Решение №8409-05 от 05.12.2012 Решение в отношении ИП М. (кафе "Италия") от 12 октября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
═══════════════════════════════════════════════════════════
Советская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www. ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru
РЕШЕНИЕ
по делу № 8931/05-2012
22.11.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления - начальник отдела
члены комиссии: - главный специалист-эксперт
- ведущий специалист-эксперт
рассмотрев дело № 8931/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012 рекламы кафе «Италия», содержащей признаки нарушения ст.ст. 8, 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии представителей:
заявителя - некоммерческого партнерства «Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области» (далее - НП «АКАУ»), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, о месте и времени рассмотрения дела партнерство извещено надлежащим образом;
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - индивидуального предпринимателя М(далее - ИП М.), зарегистрированной по адресу: 433508, Ульяновская обл., г. Димитровград, <...>, - <О…> (доверенность от 11.09.2012, паспорт),
УСТАНОВИЛА:
По заявлениям НП «АКАУ» Ульяновским УФАС России определением от 20.08.2012 по факту распространения рекламы кафе «Италия», размещенной в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012, возбуждено дело № 8931/05-2012 по признакам нарушения ст.ст. 8, 9 Федерального закона «О рекламе». К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП «АКАУ», в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» <М…>, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя. Рассмотрение дела назначено на 18.09.2012.
Представитель НП «АКАУ» на рассмотрение дела 18.09.2012 не явился, от партнерства поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства (исх. № 43 от 04.09.2012, вх. № 7864 от 07.09.2012).
М. на заседание Комиссии 18.09.2012 не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Из представленных М. документов (вх. № 8092 от 14.09.2012) следует, что рекламодателем рассматриваемой рекламы, согласно договору о предоставлении рекламно-информационных услуг от 06.06.2012, заключенному ИП М., является индивидуальный предприниматель А. (далее - ИП А.), однако указанный договор не содержит иных данных о предпринимателе (имя, отчество, адрес места регистрации, идентификационный номер налогоплательщика и др.).
Определением от 18.09.2012 рассмотрение дела № 8931/05-2012 приостановлено до установления места регистрации ИП АВ. - лица, заказавшего изготовление и распространение рекламы, а также иных сведений в отношении предпринимателя.
Ульяновским УФАС России в адрес Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Ульяновской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 7 по Ульяновской области) направлен запрос (исх. № 6614-05 от 20.09.2012) с целью установления места регистрации ИП А. Однако из ответа Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области (исх. № 08-25/21106 от 02.10.2012, вх. № 8782 от 08.10.2012) следует, что сведения в отношении А. в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей местного и федерального уровня отсутствуют.
Определением от 23.10.2012 производство по делу № 8931/05-2012 возобновлено, рассмотрение дела назначено на 22.11.2012.
Представитель НП «АКАУ» на рассмотрение дела 22.11.2012 не явился, в материалах дела имеется ходатайство (исх. № 69 от 14.11.2012, вх. № 9994 от 20.11.2012) о рассмотрении дела в отсутствие представителя партнерства.
В письменных пояснениях ИП М. (исх. № 23 от 31.10.2012, вх. № 9455 от 31.10.2012), а также представителем предпринимателя на рассмотрении дела 22.11.2012 сообщено, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ИП А. (ИНН ОГРНИП от 14.12.2004, выданный ИМНС России по Московскому округу г. Калуги). Переписка с рекламодателем велась по электронной почте, однако до настоящего времени переписка не сохранилась. Оригинал-макет указанной рекламы изготовлен ИП М. Представителем предпринимателя также сообщено, что нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе было допущено ИП М. неумышленно, а в связи с небольшим опытом на рынке оказания рекламных услуг.
Исследовав материалы дела № 8931/05-2012, заслушав пояснения представителя ИП М., Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу кафе «Италия», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступили обращения НП «АКАУ» (исх. № 24 от 17.07.2012, вх. № 6064 от 18.07.2012; исх. № 26 от 18.07.2012, вх. № 6065 от 18.07.2012) о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе. В частности, в обращениях указано, что в выпусках газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012 на странице 11 размещена реклама кафе «Италия», нарушающая, в том числе, ст. ст. 8, 9 Федерального закона «О рекламе».
К обращениям приложены экземпляры газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. В верхней части рекламы на полосе красного цвета курсивом белого цвета выполнена надпись «кафе ИТАЛИЯ», рядом с которой приведен фирменный логотип сети пиццерий «Кар-Лионе». В центральной части рекламы, выполненной на фоне оранжевого цвета, слева приведено фотографическое изображение пиццы с отрезанным куском около овощей, зелени и сыра. В центре рекламы шрифтом синего и красного цветов выполнен текст: «Ждем Вас по адресам: пр. Ленина, 23 Б ул. Комсомольская, 112 живая музыка новый интерьер Работает суши-бар «ТОКИО». Правее указанного текста приведено изображение подноса с разложенными на нём суши и роллами, а также с сопутствующими данным блюдам специями и приспособлениями для их употребления. В центральной части рекламы справа приведен выполненный шрифтом синего и красного цветов текст: «при покупке 2-х пицц – в подарок кока-кола (0,33 ж/б); при покупке 2-х роллов на сумму от 500 руб – в подарок холодное пиво постоянным клиентам 5% СКИДКА на пиццу!». В нижней части рекламы на полосе красного цвета шрифтом белого цвета выполнена надпись «БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА по тел. 6 62 26, 2 77 77».
Какая-либо иная информация в рекламе не содержится.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
В силу п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» информация о кафе «Италия», размещенная в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012, является рекламой, поскольку адресована неопределённому кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования - кафе «Италия», товарам, в нём реализуемым (в том числе дистанционным способом), а также проводимым в нём акциям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно ч. 1 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» под дистанционным способом продажи товара понимается заключение договора розничной купли-продажи на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.
В соответствии с п. 8 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, продавец должен до заключения договора розничной купли-продажи предоставить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном наименовании (наименовании) продавца, о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В рассматриваемой рекламе товаров (пиццы, роллов), реализуемых дистанционным способом, отсутствуют сведения о продавце этих товаров, что нарушает ст. 8 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Однако в нарушение данной нормы закона в рекламе акции по выдаче подарков при покупке двух пицц, при покупке двух роллов, а также при заказе на сумму от 500 рублей отсутствуют информация о сроках проведения данной акции, а также сведения об источнике информации об организаторе этой акции, правилах её проведения, сроках, месте и порядке получения указанных подарков.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6 - 8 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ст.ст. 8, 9 указанного Федерального закона, несут рекламодатель и рекламораспространитель; рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе», в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.
В соответствии с п.п. 5, 6 и 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламопроизводителем - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; рекламораспространителем - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Ульяновским УФАС России установлено, что имеющийся в материалах дела № 8931/05-2012 договор о предоставлении рекламно-информационных услуг составлен с нарушением норм гражданско законодательства Российской Федерации, и не содержит никаких сведений о лице, заказавшем рекламу кафе «Италия», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012. Согласно письму Межрайонной ИФНС России № 7 по Ульяновской области (исх. № 08-25/21106 от 02.10.2012, вх. № 8782 от 08.10.2012), сведения в отношении А. в ЕГРИП местного и федерального уровня отсутствуют. Какие-либо документы, свидетельствующие о согласовании оригинал-макета рекламы с её заказчиком, а также об оплате услуг по изготовлению и распространению рекламы в материалах дела отсутствуют. Таким образом, в ходе рассмотрения дела № 8931/05-2012 рекламодатель рекламы кафе «Италия», размещенной в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012, Ульяновским УФАС России не установлен.
Как следует из пояснений ИП М., макет рекламы в полном объеме изготовлен ИП М.
Следовательно, рекламопроизводителем и рекламораспространителем в данном случае является ИП М.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» по результатам рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган принимает решения и выдает предписания. Согласно ч. 3 ст. 36 Федерального закона «О рекламе» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе выдаются на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей.
Согласно материалам дела № 8931/05-2012, в частности, письменным пояснениям ИП М. (исх. № 23 от 31.10.2012, вх. № 9455 от 31.10.2012), рассматриваемая реклама в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» в настоящее время не публикуется, следовательно, распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»). Административная ответственность за нарушение ст.ст. 8, 9 Федерального закона «О рекламе» предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу кафе «Италия», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 23 (60) от 27.06.2012 и № 24 (61) от 04.07.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования статей 8 и 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы прекращено.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 05.12.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии