Решение №ИС/3558/23 Решение по делу № 073/07/3-481/2023 от 10 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

 

07.08.2023                                                                                                   Дело № 073/07/3-481/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере законодательства о закупках в составе:

 

председателя

- врио руководителя управления <...>;

 

членов

 

- ведущего специалиста-эксперта <...>,

- специалиста-эксперта <...>;

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи

- от УМУП «Ульяновскводоканал», закупочной комиссии:

- <...> (доверенность № 160-ю от 22.12.2022 г., паспорт),

 

 

рассмотрев дело № 073/07/3-481/2023 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Бизнесстиль» (далее – ООО «Бизнесстиль», заявитель) на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312588561 (наименование объекта закупки – «Рукавицы, краги, перчатки»; заказчик – Ульяновское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства «Ульяновскводоканал» (далее – УМУП «Ульяновскводоканал», заказчик), начальная (максимальная) цена договора - 3 158 657,04 руб., подведение итогов – 28.07.2023 г.) по признакам нарушения Федерального Закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках, Закон), и в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4559-ЭП/23 от 27.07.2023 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Бизнесстиль» на действия закупочной комиссии при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312588561.

Жалоба ООО «Бизнесстиль» содержит указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заявка общества была необоснованно отклонена закупочной комиссией, поскольку ООО «Бизнесстиль» оформило заявку в соответствии с техническим заданием документации и установленная форма заявки не требовала указания количества товара по размерам.

 

Вх. № 4645-ЭП/23 от 03.08.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Приложение № 1 к аукционной документации «Форма заявки на участие в аукционе» содержит требование об указании количества поставляемого товара. В описании объекта закупки, наряду с другими требованиями к качественным и количественным характеристикам товара, содержатся требования к размерам и количеству размерам закупаемого товара.

На участие в аукционе зарегистрировалось 11 участников закупки, запросов на разъяснения положений закупочной документации не поступало.

Отсутствие в составе заявки ООО «Бизнесстиль» сведений по размерному ряду, являющейся одной из характеристик требуемого товара, не позволяет определить соответствие предлагаемого участником закупки необходимого товара.

 

На заседании Комиссии 03.08.2023 г., которое проходило в дистанционном режиме, представитель ООО «Бизнесстиль» поддержал доводы жалобы, представитель заказчика и член закупочной комиссии с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, а также указал, что размер перчаток является одной из характеристик требуемого товара.

 

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 07.08.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 17.07.2023 г. были опубликованы извещение и документация о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, № 32312588561, наименование объекта закупки – «Рукавицы, краги, перчатки»; начальная (максимальная) цена договора - 3 158 657,04 руб.).

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2806635 от 26.07.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 11 заявок. Решением закупочной комиссии заявки 7 участников закупки были признаны соответствующими требованиям, первые части 4 из поступивших заявок были признаны несоответствующими.

В соответствии с протоколом подачи ценовых предложений № 2806635 от 27.07.2023 г. ценовое предложение было подано 4 участниками закупки, цена договора была снижена до 1 863 607, 26 руб.

 

Рассмотрев имеющиеся материалы, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Бизнесстиль» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках, законодательство о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В своей деятельности заказчик руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд УМУП «Ульяновскводоканал» (в редакции, действовавшей на момент публикации извещения о проведении спорной закупки), утвержденным директором УМУП «Ульяновскводоканал» (приказ № 163 от 05.07.2023 г.) (далее – Положение о закупках).

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, в том числе, Положения о закупках заказчика, Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В соответствии со статьей 11 раздела 5 Положения о закупках одним из способов осуществления конкурентной закупки является аукцион в электронной форме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Положения о закупке в документации о закупке обязательно указываются требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик.

Аналогичные положения изложены в пунктах 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Порядок проведения закупки путем проведения конкурентных закупок установлен в статье 11.1 раздела 5 Положения о закупках.

Согласно пункту 4 статьи 11.1 раздела 5 Положения о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии Законом о закупках и Положением о закупке. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с настоящим Положением о закупке.

В соответствии с пунктом 7 раздела 1 «Информационная карта» закупочной документации 32312588561 объектом закупки является «Рукавицы, краги, перчатки».

Раздел 3 закупочной документации содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Указанная инструкция содержит подробный порядок заполнения заявки в части описания показателей предлагаемого к поставке товара.

Приложением № 1 к закупочной документации установлена форма первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе.

Первая часть заявки предполагает заполнение таблицы с указанием наименования поставляемого товара, страны происхождения товара, количества и характеристик поставляемого товара в следующем виде:

 

п/п

Наименование поставляемого товара

Страна происхождения товара

Количество

Характеристики поставляемого товара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 2 к закупочной документации содержит техническое задание на приобретение средств индивидуальной защиты (СИЗ) для работников УМУП «Ульяновскводоканал» в 2023 году в количестве 14 позиций с указанием, в том числе, требований к техническим характеристикам, качеству, с уточнением количества необходимого товара по размерам (М, L, XL) по каждой позиции, что, согласно пояснениям представителя заказчика, является для него существенной характеристикой товара.

При этом инструкция по заполнению заявки не конкретизирует порядок указания в установленной приложением № 1 информации о количестве и о размерах товара с разбивкой по количеству, тогда как таблица с функциональными и техническими характеристиками товара (приложение № 2) не относит размеры к «Функциональным, техническим и качественным характеристикам», данный показатель отнесен заказчиком в столбец «Количество».

Согласно пункту 2 статьи 23 «Порядок рассмотрения заявок на участие в аукционе» Положения о закупках Комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на соответствие требованиям, установленным настоящим Положением и аукционной документацией.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника процедуры закупки и о признании участника процедуры закупки, подавшего заявку на участие в аукционе, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника к процедуре аукциона, а также оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который ведется комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами комиссии и заказчиком в день окончания рассмотрения заявок на участие в аукционе.

Заявка на участие в аукционе может быть отклонена на любом этапе, в том числе, в случае несоответствия заявки на участие в аукционе требованиям аукционной документации, в том числе наличие в таких заявках предложения о цене договора.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2806635 от 26.07.2023 заявка ООО «Бизнесстиль» была признана несоответствующей в связи с несоответствием заявки по составу, содержанию и оформлению, а именно, отсутствует указание на количества товара по размерам.

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, а также заявки на участие в аукционе, поданной ООО «Бизнесстиль», Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что первая часть заявки заявителя жалобы содержит табличную форму в соответствии с приложением № 1 к закупочной документации с указанием характеристик поставляемого товара, а также его количества по каждой позиции.

Указанная форма первой части заявки не содержит требование к участникам закупки об указании количества предлагаемого товара по размерам по каждой позиции.

Кроме того, инструкция по заполнению заявки также не содержит указание на необходимость предоставления в составе заявки сведений относительно размерного ряда товара, необходимого заказчику.

Таким образом, в составе заявки заявителя жалобы были представлены все сведения, предусмотренные закупочной документацией.

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях закупочной комиссии заказчика оснований для признания заявки ООО «Бизнесстиль» несоответствующей требованиям.

Ссылка представителя заказчика на то, что размерный ряд является характеристикой товара, которая установлена в техническом задании закупочной документации и соответственно, необходима для указания в заявке, не может быть признана состоятельной, поскольку указанные требования отсутствуют в составе закупочной документации.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено и материалами жалобы подтверждается, что документация о проведении закупки № 32312588561 содержит в себе двусмысленное требование к участникам закупки и к заполнению первой части заявки.

Указанный факт подтверждается тем, что по результатам рассмотрения первых частей заявок, заявки четырёх участников спорной закупки, которые отражены в протоколе № 2806635 от 26.07.2023 г., были признаны несоответствующими по одному и тому же основанию («Отсутствует указание количества товара по размерам»).

Наличие в документации пробелов или противоречий должно исключать последующую возможность отклонения заявок.

Обратное же будет противоречить не только требованиям Закона о закупках и не соответствовать балансу частных и публичных интересов (на необходимость соблюдении которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 г. № 2-П) и стабильности публичных правоотношений, но и законодательно закрепленному принципу равенства участников гражданских правоотношений (статья 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)), презумпции добросовестности участников таких правоотношений (статья 10 ГК РФ), поскольку оставит разрешение вопроса о допуске той или иной заявки к участию в закупке на исключительное субъективное усмотрение заказчика, который получив возможность отклонять заявки в связи с их несоответствием одним требованиям документации и закона при одновременном соответствии другим.

В рассматриваемом случае Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в закупочной документации ненадлежащим образом был установлен порядок заполнения заявок (не было установлено надлежащее требование о предоставлении сведений по размерному ряду), что привело к неправомерному отклонению заявок, что нарушает пункты 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Бизнесстиль» является обоснованной.

Комиссия, руководствуясь статьей 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Бизнесстиль» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 2, 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

4. Обязать:

- закупочную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 32312588561;

- УМУП «Ульяновскводоканал» устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и закупочную документацию закупки № 32312588561 и продления срока приема заявок с учетом принятого решения,

на что выдать предписание.

5. Передать материалы дела № 073/07/3-481/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии:

 

 

 

<...>

 

Члены комиссии:

 

<...>

 

<...>

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

2023-3740

 

 

Связанные организации

УМУП ''Ульяновскводоканал"
ИНН 7303005240, ОГРН 1027301172458
Общество с ограниченной ответственностью "Бизнесстиль"
ИНН 7743294554, ОГРН 1197746173063