Решение №ИС/3493/23 Решение по делу № 073/06/106-479/2023 от 4 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

01.08.2023                                                                                                       Дело № 073/06/106-479/2023

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- врио руководителя управления <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,      

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 101 от 14.12.2022 г.),

 

     

рассмотрев дело № 073/06/106-479/2023 по жалобе Индивидуального предпринимателя Т<…>а <…> (далее – ИП Т<…> З.П., заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000392 (наименование объекта закупки – «Выполнение работ по ремонту канализационных и водопроводных железобетонных конструкций»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медико-биологическое агентство; начальная (максимальная) цена контракта – 43 966 272,65 руб., срок окончания подачи заявок 26.07.2023 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 4497-ЭП/23 от 26.07.2023 (дата размещения в ЕИС – 25.07.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Т<…>а З.П. на положения извещения при проведении электронного аукциона № 0368400000223000392.

В извещении установлены требования в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 из чего следует, что объектом закупки является текущий ремонт.

При этом, заказчиком также установлено требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организации, соответствующее видам работ объектов капительного строительства. По мнению заявителя жалобы, заказчик установил избыточное требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организации, что ограничивает число участников.

 

Вх. № 4577-ЭП/23 от 28.07.2023 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линии электропередачи, линии связи (в том числе, линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Объекты выполнения работ, указанные в Техническом задании (Приложение № 1 к извещению об осуществлении закупки) являются элементами объектов капитального строительства.

Извещение об осуществлении закупки содержит требование о том, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

При заключении контракта на выполнение работ по текущему ремонту конструкций свидетельство о допуске СРО не требуется. Однако, представление указанных свидетельств требуется для видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, входящих в перечень видов работ, утвержденный приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009. № 624. Поскольку виды работ, предусмотренные в техническом задании, включены в Перечень работ, право выполнять которые имеют только специально допущенные СРО субъекты, то участники закупки, не имеющие соответствующего свидетельства о допуске к работам, от которых зависит безопасность капитальных объектов, не могут быть привлечены к таким работам.        

 

На заседании Комиссии 31.07.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 01.08.2023 для документального анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 17.07.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000392, наименование объекта закупки – «Выполнение работ по ремонту канализационных и водопроводных железобетонных конструкций» (начальная (максимальная) цена контракта – 43 966 272,65 руб.).

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона от 27.07.2023 заявка единственного участника закупки была признана соответствующей требованиям извещения и законодательства о контрактной системе, электронный аукцион был признан несостоявшимся.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ИП Т<…>а З.П. обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 2571).

Подпунктом «а» пункта 3 Постановления № 2571 установлено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом: позиции 14, 15 и 36 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.

В соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению № 2571 при выполнении работ по текущему ремонту зданий, сооружений, установлено дополнительное требование, а именно, наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000392 объектом закупки является выполнение работ по ремонту канализационных и водопроводных железобетонных конструкций (начальная (максимальная) цена контракта – 43 966 272, 65 руб.), извещением также установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению № 2571.

Приложением к извещению о проведении электронного аукциона № 0368400000223000392 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе является техническое задание с указанием, в том числе, видов работ, концепции и технологии.

Из анализа работ, необходимых к исполнению подрядчиком в рамках данной закупки следует, что объектом закупки является выполнение работ по ремонту, соответственно, указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установленные Постановлением № 2571, являются правомерными. 

Довод представителя заказчика о том, что установление требования о наличии у участников допуска СРО связано с тем, что объекты выполнения работ, указанные в техническом задании, являются элементами объектов капитального строительства не может быть признан состоятельным на основании следующего. 

Разграничение понятий текущего и капитального ремонта обусловлено видами работ, проводимых в рамках соответствующего ремонта и целью его проведения.

Характерные признаки капитального и текущего ремонта определены в пункте 14.2 статьи 1, статье 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно части 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Текущий ремонт заключается в систематически и своевременно проводимых работах по предупреждению износа конструкций, отделки, инженерного оборудования, а также работах по устранению мелких повреждений и неисправностей.

В указанном случае заказчику необходимо выполнение работ по текущему ремонту колодцев (устранение трещин, обработка оснований грунтом и т.д.), работы, относящиеся к капитальному ремонту, в извещении не предусмотрены.

Вместе с тем, подпунктом 2.1 пункта 2 «Общие требования» Технического задания к извещению установлены требования к подрядчику, а именно, подрядчик должен являться членом СРО в соответствующей области (строительства, реконструкции, капитального ремонта).

Согласно части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Из анализа вышеуказанного положения следует, что выполнение работ по текущему ремонту не требует членства в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика в части установления в извещении требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в соответствующей области (строительства, реконструкции, капитального ремонта) являются незаконными и противоречат положениям части 6 статьи 31 Закона, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ИП Т<…>а З.П. обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.07.2023 № ИЭА1,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0368400000223000392, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-479/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

Председатель комиссии

 

 

<…>

 

Члены комиссии

 

            <…>

 

     <…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Индивидуальный предприниматель Тожибаев З.П.
ИНН 380200093971, ОГРН 323665800003520
ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117