отношению к 2016 году).  Необходимости в повторном «ручном» расчете этих показателей у сотрудника, готовившего заявку, не было.  Более того, данный сотрудник, имеющий достаточный опыт работы (в филиале ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области <…> работает с 01.07.2014), был в курсе того, что указанные в заявке ключевые показатели не могут составлять 165% и 69%, соответственно, так как уже было известно, что итоги деятельности страховой компании в 2017 году были хуже итогов работы за 2016 год.  Также вызывает большое сомнение то, что данные 2 показателя могут являться результатом технической (арифметической) ошибки, поскольку в результате якобы расчетов получены выгодные (а не наоборот) для ПАО СК «Росгосстрах» показатели, при этом - 2 показателя одновременно.

То, что решением Ульяновского УФАС России от 21.08.2018 по делу № 15094/03-2018 действия членов конкурсной комиссии АО «ПОЭЗ «Ульяновск» признаны нарушением законодательства о закупках, не исключает вину ПАО СК «Росгосстрах» в недобросовестной конкуренции, поскольку нарушение законодательства о закупках явилось следствием действий страховой организации, которая, указав в заявке заведомо недостоверные сведения, применив приемы недобросовестной конкуренции, ввела комиссию заказчика в заблуждение.  При этом комиссией АО «ПОЭЗ «Ульяновск» и ПАО СК «Росгосстрах» нарушены законы разной сферы действия.

Нельзя согласиться и с доводом ПАО СК «Росгосстрах» относительно того, что убытки ПАО «САК «Энергогарант» являются не следствием действий ПАО СК «Росгосстрах», а самого конкурента, поздно обратившегося с жалобой в антимонопольный орган.  Обращение с подобной жалобой является правом ПАО «САК «Энергогарант», а не обязанностью.  Кроме того, АО «ПОЭЗ «Ульяновск» договор по результатам конкурса с ПАО СК «Росгосстрах» был заключен ранее положенного по закону срока - 13.08.2018 (на шестой, а не на десятый день со дня размещения итогового протокола конкурса в Единой информационной системе), тогда как жалоба ПАО «САК «Энергогарант» о нарушении законодательства о закупках поступила в Ульяновское УФАС России 10.08.2018.  Убытки ПАО «САК «Энергогарант» явились следствием антиконкурентных действий ПАО «САК «Энергогарант».

Таким образом, ПАО СК «Росгосстрах» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Место совершения: Ульяновская обл., г. Ульяновск.

2. Время совершения: период с 11.07.2018 по 13.08.2018.

3. Событие административного правонарушения: недобросовестная конкуренция путем указания в заявке филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса», что ввело в заблуждение конкурсную комиссию заказчика и привело к получению ПАО СК «Росгосстрах» наибольшего количества баллов в конкурсе (что сделало общество победителем конкурса и позволило заключить договор).

Все приведенные сведения описательно указаны в протоколе об административном правонарушении № 75 от 10.06.2020.

Состав административного правонарушения:

- объект правонарушения - общественные отношения в сфере защиты конкуренции, пресечения недобросовестной конкуренции;

- объективная сторона административного правонарушения - недобросовестная конкуренция путем указания в заявке филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса», что ввело в заблуждение конкурсную комиссию заказчика и впоследствии привело к получению ПАО СК «Росгосстрах» наибольшего количества баллов в конкурсе (в результате сделало общество победителем закупки);

- субъект административного правонарушения - ПАО СК «Росгосстрах»;

- субъективная сторона правонарушения - ПАО СК «Росгосстрах» было обязано сообщить в конкурсной заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) достоверные показатели темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год и уровень выплат в 2017 году, однако сообщило недостоверные показатели.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.  У ПАО СК «Росгосстрах» имелась возможность для соблюдения ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции».  В частности, общество могло (и было обязано) указать в заявке достоверные сведения.  Следовательно, ПАО СК «Росгосстрах» виновно в совершении административного правонарушения.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное ПАО СК «Росгосстрах», несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере защиты конкуренции, пресечения недобросовестной конкуренции, доказательством чего, в том числе, является заявление ПАО «САК «Энергогарант», поступившее в Ульяновское УФАС России (исх. № 73/08-195/18 от 28.09.2018, вх. № 5162 от 01.10.2018), пояснения ПАО «САК «Энергогарант», данные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 15094/03-2018.  В результате недобросовестной конкуренции со стороны ПАО СК «Росгосстрах» ПАО «САК «Энергогарант» понесло убытки, поскольку могло заключить договор на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» со страховой премией 1 080 120,00 рублей.

Кроме того, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ПАО СК «Росгосстрах» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законом.

Согласно п.п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.  Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.  Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения.  Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.  Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Аналогичная правовая позиция закреплена в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Приведенные обстоятельства исключают применение в данном случае ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 4 примечаний к ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федеральных законов от 02.11.2013 № 285-ФЗ, от 05.10.2015 № 275-ФЗ) за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2, 14.32 или 14.33 настоящего Кодекса, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (в данном случае, 300 000 рублей).  При наличии обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.  При наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, за исключением обстоятельств, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит уменьшению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (в данном случае, 50 000 рублей).  При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения (в данном случае, 50 000 рублей).

В соответствии с п. 2 примечаний к ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

Согласно п. 3 примечаний при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность: 1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год; 2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей; 3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в данном случае является оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении (п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ).

Обстоятельства, признаваемые отягчающими административную ответственность, не усматриваются.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно отчету о финансовых результатах страховой организации (исх. б/н от 25.06.2020, вх. № 4372 от 25.06.2020) общая сумма доходов за вычетом расходов от страховой деятельности ПАО СК «Росгосстрах» за 1 квартал 2020 года составила 2 079 088 416,10 рублей, что на 52,0% больше, чем за аналогичный период 2019 года (строка 15 отчета).

Размер административного штрафа в данном случае рассчитывается следующим образом:  100 000 + (500 000 – 100 000) / 2 – 50 000 = 250 000 рублей.

Данная сумма административного штрафа составляет 0,01% от приведенной общей суммы доходов за вычетом расходов от страховой деятельности ПАО СК «Росгосстрах» за 1 квартал 2020 года.  Это свидетельствует о необременительности данного размера штрафа для юридического лица, при том, что страховая премия по договору, заключенному ПАО СК «Росгосстрах» с АО «ПОЭЗ «Ульяновск» в результате недобросовестной конкуренции, составила 1 164 000,00 рублей (больше в 4,7 раза).

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае, с учетом характера и последствий административного правонарушения, а также имущественного и финансового положения ПАО СК «Росгосстрах», подобные исключительные обстоятельства не усматриваются.  Штраф 250 000 руб. несоизмеримо мал по сравнению с 104 998 955 102,35 руб. - непокрытым убытком ПАО СК «Росгосстрах» по состоянию на 31.03.2020 (составляет 0,0002%).

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах», ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683, наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить публичному акционерному обществу Страховая компания «Росгосстрах», ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683, административное наказание в виде штрафа в размере 250 000 (Двести пятьдесят тысяч) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

Согласно ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ (в редакции закона от 05.04.2013 № 49-ФЗ) административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы, л/сч 0468125894).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ОТДЕЛЕНИИ УЛЬЯНОВСК, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 161 1 16 01141 01 0033 140.

ОКТМО 46748000.

Наименование платежа: Штрафы за недобросовестную конкуренцию.  С указанием номера дела и номера постановления.

При оплате штрафа обязательно указать идентификатор начисления (УИН) <…>.

 

Об уплате штрафа необходимо сообщить Ульяновскому УФАС России, представив надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                  <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны