Решение №491-03 1. Признать жалобу ООО «Аттилан» обоснованной в части устано... от 9 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

04.02.2021                                                                                                Дело № 073/06/54.4-41/2021

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

 

 

- начальника отдела <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

- от ФГБУ ФВЦМР ФМБА России:

- <…> (доверенность № 35 от 19.01.2021 г.),

 

рассмотрев дело № 073/06/54.4-41/2021 по жалобе ООО «Аттилан» (далее - заявитель) на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000220000491 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по комплексному хозяйственно-техническому обслуживанию»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный высокотехнологичный центр медицинской радиологии Федерального медико-биологического агентства», далее - заявитель; начальная (максимальная) цена контракта – 203 549 998,95 руб., срок окончания подачи заявок – 29.01.2021 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 451 от 28.01.2021 в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Аттилан» на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0368400000220000491.

Содержание жалобы составило указание на следующее:

- показатель «Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов)» нестоимостного критерия оценки нарушает положения пункта 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции);

- пункт 6.10 проекта контракта не соответствует действующей редакции Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 г. № 1042, что нарушает части 5, 8 статьи 34 и часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

 

Вх. № 559 от 02.02.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Критерии оценки были установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085. Заказчику требуется оказание комплексных услуг для надлежащего осуществления своей деятельности, в том числе, у заказчика существует потребность в техническом обслуживании оборудования «Установка для получения очищенной воды и воды для инъекций УВОИ-«МФ», производительность 100 л/ч производства АО «НПК Медиана-Фильтр», а также большого количества слаботочных систем на объектах заказчика, автоматизированной информационно-управляющей системы контроля доступом, системы видеонаблюдения и системы охранной сигнализации. При этом заказчиком предусмотрена возможность привлечения участником специалистов на основании гражданско-правового договора либо соисполнителей.

Пункт 6.10 проекта контракта устанавливает предельно возможный объем взыскания неустойки для обеих сторон в соответствии с законодательством. 

 

На заседании Комиссии 03.02.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, а также пояснил что на участие в указанной закупке поступило 2 заявки. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:30 04.02.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

На заседании Комиссии 04.02.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика пояснил, что при рассмотрении вторых частей заявок единой комиссией не был учтен спорный нестоимостной показатель, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 04.02.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 30.12.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368400000220000491, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по комплексному хозяйственно-техническому обслуживанию» (начальная (максимальная) цена контракта – 203 549 998,95 руб.).

12.01.2021 г., 22.01.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 01.02.2021 г. на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, все заявки были допущены до участия в конкурсе.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 04.02.2021 г. (действующая редакция) единой комиссией произведена оценка заявок по нестоимостным критериям.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Аттилан» обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

1. Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с пунктом 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть следующие показатели:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

Раздел 4 «Критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ» документации № 0368400000220000491 содержит критерии оценки заявок на участие в конкурсе, в том числе:

1) Цена контракта - 60 %,

2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации – 40 %.

При этом в рамках критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации» установлено два показателя:

1) Опыт участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

2) Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов).

Согласно разделу 4 документации № 0368400000220000491 в рамках показателя «Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов)» оценивается наличие у участника закупки на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме трудовых ресурсов - ключевых специалистов, в должностях инженеров, которые будут привлечены к оказанию услуг при исполнении контракта, являющегося предметом конкурса (далее – ключевые специалисты). Наличие ключевых специалистов подтверждается:

  1. копией штатного расписания или выпиской из штатного расписания участника закупки (для работников, находящихся в штате участника закупки);
  2. копиями трудовых книжек или копиями трудовых договоров, заключенных участником осуществления закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником осуществления закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для оказания услуг;
  3. копиями документов, подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для оказания услуг (дипломов, сертификатов, удостоверений о допуске к работе).

 

Наименование ключевых специалистов

Необходимое количество

 ключевых специалистов

К1

Наличие инженеров с сертификатом о прохождении обучения по курсу «монтаж, пусконаладка и диагностика работы оборудования производства АО «НПК Медиана-фильтр»

3 человека

К2

Наличие инженеров с сертификатом о прохождении обучающего курса SPM18

4 человека

 

При этом, согласно разделу 4 указанной документации наличие у участника закупки на дату подачи заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме трудовых ресурсов - ключевых специалистов, не подтвержденных документально, не учитывается при оценке.

Таким образом, из анализа конкурсной документации № 0368400000220000491 следует, что в случае, если участник закупки считает возможным привлечение ключевых специалистов на этапе исполнения контракта, что предусмотрено техническим заданием или считает возможным реализовать данное требование заказчика путем привлечения соисполнителя в ходе оказания услуг, то установленный порядок оценки лишает такого участника возможности получить баллы по данному показателю, что не соответствует положениям части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе.

При этом, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что исходя из характера оказываемых услуг, а также требований технического задания, в том числе видов и объемов оказываемых услуг, подкритерий «Квалификация трудовых ресурсов (ключевых специалистов)» не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и свидетельствует о неконкурентном определении победителя закупки.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Аттилан» является обоснованной в указанной части.

Таким образом, действия заказчика, установившего в конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в конкурсе нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Вместе с тем, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о том, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку ранжирование мест заявок участников конкурса было произведено без учета спорного показателя. В связи с чем Комиссией принято решение предписание об устранении допущенного заказчиком нарушения не выдавать.

 

2. Согласно части 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 г. № 1042 «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» (далее - Постановление № 1042).

В соответствии с пунктом 11 Постановления № 1042 (в действующей редакции) общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Согласно пункту 12 Постановления № 1042 (в действующей редакции) общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.

Раздел 5 «Проект контракта» документации № 0368400000220000491 содержит, в том числе, следующие положения:

«6.10. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта».

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского кодекса РФ – «Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения». То есть под неустойкой может пониматься отдельно штраф, отдельно пеня или их сочетание. Вместе с тем, Законом о контрактной системе не установлено ограничений по установлению максимальной суммы начисленных пеней.

Таким образом, изучив проект контракта конкурсной документации, Комиссия пришла к выводу о том, что заказчиком в проекте контракта документации ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлена в виде, не противоречащем Постановлению № 1042.

Вместе с тем, ООО «Аттилан» на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к выводу об обратном.

Учитывая изложенное, жалоба ООО «Аттилан» является необоснованной в указанной части.

 

3. Доводы жалобы о возможном нарушении государственным заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Аттилан» обоснованной в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/54.4-41/2021 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны