Решение №ИС/1573/23 Решение по делу № 073/06/106-182/2023 от 14 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

11.04.2023 Дело № 073/06/106-182/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя:

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

членов:

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>;

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 101 от 14.12.2022 г.),

- от ООО «АПгрейт»:

- <…> (доверенность б/н от 09.01.2023 г.),

- от ООО «Дельрус-ЗУРЦ»:

- <…> (доверенность б/н от 01.01.2023 г.),

рассмотрев дело № 073/06/106-182/2023 по жалобе ООО «АПгрейт» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000151 (наименование объекта закупки – «Поставка стерилизатора плазменного»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медико-биологическое агентство (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 6 093 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 05.04.2023 г. в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1891-ЭП/23 от 05.04.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 04.04.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «АПгрейт» на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000151.

Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.

Описание объекта закупки содержит параметры, которые по совокупности технических характеристик указывают на конкретный товар единственного производителя, что является нарушением положений Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Заказчиком в нарушение норм статьи 33 Закона о контрактной системе и пунктов 5, 6 Постановления Правительства РФ № 145 использованы нестандартные показатели, без обоснования необходимости их использования, а также проигнорированы требования ГОСТ Р 55719-2013.

Вх. № 1977-ЭП/23 от 10.04.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

При формировании описания объекта закупки заказчик руководствовался законодательством о контрактной системе и основывал требования к объекту закупки исходя из профиля и целей своей деятельности. Выбранная позиция КТРУ не содержит описания, в связи с чем заказчик самостоятельно осуществил описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Согласно приказу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1396-ст от 08.11.2013 г. ГОСТ 55719-2013 введен для добровольного применения. На российском рынке существует несколько производителей, отвечающих требованиям технического задания – ООО «ЛИДКОР» и АО «ТЗМОИ».

На заседании Комиссии 10.04.2023 г., проводимом в дистанционном режиме представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, поддержал представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:30 11.04.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 1091-ЭП/23 от 10.04.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что ряд характеристик описания объекта закупки (Полезный объем стерилизационной камеры, Механические кнопки аварийного управления на боковой или передней панели стерилизатора, Максимальная температура в стерилизационной камере, Электрическое подключение, Потребляемая мощность) не являются клинически значимыми, не соответствуют ГОСТ 55719-2013 и включены без надлежащего обоснования.

На заседании Комиссии 11.04.2023 г., проводимом в дистанционном режиме после объявленного перерыва, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, пояснил, что техническое задание соответствует единственному производителю – ООО «ЛИДКОР», представитель заказчика не согласился с доводами жалобы, поддержал представленные письменные возражения, а также пояснил, что техническое задание было составлено исходя из анализа характеристик оборудования двух производителей - ООО «ЛИДКОР» и АО «ТЗМОИ», кроме того, на участие была подана заявка с оборудованием, страной происхождения которого является Китай, которая также соответствовала всем техническим требованиями, но была отклонена в связи с применением Постановления Правительства РФ № 878.

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 28.03.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000151, наименование объекта закупки – «Поставка стерилизатора плазменного» (начальная (максимальная) цена контракта – 6 093 000,00 руб.).

31.03.2023 г., 03.04.2023 г. были опубликованы разъяснения положении извещения.

Согласно протоколу проведения аукциона от 05.04.2023 г., на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, цена была снижена на 18,64 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.04.2023 г. заявки двух участников были признаны несоответствующими требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «АПгрейт» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Учитывая изложенное, заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупки, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.

1. Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога (в случае формирования такого описания).

Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом подпунктом «а» пункта 5 Правил указано, что вышеуказанное правило не распространяется на случаи осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением № 878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

Таким образом, при установлении в отношении товара ограничений, предусмотренных Постановлением № 878, при описании объекта закупки заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации об электронном аукционе дополнительную информацию, дополнительные потребительские свойства, а обязан включать только информацию, предусмотренную каталогом.

Учитывая изложенное, предоставленное заказчику право на формирование описания объекта закупки, в том числе установление характеристик товара исходя из его собственных потребностей, в данном случае ограничено нормативно-правовыми актами, принятыми в целях реализации национального режима.

Вместе с тем, согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога, то заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги), а предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

Согласно извещению об осуществлении закупки № 0368400000223000151 заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами в соответствии с Постановлением Правительства № 878.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки № 0368400000223000151 объектом закупки является поставка стерилизатора плазменного код КТРУ - 32.50.12.000-00000009.

Согласно сведениям единой информационной системы, в КТРУ включена такая позиция как «Стерилизатор плазменный» (Код позиции КТРУ 32.50.12.000-00000009), которой соответствует использованный заказчиком код. Указанный код КТРУ 32.50.12.000-00000009 включен в каталог 16.02.2021 г. и является обязательным к применению с 18.03.2021 г.

Вместе с тем раздел КТРУ 32.50.12.000-00000009 «Характеристики товара, работы, услуги» не содержит сведений о характеристиках товара.

Заказчиком не устанавливалась дополнительные характеристики товара, поскольку установленные характеристики ничего не дополняют ввиду отсутствия в КТРУ основных характеристик товара.

 

Таким образом, заказчиком в указанном случае правомерно сформировано описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку согласно требованиям части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не может не содержать характеристик товара и показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Правила использования КТРУ предполагают включение в описание товара, работы, услуги обоснования необходимости использования дополнительной информации только в случае наличия описания товара, работы, услуги в позиции каталога (пункт 6 Правил использования КТРУ).

В настоящем случае описание товара в позиции КТРУ отсутствует, в связи с чем отсутствие обоснования для всех характеристик описания объекта закупки не может являться нарушением именно Правил использования КТРУ.

Таким образом, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае указание заказчиком показателей предполагаемого к закупке оборудования в рамках части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе во взаимосвязи с требованиями Правил использования КТРУ не нарушает положения законодательства о контрактной системе.

В отношении довода заявителя об отсутствии надлежащего обоснования включения тех или иных характеристик, показателей Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает следующее.

Исходя из положения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки (в том числе показателей товара) заказчику надлежит использовать показатели, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом если заказчик использует иные показатели, чем те, которые определены в технических регламентах, документах, разрабатываемых в национальной системе стандартизации, то ему необходимо указать обоснование их установления.

Вместе с тем, ни в жалобе, ни в устных пояснениях представители заявителя не указали, какие именно показатели, установленные конкретным ГОСТ, применяемым к объекту закупки (регламентирующий требования к стерилизаторам плазменным), не использованы заказчиком либо использованы отличные от установленных в ГОСТ, без обоснования. Соответственно не указали и на неприменение заказчиком ГОСТ, который является обязательным к применению в рассматриваемом случае.

При этом, ГОСТ Р 55719-2013 «Изделия медицинские электрические. Требования к содержанию и оформлению технических заданий для конкурсной документации при проведении государственных закупок высокотехнологичного медицинского оборудования» введенный приказом Росстандарта от 08.11.2013 г. № 1396-ст «Об утверждении национального стандарта» не регламентирует требования непосредственно к стерилизаторам паровым и их характеристикам (техническим и потребительским свойствам), а устанавливает требования к оформлению технического задания заказчика для проведения закупочной процедура и принят Росстандартом для добровольного применения.

Заявитель в дополнениях к жалобе указывает на то, что такой параметр как «Электрическое подключение» - «3 фазы, 50 Гц, 380 380В ±10%» не соответствует пунктам 2.1 – 2.3 ГОСТ 207090-93, так как не содержит указания на «3 фазы», при этом необходимо отметить, что исходя общепринятого устройства электрических систем напряжение 380В является фазным напряжением в сети трехфазного тока.

Приложением к извещению об осуществлении закупки № 0368400000223000151 является техническое задание (описание объекта закупки), в котором для каждого показателя товара заказчиком включено обоснование (столбец «Обоснование»), в том числе по спорным параметрам (Полезный объем стерилизационной камеры, Механические кнопки аварийного управления на боковой или передней панели стерилизатора, Максимальная температура в стерилизационной камере, Электрическое подключение, Потребляемая мощность).

При этом Закон о контрактной системе не содержит требований или параметров признания того или иного приведенного обоснования надлежащим/ненадлежащим.

На основании изложенного, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу о том, что рассматриваемый довод заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.

При этом, заказчиком на рассмотрении жалобы представлена информация о том, что помимо указанного заявителем на заседании Комиссии 11.04.2023 г. производителя (ООО «ЛИДКОР») установленным характеристикам товара соответствует также товар АО «ТЗМОИ» (подтверждено ответом официального представителя ООО «Фармстандарт-Медтехника», а также инструкцией на стерилизатор производства АО «ТЗМОИ»). Кроме того, на участие в закупке поступила заявка, соответствующая требованиям и содержащая предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство.

Предметом электронного аукциона является поставка товара, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.

Таким образом, жалоба ООО «АПгрейт» является необоснованной.

Доводы ООО «АПгрейт» о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. С учетом изложенного, заявитель имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 г. № 339.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «АПгрейт» необоснованной.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ООО "АПгрейт"
ИНН 6163221462, ОГРН 1206100039815
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117