Решение №8166-04 решение и предписание по делу №12640/04-2015 от 20 ноября 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
г. Ульяновск
Резолютивная часть решения оглашена 21.12.2015
В полном объеме решение изготовлено 28.12.2015
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
председатель |
|
члены |
- начальник отдела М.С. Степанова;
|
рассмотрев дело №по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (12640/04-2015
УСТАНОВИЛА:
В Ульяновское УФАС России поступило заявление ООО «Эко-Нефть» (вх. от 04.08.2015 №5360) на действия ОАО «РЖД» по несвоевременной подаче вагонов до мест погрузки-выгрузки, задержке уборки выгонов с путей необщего пользования до станции Выры Куйбышевской железной дороги, уклонению от представления актов общей формы.
По результатам рассмотрения заявления приказом от 04.09.2015 № 200 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении в оформлении актов общей формы по заявлениям ООО «ЭКО-Нефть» для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
На рассмотрении дела заявитель поддержал доводы, изложенные в заявлении, пояснили следующее. Указали, что уведомление от 09.09.2015 представлено в качестве образца документа, который направляется в подтверждение завершения операции. Один экземпляр данного документа остается у ООО «Эко-Нефть», один вручается ОАО «РЖД». Указали, что в представленных ведомостях подачи и уборки вагонов видно дату и время окончания операции в графе №4. В представленной транспортной железнодорожной накладной видно, что вагон поступил на станцию Студенческая 07.01.2015, а предоставлен грузополучателю одновременно с выдачей транспортной накладной на станции Выры 10.01.2015, что подтверждается ведомостью подачи-уборки вагонов. В графе 3 указано уведомление грузополучателя о прибытии груза на станцию Студенческая 07.01.2015 в 23.00. Пояснили, что при задержке вагонов на отдельных станциях Акты общей формы выдаются.
Представитель ОАО «РЖД» факт нарушения антимонопольного законодательства не признал, поддержал доводы, изложенные в заявлении. Пояснил, что ОАО «РЖД» уведомляет грузополучателя о прибытии вагонов на станцию по телефонной связи. В журнале ставится отметка об уведомлении грузополучателя. При уборке порожних вагонов грузополучатель уведомляет ОАО «РЖД» о готовности вагонов к уборке. При получении уведомления ОАО «РЖД» проверяет в системе АС ЭТРАН наличие документа, созданного владельцем подвижного состава, необходимого для перевозки порожних вагонов. В случае отсутствия документа или недочета, ОАО «РЖД» осуществляет откат операции. Указал, что разъяснение по порядку оформления актов общей формы были направлены в адрес ООО «ЭКО-Нефть» письмом от 13.02.2015. Пояснил, что оформление актов общей формы в рассматриваемых случаях не требуются, оформляются иные документы. Указал, что вина перевозчика по несоблюдению сроков подачи и уборки вагонов отсутствует по указанным в пояснениях случаях. Указал, что вагоны не убираются в железнодорожных путей необщего пользования в связи с тем, что владелец вагонов не создает в системе АС ЭТРАН документ, необходимый для перевозки порожних вагонов, в связи с чем осуществляется откат операции. Также причиной задержки явилось наличие дебиторской задолженности владельца вагонов. Собственник вагонов указывается в перевозочных документах. Кроме того, грузополучатель должен направлять в адрес перевозчика не только уведомление о готовности вагона к уборке, но и уведомление о завершении грузовой операции, что подразумевает создание необходимого комплекта документов. Пояснил, что из судебной практики следует, что у ОАО «РЖД» отсутствует обязанность выдавать акты общей формы грузополучателю. Указали, что рассматриваемыми действиями ОАО «РЖД» не ограничена конкуренция. При простое вагонов акты общей формы не составляются. Невыдача актов общей формы не является нарушением антимонопольного законодательства, это гражданско-правовые отношения, системный характер у данных действий ОАО «РЖД» отсутствует. Указали, что возникшая проблема обсуловлена отсутствием в договорах между грузоотправителями и грузополучателями условий, регулирующих отношения с собственником вагонов. Указали, что в настоящее время для тех, у кого отсутствует подключение к ЭТРАН, созданы терминалы коллективного доступа к системе ЭТРАН. Отдельное лицо для работы в системе коллективного доступа в системе ЭТРАН не нужно. Пояснили, что техническими/технологическими возможностями станции является возможность станции назначения ОАО «РЖД» принять то или иное количество вагонов; агент АФТО в АС ЭТРАН – структурное подразделение ОАО «РЖД», перевозчик - ОАО «РЖД», «раскредитование» - принятие вагона грузополучателем (представителем с доверенностью) после получения уведомления от ОАО «РЖД» о том, что вагон прибыл на станцию. Указали, что если у станции назначения отсутствует техническая / технологическая возможность, то в системе ЭТРАН проставляется соответствующая отметка. Если необходимо доказать простой вагонов по вине перевозчика, то достаточно проанализировать время оформления перевозочных документов и время оформления приемо-сдаточных документов. В случае простоя вагонов по причине нераскредитования вагонов акт общей формы также не составляется, возможно только сделать выписки из системы ЭТРАН. Общество выдает акты общей формы если вина в простое вагонов грузополучателя. Перечень случаев выдачи актов общей формы исчерпывающий. Под формулировкой «иные случаи» предусматриваются случаи, предусмотренные специальными актами (Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные приказом МПС от 18.06.2003 №26, Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС от 18.06.2003 №26, Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте утвержденные приказом МПС от 18.06.2003 №26). Указали, что причины простоя вагонов ООО "Эко-нефть" рассматриваемые в настоящем деле, не подлежат обязательной фиксации в Актах общей формы согласно приказу №45. Указали, что ООО «Эко-Нефть» могло самостоятельно составить Акт общей формы с приглашением для фиксации обстоятельств указанных в Приказе №45 лиц.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «Российские железные дороги» нарушения ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции», что выразилось в уклонении от оформления актов общей формы по заявлениям ООО «ЭКО-Нефть» для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля
Согласно пункту 5 части 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Железнодорожные перевозки относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий (ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ).
ОАО «РЖД» внесено в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте под регистрационным номером 77/1/2 в соответствии с приказом ФСТ России от 29.12.2004 № 435-т.
Следовательно, ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг железнодорожных перевозок.
Из материалов дела следует, что 01.01.2015 между ОАО «РЖД» и ООО «ЭКО-Нефть» заключен договор об организации перевозок грузов №5УС/239 вместо ранее действующего договора от 27.06.2011.
05.06.2014 между ОАО «РЖД» и ООО «ЭКО-Нефть» заключен договор на подачу и уборку вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО «ЭКО-Нефть» по станции Выры куйбышевской железной дороги №5/103. При этом согласно пункту 2 договора железнодорожный путь необщего пользования составляет 202м, которые находятся на балансе ОАО «РЖД». Указанный железнодорожный пут примыкает к железнодорожному пути необщего пользования ООО «Эко-Нефть».
Согласно протоколу согласования разногласий от 14.08.2014 к договору от 05.06.2014 №5/103 уборка порожних вагонов должна быть осуществлена локомотивом перевозчика в течение 12 часов с момента получения уведомления от «Пользователя» о готовности их к уборке, на места погрузки, выгрузки, в течение 24 часов с момента проставления отметки о выдаче груза в перевозочном документе.
24.01.2014 ОАО «РЖД» в ответ на письмо ООО «ЭКО-Нефть» от 10.01.2014 №2 указало, что грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и другим юридическим и физическим лицам выдаются акты общей формы, составленные для взимания штрафов, сборов и других платежей.
12.09.2014 (исх. №185-1) ООО «ЭКО-Нефть» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой выдать акты общей формы на вагоны в результате нарушения ОАО «РЖД» сроков уборки вагонов с путей необщего пользования 02.09.2014, 06.09.2014.
03.10.2014 ОАО «РЖД» в ответ на письмо ООО «ЭКО-Нефть» от 12.09.2014 №185-1 указало, что грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и другим юридическим и физическим лицам выдаются акты общей формы, составленные для взимания штрафов, сборов и других платежей.
06.10.2014 (исх. №208) ООО «ЭКО-Нефть» повторно обратилось с заявлением о выдаче актов общей формы в результате нарушения ОАО «РЖД» сроков уборки вагонов с путей необщего пользования 02.09.2014, 06.09.2014.
24.10.2014 ООО "Эко-Нефть" направило претензию об оплате штрафа за несвоевременную уборку вагонов, поданных 02.09.2015, а также запрос актов общей формы по 7 вагонам.
13.11.2014 ОАО "РЖД" в ответ на претензию от 24.10.2015 №228 указало, что для рассмотрения претензии по существу ООО "Эко-Нефть" должно представить, в том числе, Акты общей формы.
21.11.2014 ООО "Эко-Нефть" отозвало претензию от 24.10.14 №228.
02.12.2014 ОАО «РЖД» указало, что претензия об уплате штрафа за задержку уборки вагонов с железнодорожного пути необщего пользования от 24.10.2015 №228 возвращается в связи с тем, что в претензии в том числе не приложены акты общей формы, составленные перевозчиком по причине несвоевременной уборки вагонов.
10.12.2014 ООО "Эко-нефть" запросило акты общей формы по 9 вагонам, отгрузка которых осуществлена в марте-апреле 2014 года.
11.12.2014 ОАО «РЖД» в ответ на запрос ООО «ЭКО-Нефть» указало, что вагоны простаивали на путях необщего пользования в ожидании оформления перевозочных документов.
03.02.2015 ООО «ЭКО-Нефть» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой выдать акты общей формы на вагоны в результате нарушения ОАО «РЖД» сроков уборки вагонов с путей необщего пользования 26.01.2015, 30.01.2015.
13.02.2015 ОАО «РЖД» в ответ на запрос от 03.02.2015 сообщило, что вагоны №51374510, 75007716 простаивали в ожидании оформления перевозки по причине отсутствия в системе ЭТРАН документов, уведомление о готовности передано без наличия согласованного уведомления. Указало, что акты общей формы выдаются для взимания штрафов, сборов и других платежей
03.03.2015 ООО «ЭКО-Нефть» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой выдать акты общей формы на вагоны в результате нарушения ОАО «РЖД» сроков подачи и уборки цистерн с путей необщего пользования 13.04.2015, 14.04.2015, 06.06.2014, 20.08.2014.
06.03.2015 ОАО "РЖД" в ответе на запрос от 03.03.2015 указало, что акты общей формы выдаются для взимания штрафов, сборов и других платежей. В абзаце 2 письма указано, что перевозка по электронной накладной осуществляется без перевозочных документов в бумажном виде, с выдаче накладной грузополучателю на станции назначения.
16.07.2015 (исх.№177) ООО "Эко-нефть" повторно запросило акты общей формы на вагоны, поданные к отгрузке в марте - апреле 2014 года, а также на 1 вагон от января 2015 года.
16.07.2015 (исх.№176) ООО "Эко-нефть" запросило акты общей формы на вагоны, поданные к отгрузке в июле 2015 года.
23.07.2015 ООО «ЭКО-Нефть» обратилось в адрес ОАО «РЖД» с просьбой выдать акты общей формы на цистерны в результате нарушения ОАО «РЖД» сроков подачи цистерн 07.01.2015.
27.07.2015 ОАО «РЖД» в ответ на письмо ООО «ЭКО-Нефть» от 23.07.2015 указало, что грузоотправителю, грузополучателю, владельцу железнодорожного пути необщего пользования и другим юридическим и физическим лицам выдаются акты общей формы, составленные для взимания штрафов, сборов и других платежей.
Анализ времени подачи-уборки вагонов показал следующее.
Таблица 1.
№ |
Дата запроса актов общей формы |
№ вагона |
Дата и время уведомления о готовности вагона (прибытия вагонов на станцию) |
Уборка вагонов фактически /подача на путь необщего пользования |
Время простоя |
Причина простоя (по ОАО "РЖД") |
Ведомость |
1 |
10.12.14 №271, 03.03.15 |
51437440 |
24.04.2014 в 16 ч 30 мин |
29.04.2015 в 18 ч 10 мин |
109 ч 50 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД", ожидание оформления перевозочных документов |
046080 |
2 |
10.12.14 №271, 03.03.15 |
54684055 |
24.04.2014 в 16 ч 30 мин |
29.04.2015 в 18 ч 10 мин |
109 ч 50 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД", ожидание оформления перевозочных документов |
046080 |
3 |
03.03.15 |
54074208 |
23.04.2014 |
29.04.2015 в 18 ч 10 мин |
109 ч 50 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
046080 |
4 |
03.03.15 (несвоевременная подача) |
53984985 |
21.06.2014 |
26.06.2015 |
94 ч 30 мин |
Несвоевременная выдача локомотива перевозчика |
066124 |
5 |
26.02.15, 03.03.15 (несвоевременная подача) |
57045064 |
28.08.2014 |
03.09.2015 |
121 ч 40 мин |
Несвоевременная выдача локомотива перевозчика |
091167 |
6 |
12.09.14 |
75118554 |
02.09.2014 в 17 ч 15 мин |
04.09.2015 в 11ч 35 мин |
30 ч 20 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
091167 |
7 |
12.09.14 |
53182077 |
02.09.2014 в 17 ч 15 мин |
04.09.2015 в 11ч 35 мин |
30 ч 20 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
091167 |
8 |
12.09.14 |
51991396 |
02.09.2014 в 17 ч 15 мин |
04.09.2015 в 11ч 35 мин |
30 ч 20 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
091167 |
9 |
12.09.14 |
54612247 |
02.09.2014 в 17 ч 15 мин |
04.09.2015 в 11ч 35 мин |
30 ч 20 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
091167 |
10 |
12.09.14 |
57988925 |
06.09.2014 в 14 ч 10 мин |
|
|
Отсутствие перевозочных документов |
* |
11 |
12.09.14 |
54604889 |
06.09.2014 в 14 ч 10 мин |
|
|
Отсутствие перевозочных документов |
* |
12 |
12.09.14 |
50717925 |
06.09.2014 в 14 ч 10 мин |
|
|
Отсутствие перевозочных документов |
* |
13 |
12.09.14 |
5179716520 |
06.09.2014 в 14 ч 10 мин |
|
|
Отсутствие перевозочных документов |
* |
14 |
12.09.14 |
51535615 |
06.09.2014 в 14 ч 10 мин |
|
|
Отсутствие перевозочных документов |
* |
15 |
03.02.15 |
51374510 |
26.01.2015 в 12 ч 30 мин |
27.01.2015 в 17 ч 00 мин |
16 ч 30 мин |
Отсутствие перевозочных документов, в связи с отказом в согласовании уведомления приема по причине отсутствия тех.возм-ти у перевозчика |
016022 |
16 |
03.02.15 |
75007716 |
30.01.2015 в 14 ч 20 мин |
31.01.2015 в 10 ч 10 мин |
7 ч 50 мин |
Отсутствие перевозочных документов, в связи с отказом в согласовании уведомления приема по причине отсутствия тех.возм-ти у перевозчика |
016024 |
17 |
23.07.15 (несвоевременная подача) |
54716220
|
07.01.15 в 22 ч 45 мин |
10.01.15 в 11 ч 45 мин |
60 ч 45 мин |
Из-за перевозчика в связи с несвоевременной выдачей локомотива перевозчика |
**ТЖН |
18 |
23.07.15 (несвоевременная подача) |
50878206 |
07.01.15 в 22 ч 45 мин |
10.01.15 в 11 ч 45 мин |
60 ч 45 мин |
Из-за перевозчика в связи с несвоевременной выдачей локомотива перевозчика |
ТЖН |
19 |
23.07.15 (несвоевременная подача) |
50468123 |
07.01.15 в 22 ч 45 мин |
10.01.15 в 11 ч 45 мин |
60 ч 45 мин |
Из-за перевозчика в связи с несвоевременной выдачей локомотива перевозчика |
ТЖН |
20 |
23.07.15 (несвоевременная подача) |
51506574 |
07.01.15 в 22 ч 45 мин |
10.01.15 в 11 ч 45 мин |
60 ч 45 мин |
Из-за перевозчика в связи с несвоевременной выдачей локомотива перевозчика |
ТЖН |
21 |
24.10.14 |
54545074 |
18.10.2014 в 20 ч 00 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
22 часа |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
22 |
24.10.2014 |
58287152 |
18.10.2014 в 20 ч 00 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
22 часа |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
23 |
24.10.2014 |
50062553 |
18.10.2014 в 20 ч 00 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
22 часа |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
24 |
24.10.2014 |
55306120 |
19.10.2014 в 13 ч 50 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
4 часа 10 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
25 |
24.10.2014 |
57171225 |
19.10.2014 в 13 ч 50 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
4 часа 10 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
26 |
24.10.2014 |
73979668 |
19.10.2014 в 13 ч 50 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
4 часа 10 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
27 |
24.10.2014 |
75112961 |
19.10.2014 в 13 ч 50 мин |
20.10.2014 в 06 ч 00 мин |
4 часа 10 мин |
По причине отсутствия локомотива перевозчика |
104199 |
28 |
10.12.2014 |
50103787 |
14.04.14 в 16 ч 20 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
101 ч 20 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
29 |
10.12.2014 |
50405604 |
14.04.14 в 16 ч 20 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
101 ч 20 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
30 |
10.12.2014 |
51392405 |
14.04.14 в 16 ч 20 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
101 ч 20 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
31 |
10.12.2014 |
50165109 |
10.04.14 в 07 ч 00 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
219 ч 40 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
32 |
10.12.2014 |
73979478 |
10.04.14 в 07 ч 00 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
219 ч 40 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
33 |
10.12.2014 |
50619071 |
14.04.14 в 16 ч 20 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
101 ч 20 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
34 |
10.12.2014 |
51686293 |
14.04.14 в 16 ч 20 мин |
19.04.14 в 10 ч 40 мин |
101 ч 20 мин |
Несогласование в связи с отсутствием технической возможности станции ОАО "РЖД" |
045075 |
35 |
10.12.2014 |
51357366 |
20.03.14 в 15 ч 30 мин |
24.03.14 в 15 ч 10 мин |
83 ч 40 мин |
Отсутствие перевозочных документов |
035059 |
36 |
10.12.2014 |
58147943 |
20.03.14 в 15 ч 30 мин |
24.03.14 в 15 ч 10 мин |
83 ч 40 мин |
Отсутствие перевозочных документов |
035059 |
37 |
16.07.15 |
51138071 |
11.07.2015 в 14 ч 30 мин |
15.07.2015 в 14 ч 50 мин |
84 ч 20 мин |
11.07.2015 отказано в визе по причине не раскредитования перевозочного документа ООО "Эко-нефть"; 14.07.2015 отказано в согласовании перевозочных документов из-за отсутствия технических возможностей у ОАО "РЖД" |
073131 |
38 |
16.07.15 |
54755756 |
11.07.2015 в 14 ч 30 мин |
15.07.2015 в 14 ч 50 мин |
84 ч 20 мин |
11.07.2015 отказано в визе по причине не раскредитования перевозочного документа ООО "Эко-нефть"; 14.07.2015 отказано в согласовании перевозочных документов из-за отсутствия технических возможностей у ОАО "РЖД" |
073131 |
Примечание:
*-стороны подтверждают факт простоя, однако ведомость подачи-уборки вагонов не представлена;
** -транспортная железнодорожная накладная.
Из данных на рассмотрении дела пояснений следует, что спор о причинах простоя вагонов на настоящий момент имеется только по вагонам, прибывшим на станцию Выры 07.01.2015. Однако доводы ОАО «РЖД» о том, что вагоны поданы с задержкой по вине ООО «Эко-Нефть» опровергаются представленной ведомостью подачи-уборки вагонов, согласно которой вагоны были подан 10.01.2015 в 11 ч 45 мин., а не 07.01.2015.
Основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг определены Федеральным законом от 10.01.2003 №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее - Устав железнодорожного транспорта).
Согласно ст. 99 Устава железнодорожного транспорта за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Согласно ст. 119 Устава железнодорожного транспорта обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Также статьей 119 Устава железнодорожного транспорта определено, что для удостоверения иных не предусмотренных настоящей статьей обстоятельств оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Устава железнодорожного транспорта правила перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (далее - правила перевозок грузов железнодорожным транспортом) представляют собой нормативные правовые акты, которые содержат нормы, обязательные для перевозчиков, владельцев инфраструктур, операторов и иных владельцев железнодорожного подвижного состава, контейнеров, грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, других юридических и физических лиц, регулируют порядок приема грузов и не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, порядок их выдачи и определяют условия перевозок грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров с учетом их особенностей, безопасности движения, сохранности грузов, железнодорожного подвижного состава, контейнеров и с учетом экологической безопасности.
Согласно п. 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в настоящих Правилах.
Согласно п. 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 №45, акт общей формы составляется на станциях для удостоверения в том числе других случаев, предусмотренных технологией работы железнодорожного транспорта и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 3.2 данных Правил Акт общей формы на станциях отправления, назначения и в пути следования составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров.
Согласно статье 120 Устава железнодорожного транспорта право на предъявление к перевозчику претензии, связанной с осуществлением перевозок груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона, или иска имеют: грузополучатель, грузоотправитель, обслуживающий грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владелец железнодорожного пути необщего пользования - в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования. К претензии должны быть приложены ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, касающаяся подачи и уборки вагонов, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы.
Согласно ст. 122 Устава железнодорожного транспорта порядок предъявления и рассмотрения претензий грузоотправителей, грузополучателей устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Согласно п. 7 Правил предъявления и рассмотрения претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов железнодорожным транспортом утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 42, к претензии в соответствии со статьей 120 Устава должны быть приложены следующие подтверждающие претензию документы:
в случае уплаты штрафов за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования - ведомость подачи и уборки вагонов, памятка приемосдатчика, а также уведомление о завершении грузовой операции или передаче вагонов на железнодорожный выставочный путь, выписка из договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, акт общей формы.
Соответственно, отклоняется довод ОАО «РЖД» о том, что ООО «Эко-Нефть» могла самостоятельно составить Акты общей формы, т.к. Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что указанные Акты составляются перевозчиком.
Также отклоняется довод ОАО «РЖД» о том, что у общества отсутствует обязанность удостоверять Актами общей формы выявленные в отношении вагонов ООО «Эко-Нефть» причины простоев, т.к. пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45, предусмотрено, что указанный в нем перечень случае составления данных Актов не является исчерпывающим.
Таким образом, ОАО «РЖД» незаконно уклоняется от оформления актов общей формы для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции " комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать действия ОАО «Российские железные дороги» выразившиеся в уклонении от оформления актов общей формы по заявлениям ООО «ЭКО-Нефть» для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, нарушением части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
2. Выдать ОАО «Российские железные дороги» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председатель комиссии |
К.Ю.Попов |
Члены комиссии |
М.С. Степанова
Д.А.Аксенов |
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
ПРЕДПИСАНИЕ № 197
г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии - зам. руководителя управления К.Ю.Попов,
Члены Комиссии - нач. отдела М.С. Степанова,
- специалист-эксперт Д.А.Аксенов,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 28.12.2015 по делу №12640 /04-2015 о нарушении ОАО «Российские железные дороги» (107174, г. Москва, ул. Новая Басманная, д. 2; 443030, г. Самара, Комсомольская пл., 2/3) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Кому: ОАО «Российские железные дороги»
в срок до 30.01.2016 прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в уклонении от оформления актов общей формы по заявлениям ООО «ЭКО-Нефть» для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования,
а именно:
в срок до 30.01.2016 направить в ООО «ЭКО-Нефть» акта общей формы по заявлениям ООО «ЭКО-Нефть» (от 12.09.2014, от 24.10.2014, от 10.12.2014, от 03.02.2015, от 26.02.2015, от 03.03.2015, от 16.07.2015, от 23.07.2015,) для удостоверения обстоятельств, являющихся основанием для возникновения ответственности перевозчика и иных лиц за задержку подачи вагонов под погрузку и выгрузку, задержку уборки вагонов с мест погрузки, выгрузки или приема вагонов с железнодорожного пути необщего пользования.
О выполнении настоящего Предписания сообщить в течение 3 дней с момента выполнения.
Председатель комиссии |
К.Ю.Попов
|
Члены комиссии |
М.С. Степанова
Д.А.Аксенов
|
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.