Решение №7839/05-2011 Решение и предписание в отношении ООО «Биоком» от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

07.11.2011                                                                                                                                  г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:           - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,

                                      - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

рассмотрев дело № 7839/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы биологически активных добавок, продуктов питания и чайных напитков общества с ограниченной ответственностью «Биоком» (далее - ООО «Биоком»), размещенной на сайте «Система выбора поставщиков FIS» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru, содержащей признаки нарушения п.п. 2, 20 ч. 3 и п. 6 ч. 5 ст. 5, п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителей:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ООО «Биоком», расположенного по адресу: 432031, г. Ульяновск, ул. Металлистов, дом 23, - директора общества;

заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью «Региональная Интернет Компания «Финансовая Информационная Служба» (далее - ООО «РИК «ФИС»), - не явился, о месте и времени рассмотрения дела общество извещено надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления текущего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Ульяновского УФАС России на сайте «Система выбора поставщиков» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru обнаружена реклама продукции ООО «Биоком» (служебная записка № 670 от 05.10.2011).

Ульяновским УФАС России определением от 06.10.2011 возбуждено дело № 7839/05-2011 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.  К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, привлечено ООО «Биоком», а также ООО «РИК «ФИС» - в качестве заинтересованного лица.  Рассмотрение дела назначено на 07.11.2011.

Представитель ООО «Биоком» на заседании комиссии 07.11.2011 пояснил, что директор общества 27.07.2011 заполнил в электроном виде заявку на оказание информационных услуг на сайте fis.ru в разделах «БАДы» по акции «Удачное начало» по тарифу «Стандарт».  Договор на оказание данных услуг в письменном виде не оформлялся.  На основании заявки ООО «Биоком» ООО «РИК «ФИС» выставило счет № 595 от 27.07.2011.  Информационное наполнение веб-страницы biokom. fis.ru осуществлялось на основе материалов (текстовых и графических), предоставленных ООО «Биоком».  По факту размещения информации 31.08.2011 и 30.09.2011 между ООО «Биоком» и ООО «РИК «ФИС» подписаны акты.

07.11.2011 на заседание Комиссии представитель заинтересованного лица (не являющегося стороной по делу) ООО «РИК» ФИС» не явился, запрошенные определением о возбуждении дела документы и сведения, обществом не представлены.

Исследовав материалы дела № 7839/05-2011, заслушав пояснения представителя лица, участвующего в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу биологически активных добавок, оздоровительного питания и чайных напитков ООО «Биоком», размещенную на сайте «Система выбора поставщиков» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В информационном разделе «О компании» на веб-странице biokom.fis.ru/about указано: «Компания «Биоком» занимается производством и продвижением биологически активных добавок (БАД) к пище на рынке оздоровительного питания России уже 10 лет.  За этот период компания разработала и производит следующие серии натуральных препаратов для лечения и профилактики различных заболеваний».

В верхней части страницы ООО «Биоком» размещена надпись: «Натуральные препараты для лечения и профилактики различных заболеваний от производителя».

Согласно данным, указанным в обращении Управления Росздравнадзора по Ульяновской области (исх. № И73-2767/11 от 24.08.2011) в Ульяновское УФАС России, ООО «Биоком» не является производителем лекарственных средств, а производит продукты питания и биологически активные добавки к пище на основе расторопши.

В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

Таким образом, указание в рекламе: «Компания  «Биоком»… разработала и производит препараты для лечения различных заболеваний» не соответствует действительности и нарушает требования п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В рекламе продукции ООО «Биоком» (биологически активных добавок, лечебно-оздоровительных продуктов и чайных напитков из лекарственных трав), размещенной на сайте Системы выбора поставщиков www.fis.ru на странице biokom.fis.ru/product/, приведены сведения о товарах с их характеристикой, условиями использования и указанием цены.  Так в рекламе продукции ООО «Биоком» указано:

«Крапивы лист» - полезен при атеросклерозе;

«Чабер трава» - применяют внутрь при сухом кашле, бронхите, бронхиальной астме, воспалении легких;

«Подорожника лист» - применяют в качестве отхаркивающего средства при бронхите, бронхиальной астме;

«Тысячелистника трава» - применяют при кровотечениях, гастритах, язвенной болезни желудка;

«Трава и корень сабельника» - применяют при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях печени и желчного пузыря, нарушении обмена веществ, ревматизме, радикулите;

«Секреты столетий «Таблетки расторопши» - применяют при гепатите, циррозе, холецистите, желчнокаменной болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, варикозном расширении вен, тромбофлебите, геморрое, нейродермите, экземе, псориазе.  Кроме того, в характеристике данного продукта указанно, что «иногда возникает временное ухудшение самочувствия, свидетельствующее об активизации очистительных процессов в организме»;

«Масло расторопши натуральное 100%» - оказывает ранозаживляющее, противоязвенное, противовоспалительное, обезболивающее, иммуностимулирующее, органопротекторное, противорадиационное и общеукрепляющее действие.  Рекомендуется при ожогах различного происхождения и степени тяжести, посттравматических и послеоперационных ранах в стадии эпителизации, язвенной болезни желудка и 12- перстной кишки, стоматитах, пародонтитах, рингивитах, фарингитах, атрофическом рините, геморрое, неосложненном кровотечением, анальных трещинах, эрозии матки и т.д.;

«Порошок расторопши + Тысячелистник» - применяется при заболеваниях печени и желчевыводящих путей (гепатит, цирроз, холецистит, холангит, дискенезия, желчнокаменная болезнь) варикозном расширение вен, тромбофлебите, воспаление тонкого и толстого кишечника и т.д. При систематическом применении препаратов из тысячелистника повышается кислотность желудочного сока, улучшается желчевыделение и секреторная активность поджелудочной железы;

«Масло льняное «Осенняя Сказка» - потребление льняного масла снижает вероятность тромбов в сердце, легких, мозге, понижает кровяное давление.  При этом льняное масло не дает никаких побочных эффектов.  Частое потребление небольшого количества льняного масла защищает организм от возникновения и развития диабета, помогает при желудочно-кишечных заболеваниях, заболеваниях мочеполовой системыРезультаты исследований ученых показывают, что содержащиеся в льняном масле лигнины способны связывать и нейтрализовать соединения эстрогена, которые способствуют возникновению рака груди.  Употребление льняного масла омолаживает кожу.

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (далее - Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов») биологически активные добавки - природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов.

Согласно п. 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 50, БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в т.ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» БАД подлежат обязательной государственной регистрации.

ООО «Биоком» в ходе рассмотрения дела № 7839/05-2011 представлены копии свидетельств о государственной регистрации, сертификатов соответствия, а также деклараций соответствия.

Согласно свидетельству о регистрации № RU 77.99.11.003 Е 021883 05 11 от 20.05.2011 биологически активной добавки к пище «Масло расторопши натуральное 100%» указанная продукция реализуется населению в качестве биологически активной добавки к пище - дополнительного источника полиненасыщенных жирных кислот и витамина Е.  Противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов продукта.  Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Биологически активная добавка к пище «Таблетки расторопши» (свидетельство о государственной регистрации № RU 77.99.11.003 Е 018002 06 11 от 01.06.2011) реализуется населению в качестве источника флаволигнанов (в перерасчете на силибин).  Противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов продукта, для беременных и кормящих женщин, детей до 14 лет.  Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Биологически активная добавка к пище «Порошок к расторопши + Тысячелистник» (свидетельство о государственной регистрации № RU 77.99.11.003 Е 017969 04 11 от 22.04.2011) реализуется населению в качестве дополнительного источника флаволигнанов и флавоноидов.  Противопоказания: индивидуальная непереносимость компонентов, беременность, кормление грудью.  Перед применением рекомендуется проконсультироваться с врачом.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 25 Федерального закона «О рекламе» реклама биологически активных добавок ООО «Биоком», размещенная на сайте www.fis.ru на странице biokom.fis.ru/product/, создает впечатление о том, что предлагаемые биологически активные добавки являются лекарственными средствами и обладают лечебными свойствами.  В частности, из рекламы следует, что «Масло расторопши натуральное 100%» применяется при язвенной болезни желудка и двенадцати перстной кишки, стоматитах, пародонтитах, рингивитах, фарингитах, атрофическом рините, геморрое, эрозии матки и т.д.  «Таблетки расторопши» применяют при гепатите, циррозе, холецистите, желчнокаменной болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, варикозном расширении вен, тромбофлебите, геморрое, нейродермите, экземе, псориазе.  «Порошок к расторопши + Тысячелистник» показан к применению при заболеваниях печени (гепатит, цирроз, холецистит, холангит, дискенезия, желчнокаменная болезнь), варикозном расширение вен, тромбофлебите, воспалении тонкого и толстого кишечника и т.д.  При систематическом применении препаратов из тысячелистника повышается кислотность желудочного сока, улучшается желчевыделение и секреторная активность поджелудочной железы.

В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускаются указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.

В рекламе, размещенной на веб-странице biokom.fis.ru перечислены продукты питания (оздоровительное питание и чайные напитки), при характеристике которых указывается на лечебные свойства.

Так, из рекламы следует, что чайные напитки «Чабер трава» применяют внутрь при сухом кашле, бронхите, бронхиальной астме, воспалении легких; «Подорожника лист» применяют в качестве отхаркивающего средства при бронхите, бронхиальной астме; «Траву и корень сабельника» применяют при желудочно-кишечных и сердечно-сосудистых заболеваниях, заболеваниях печени и желчного пузыря, нарушении обмена веществ, ревматизме, радикулите; «Тысячелистника траву» применяют при кровотечениях, гастритах, язвенной болезни желудка.

 

Продукция Чайные напитки «Секреты столетий» фасованные согласно Сертификату соответствия № РОСС RU.АЯ52.Н08325 (срок действия - с 30.03.2011 по 29.03.2014) являются пищевыми продуктами.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

«Льняное масло «Осенняя Сказка» согласно Сертификату соответствия № С-RU.АЕ52.В.00158 ТР 0411763 (срок действия - с 26.03.2009 по 25.03.2014) является масложировой продукцией: масло растительное льняное нерафинированное.

Лигнин (от лат lignum - дерево, древесина) - сложное полимерное соединение, содержащееся в клетках сосудистых растений.  В медицине используется в качестве энтерособрентов.

В нарушение п. 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе продукта ООО «Биоком» «Масло льняное «Осенняя Сказка» указаны не соответствующее действительности сведения: «Результаты исследований ученых показывают, что содержащиеся в льняном масле лигнины способны связывать и нейтрализовать соединения эстрогена, которые способствуют возникновению рака груди.  Употребление льняного масла омолаживает кожу».

В ходе рассмотрения дела № 7839/05-2011 ООО «Биоком» не представлены документально подтвержденные данные, на основании которых сделаны выводы о том, что содержащиеся в льняном масле лигнины способны связывать и нейтрализовать соединения эстрогена, которые способствуют возникновению рака груди, а также о том, что употребление льняного масла омолаживает кожу.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В соответствии с ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 5 ст. 5 и ст. 25 указанного Федерального закона несет рекламодатель.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Распространение рекламы биологически активных добавок, оздоровительного питания и чайных напитков ООО «Биоком» осуществлялось на сайте «Система выбора поставщиков» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru в соответствии с заявкой ООО «Биоком».  Согласно актам от № 08/102 от 31.08.2011 и № 09/075 от 30.09.2011 ООО «Биоком» претензий по объему, качеству и срокам оказания информационных услуг не имеет.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является ООО «Биоком».

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания.  Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.

С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

Признать рекламу биологически активных добавок, оздоровительного питания и чайных напитков общества с ограниченной ответственностью «Биоком», размещенную на сайте «Система выбора поставщиков» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2 и 20 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

Выдать обществу с ограниченной ответственностью «Биоком» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 18.11.2011.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               И.И. Спиридонов

 

Члены Комиссии                                                                                                           Н.В. Курчангина

 

                                                                                                                                           Т.Ю. Табартов

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 23

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

 

 

07.11.2011                                                                                                                                   г. Ульяновск

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела Спиридонов И.И.,

члены комиссии:           - ведущий специалист-эксперт Курчангина Н.В.,

                                      - ведущий специалист-эксперт Табартова Т.Ю.,

на основании своего решения от 07.11.2011 по делу № 7839/05-2011 о признании рекламы биологически активных добавок, оздоровительного питания и чайных напитков общества с ограниченной ответственностью «Биоком», размещенной на сайте «Система выбора поставщиков» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 2 и 20 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», пунктами 44-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Обществу с ограниченной ответственностью «Биоком», расположенному по адресу: 432031, г. Ульяновск, ул. Металлистов, дом 23, в семидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно:

- прекратить распространение недостоверной информации о том, что компания «Биоком» разрабатывает и производит препараты для лечения различных заболеваний;

- привести рекламу биологически активных добавок, оздоровительного питания и чайных напитков, размещенную на сайте «Система выбора поставщиков FIS» www.fis.ru на веб-странице biokom.fis.ru, в соответствие с требованиями пунктов 2 и 20 части 3, пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» либо прекратить её распространение.

2. Обществу с ограниченной ответственностью «Биоком», расположенному по адресу: 432031, г. Ульяновск, ул. Металлистов, дом 23, представить в Ульяновское УФАС России документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 05 декабря 2011 года.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Ульяновское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьёй 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                               И.И. Спиридонов

 

Члены Комиссии                                                                                                           Н.В. Курчангина

 

                                                                                                                                          Т.Ю. Табартова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны