Решение №4287-06 Недобросовестная конкуренция от 26 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск

Резолютивная часть решения объявлена 06.08.2019

В полном объеме решение изготовлено 19.08.2019                    Дело № 15361/06-2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <…>., члены комиссии: ведущий специалист-эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области <…>., главный юрисконсульт Отделения по Ульяновской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации <…>.,

рассмотрев материалы дела № 15361/06-2018, возбужденного по признакам нарушения публичным акционерным обществом Страховая компания «Росгосстрах» (далее - ПАО СК «Росгосстрах»), ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683, расположенным по адресу: 140002, Московская обл., г. Люберцы, ул. Парковая, д. 3 (Филиал ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области расположен по адресу: 432017, г. Ульяновск, ул. Ленина, д. 89), статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»), выразившегося в указании недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса» в заявке на участие в открытом конкурсе (извещение № 31806705324) на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников акционерного общества «Портовая особая экономическая зона «Ульяновск» (далее - АО «ПОЭЗ «Ульяновск»), ОГРН 1147328004174, ИНН 7328080049, - по заявлению публичного акционерного общества «Страховая акционерная компания «Энергогарант» (далее - ПАО «САК «Энергогарант»), ОГРН 1027739068060, ИНН 7705041231,

в присутствии на заседании:

от ответчика по делу ПАО СК «Росгосстрах» - представителя <…> (доверенность № 257-Д от 28.01.2019, паспорт);

от заинтересованных лиц:

- ПАО «САК «Энергогарант» - представителя <…> (доверенность № 290/19 от 20.04.2019, паспорт);

- акционерного общества «АльфаСтрахование» (далее - АО «АльфаСтрахование»), ОГРН 1027739431730, ИНН 7713056834, - представитель не явился;

- АО «ПОЭЗ «Ульяновск» - представителя <…> (доверенность № 17 от 28.03.2019, паспорт),

УСТАНОВИЛА:

Ульяновским УФАС России приказом от 25.12.2018 № 112 возбуждено дело № 15361/06-2018 по признакам нарушения ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции». Определением от 26.12.2018 к участию в рассмотрении дела привлечены ответчик ПАО СК «Росгосстрах» и заинтересованное лицо ПАО «САК «Энергогарант». Рассмотрение дела назначено на 30.01.2019.

Определением от 30.01.2019 рассмотрение дела отложено и назначено на 05.03.2019, также к участию в рассмотрении дела привлечены заинтересованные лица АО «АльфаСтрахование» и АО «ПОЭЗ «Ульяновск».

Определением от 05.03.2019 рассмотрение дела отложено и назначено на 03.04.2019.

Определением от 03.04.2019 рассмотрение дела отложено и назначено на 29.04.2019. Кроме того, определением от 03.04.2019 срок рассмотрения дела продлен до 26.06.2019.

Определением от 29.04.2019 рассмотрение дела № 15361/06-2018 отложено и назначено на 06.06.2019.

Для принятия заключения об обстоятельствах дела определением от 06.06.2019 рассмотрение дела отложено и назначено на 09.07.2019. Определением от 06.06.2019 срок рассмотрения дела продлен до 26.07.2019.

Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела от 06.06.2019, копии которого направлены ответчику и заинтересованным лицам (исх. № 3107-06 от 14.06.2019).

По ходатайству ПАО СК «Росгосстрах» определением от 09.07.2019 рассмотрение дела № 15361/06-2018 отложено и назначено на 06.08.2019. Также определением от 09.07.2019 срок рассмотрения дела продлен до 26.08.2019.

В ходе рассмотрения дела № 15361/06-2018 лицами, участвующими в деле даны следующие пояснения.

Представителем ПАО «САК «Энергогарант» на заседаниях Комиссии 30.01.2019, 03.04.2019, 29.04.2019 и 06.08.2019 поддержаны доводы, приведенные в заявлении общества (исх. № 73/08-195/18 от 28.09.2018, вх. № 5162 от 01.10.2018), дополнительно сообщено, что действия ПАО СК «Росгосстрах» по указанию в форме № 7 неточных сведений (способствовавших получению более высокого балла по критерию «Квалификация участника») с предоставлением отчета о финансовых результатах страховой организации за 2017 год, содержащего достоверные сведения, является, так называемой, уловкой, к которой прибегают недобросовестные производители (продавцы), указывая (доводя до потребителей) недостоверную информацию в более доступной для восприятия форме, а достоверную информацию - в форме, требующей определенных навыков для восприятия, либо в затруднительной для восприятия форме.

В письменных пояснениях ПАО СК «Росгосстрах» (исх. № 01-01/08-50 от 28.01.2019, вх. № 421 от 28.01.2019; исх. № 01-01/08-260 от 25.04.2019, вх. № 2833 от 26.04.2019; исх. № 01-01/08-357 от 05.07.2019, вх. № 4605 от 08.07.2019) и представителем общества на заседаниях Комиссии 03.04.2019, 29.04.2019, 06.06.2019 и 06.08.2019 сообщено, что ПАО СК «Росгосстрах» являлось участником открытого конкурса на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324). Согласно конкурсной документации заявка, подготовленная участником закупки, в числе прочего, должна была содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе в качестве подтверждения сведений, указанных участником закупки (формы № 7 и № 8). ПАО СК «Росгосстрах» была подана заявка в соответствии с перечисленными требованиями, а также, в подтверждение сведений, указанных в форме № 7 (как затребовано в данной форме), представлен отчет о финансовых результатах страховой организации за 2017 год с отметкой налогового органа (код формы по ОКУД 0420126). Действия ПАО СК «Росгосстрах» в рамках проведения закупки № 31806705324 не обладают совокупностью признаков недобросовестной конкуренции, поскольку при представлении заявки для участия в закупке ПАО СК «Росгосстрах», помимо сведений, указанных в форме № 7, также представило отчет о финансовых результатах страховой организации за 2017 год, содержащий достоверные сведения, позволяющие установить наличие ошибки в форме № 7. В случае намеренного завышения показателя в форме № 7 с недобросовестными целями ПАО СК «Росгосстрах» предоставило бы недостоверные сведения и в отчете о финансовых результатах страховой организации за 2017 год, аналогичные завышенной декларативной цифре в форме № 7. При таких обстоятельствах с учетом представления в заявке достоверной налоговой отчетности, являющейся документом - основанием для расчета по показателю, противоречие декларативных сведений формы № 7 носило явно и заведомо технический характер, не имело и не могло иметь намерением обман или введение в заблуждение заказчика с целью получения более высокого балла по критериям. Противоречие декларативных сведений формы № 7 отчету о финансовых результатах страховой организации за 2017 год должны были, в соответствии с закупочной документацией, привести к отказу в допуске заявки ПАО СК «Росгосстрах», либо, как указано в решении Ульяновского УФАС России от 21.08.2018 по делу № 15094/03-2018, присвоению ПАО СК «Росгосстрах» 0 баллов по показателю. Таким образом, несоответствие сведений, указанных в форме № 7, данным отчета о финансовых результатах страховой организации за 2017 год с отметкой налогового органа (код формы по ОКУД 0420126), не являются действиями, которые привели к победе ПАО СК «Росгосстрах» в закупке. Победа общества в закупке произошла, как было установлено решением Ульяновского УФАС России от 21.08.2018 по делу № 15094/03-2018, в результате нарушения АО «ПОЭЗ «Ульяновск» требований законодательства о закупках, выразившегося в неполном исследовании заявки ПАО СК «Росгосстрах». Несмотря на несоответствие сведений, указанных ПАО СК «Росгосстрах» в форме № 7, данным отчета о финансовых результатах страховой организации за 2017 год, комиссия АО «ПОЭЗ «Ульяновск» допустила заявку ПАО СК «Росгосстрах» к дальнейшим конкурсным процедурам. Кроме того, отчет о финансовых результатах страховой организации ПАО «Росгосстрах» за 2017 год опубликован на сайте Банка России: http://lks.fcsm.ru/publication/31/12/2017/osbu_1.xls_ и был доступен заказчику при оценке заявок. Таким образом, именно действия АО «ПОЭЗ «Ульяновск», выразившиеся в ненадлежащей проверке сведений и допуске заявки, привели к победе ПАО СК «Росгосстрах» в закупке. Следовательно, в действиях ПАО СК «Росгосстрах» признаки нарушения ст. 14.8. Федерального закона «О защите конкуренции» отсутствуют.

По результатам закупки 13.08.2018 между АО «ПОЭЗ «Ульяновск» и ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск». Первый взнос страховой премии поступил 20.08.2018, к приему и обслуживанию по указанному договору застрахованных лиц ПАО СК «Росгосстрах» также приступило в августе 2018 года. Учитывая, что договор уже частично исполнен, обращение с требованием о признании его недействительным не будет являться надлежащим способом защиты права, поскольку приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно.

В 2018 году ПАО СК «Росгосстрах» принимало участие только в двух закупках по Федеральным законам от 05.04.2013 № 44-ФЗ и от 18.07.2011 № 223-ФЗ (закупки № 31806705324 и № 0168200002418001856), поскольку у компании были не очень хорошие рейтинги. Численность филиала ПАО СК «Росгосстрах» по Ульяновской области составляет около 180 человек, однако отдел продаж корпоративным клиентам, который занимается вопросами заключения договоров с юридическими лицами, в том числе на торгах, состоит из двух сотрудников - менеджера по корпоративным продажам и страхового консультанта. Таким образом, сотрудником, осуществляющим в филиале подготовку, подписание и подачу заявок на участие в закупках, является страховой агент отдела продаж корпоративным клиентам Н<…>а Ошибка, допущенная страховым агентом при заполнении заявки на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324), не была намеренной, поскольку к заявке приложен отчет о финансовых результатах страховой организации за 2017 год, содержащий достоверные сведения.

После получения предупреждения Ульяновского УФАС России (исх. № 5138-06 от 02.11.2018) ПАО СК «Росгосстрах» была проведена внутренняя проверка факта допущения сотрудниками филиала ПАО СК «Росгосстрах» в Ульяновской области технической ошибки при подготовке заявки на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324). По результатам проверки сотрудникам филиала ПАО СК «Росгосстрах» указано на необходимость тотального контроля при подготовке подаваемых заявок правильности заполнения представляемых сведений, соответствия представляемых сведений данным приложений и финансовой отчетности организации, а также на возможность применения мер дисциплинарной ответственности в случае допущения аналогичных ситуаций впредь.

В письменных пояснениях АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (исх. № 15 от 04.03.2019, вх. № 1318 от 05.03.2019) и представителем общества на заседаниях Комиссии 03.04.2019, 06.06.2019 и 06.08.2019 сообщено, что в Единой информационной системе на сайте: www.zakupki.gov.ru 11.07.2018 было опубликовано извещение № 31806705324 о проведении открытого конкурса «Оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск». Начальная цена контракта - 1 200 000,00 руб. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 02.08.2018 было подано 5 заявок: ПАО СК «Росгосстрах», АО «МАСК», АО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ» и ПАО «САК «Энергогарант». По итогам рассмотрения и оценки заявок в открытом конкурсе были допущены к дальнейшему участию в конкурсе 3 заявки: ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование». На основании п. 4 ч. 6.1.3 Раздела II Конкурсной документации 2 заявки - АО «МАСК» и АО «СОГАЗ» - признаны не соответствующими требованиям. Цена договора снижена на десять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной заказчиком в конкурсной документации, и в составе заявки отсутствовали расчет и обоснование предлагаемой цены договора. Оценка заявок ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование» производилось в следующем порядке:

ПАО СК «Росгосстрах»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, (%)

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1164000,00

((1080120)*100)/1164000=

92,79

92,79*60%=55, 67

55,67

2.

Качественные, функциональные и эко-логические характеристики объекта закупки

20

-

50+50=100

100*20%=20

20

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

24

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

15

100*50%=50

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

37,5+50=87,5

0*20%=17,5

17,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

165

75*50%=37,5

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

69

100*50%=50

 

ПАО «САК «Энергогарант»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, (%)

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1080120,00

((1080120)*100)/1080120=

100

100*60%=60

60

2.

Качественные, функциональные и эко-логические характеристики объекта закупки

20

-

50+50=100

100*20%=20

20

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

22

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

24

100*50%=50

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

0+37,5=37,5

0*20%=7,5

7,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

102

0*50%=0

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

49,6

75*50%=37,5

 

АО «АльфаСтрахование»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, (%)

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1125000,00

((1080120)*100)/1125000=

96,01

96,01*60%=57,61

57,61

2.

Качественные, функциональные и эко-логические характеристики объекта закупки

20

-

50+12,5=62,5

62,5*20%=12,5

12,5

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

365

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

2

25*50%=12,5

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

12,5+0=12,5

12,5*20%=2,5

2,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

117

25*50%=12,5

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

101,79

0*50%=0

 

Победителем открытого конкурса было признано ПАО СК «Росгосстрах», получившее наибольшее количество баллов - 93,17.

АО «ПОЭЗ «Ульяновск» осуществляет свою закупочную деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Положением о закупках товаров, работ, услуг общества. В соответствии с п. 6 ст. 27 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «ПОЭЗ «Ульяновск», а также п. 23 Информационной карты «Требования к оформлению и составу заявки на участие в конкурсе» все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка или том заявки (если заявка составлена в нескольких томах) на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в ее состав документов, быть скреплены печатью и подписаны участником закупки или лицом уполномоченным таким участником закупки. Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что заявка подана от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в заявке на участие в конкурсе документов и сведений. Заявка, представленная ПАО СК «Росгосстрах» для участия в открытом конкурсе, была подписана уполномоченным лицом организации, скреплена печатью. Таким образом, основания для отклонения заявки ПАО СК «Росгосстрах» по причине предоставления ложных, недостоверных, противоречивых сведений отсутствовали. Заявлений о предоставлении в заявке недостоверной информации не поступало. На сегодняшний день АО «ПОЭЗ «Ульяновск» также не располагает достоверными сведениями о несоответствии представленной участниками конкурса информации.

Представитель АО «АльфаСтрахование» на заседании Комиссии 03.04.2019, 29.04.2019, 06.06.2019, 09.07.2019 и 06.08.2019 не явился, письменных пояснений общество не представило. В материалах дела имеются доказательства надлежащего уведомления АО «АльфаСтрахование» о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав материалы дела № 15361/06-2018, Комиссия приходит к выводу, что действия ПАО СК «Росгосстрах» по указанию недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса» в заявке на участие в открытом конкурсе (извещение № 31806705324), которые ввели в заблуждение конкурсную комиссию АО «ПОЭЗ «Ульяновск», являются нарушением ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции». При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило заявление ПАО «САК «Энергогарант» (исх. № 73/08-195/18 от 28.09.2018, вх. № 5162 от 01.10.2018) о нарушении ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», выразившемся в предоставлении конкурсной комиссии открытого конкурса на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» недостоверных данных, на основании которых ПАО СК «Росгосстрах» было признано победителем конкурса.

В ходе рассмотрения заявления ПАО «САК «Энергогарант», а также в ходе рассмотрения дела № 15361/06-2018 по признакам нарушения ПАО СК «Росгосстрах» ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции», возбужденного Ульяновским УФАС России приказом от 25.12.2018 № 112 по заявлению ПАО «САК «Энергогарант», установлено следующее.

В Единой информационной системе на сайте: www.zakupki.gov.ru 11.07.2018 были опубликованы извещение и документация открытого конкурса на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324). Начальная (максимальная) цена договора - 1 200 000,00 руб. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе от 02.08.2018 было подано 5 заявок: ПАО СК «Росгосстрах», АО «МАСК», АО «АльфаСтрахование», АО «СОГАЗ» и ПАО «САК «Энергогарант». По итогам рассмотрения и оценки заявок в открытом конкурсе были допущены к дальнейшему участию в конкурсе 3 заявки: ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование». На основании п. 4 ч. 6.1.3 Раздела II Конкурсной документации 2 заявки - АО «МАСК» и АО «СОГАЗ» - признаны не соответствующими требованиям. Цена договора снижена на десять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене договора, указанной заказчиком в конкурсной документации, и в составе заявки отсутствовали расчет и обоснование предлагаемой цены договора. Оценка заявок ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «Альфастрахование» производилось в следующем порядке:

ПАО СК «Росгосстрах»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, (%)

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1164000,00

((1080120)*100)/1164000=92,79

92,79*60%=55, 67

55,67

2.

Качественные, функциональные и эко-логические характеристики объекта закупки

20

-

50+50=100

100*20%=20

20

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

24

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

15

100*50%=50

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

37,5+50=87,5

0*20%=17,5

17,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

165

75*50%=37,5

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

69

100*50%=50

 

ПАО «САК «Энергогарант»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, (%)

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1080120,00

((1080120)*100)/1080120=100

100*60%=60

60

2.

Качественные, функциональные и эко-логические характеристики объекта закупки

20

-

50+50=100

100*20%=20

20

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

22

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

24

100*50%=50

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

0+37,5=37,5

0*20%=7,5

7,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

102

0*50%=0

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

49,6

75*50%=37,5

 

АО «АльфаСтрахование»:

№ п/п

Критерий оценки заявки

Значимость критерия, (%)

Показатель участника конкурса

Формула

Значение

1.

Цена договора

60

1125000,00

((1080120)*100)/1125000=96,01

96,01*60%=57,61

57,61

2.

Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки

20

-

50+12,5=62,5

62,5*20%=12,5

12,5

2.1.

Дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

365

100*50%=50

 

2.2.

Дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания

50

2

25*50%=12,5

 

3.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом договора и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации

20

-

12,5+0=12,5

12,5*20%=2,5

2,5

3.1.

Темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом

50

117

25*50%=12,5

 

3.2.

Уровень выплат за 2017 год

50

101,79

0*50%=0

 

Победителем открытого конкурса было признано ПАО СК «Росгосстрах», получившее наибольшее количество баллов - 93,17.

При этом, ПАО СК «Росгосстрах» по критерию «Цена договора» получило наименьшее количество баллов из трех участников закупки, а по критерию «Квалификация участника конкурса» - наибольшее количество баллов (что сделало общество победителем).

13.08.2018 между АО «ПОЭЗ «Ульяновск» и ПАО СК «Росгосстрах» заключен договор на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (страховая премия ПАО СК «Росгосстрах» составляет 1 164 000,00 руб.).

В соответствии с документацией о проведении открытого конкурса № 31806705324 на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» оценка заявок на участие в закупке осуществлялась по критериям: 1). Цена договора (значимость - 60%); 2). Качество работ (дополнительные амбулаторно-поликлинические учреждения и дополнительные медицинские услуги, предлагаемые участником сверх перечня, установленного требованиями Технического задания) и квалификация участника конкурса. Квалификация участника закупки оценивалась следующим показателям: «Темпы роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом» и «Уровень выплат за 2017» (значимость - 40%).

ПАО СК «Росгосстрах» в заявке на участие в конкурсе указало недостоверные сведения по критерию «Квалификация участника конкурса». Согласно представленным ПАО СК «Росгосстрах» в заявке на участие в конкурсе сведениям темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год составил 165%, а уровень выплат за 2017 год - 69%. Однако, согласно сведениям отчета о финансовых результатах общества, темп роста объемов сборов страховой премии за 2017 год по сравнению с 2016 годом составил 66,1%, что согласно установленной шкале баллов соответствует 0 баллов; уровень выплат за 2017 год составил 100,06%, что согласно установленной шкале баллов также соответствует 0 баллов.

Таким образом, значение показателя по критерию «Квалификация участников закупки» у ПАО СК «Росгосстрах», в соответствии с данными отчета о финансовых результатах, должна быть равна 0.

Неверное указание ПАО СК «Росгосстрах» в заявке на участие в конкурсе сведений о темпах роста объемов сборов страховой премии и уровне выплат за 2017 год привело к необоснованному получению обществом наибольшего количества баллов, что сделало его победителем.

Между тем, в закупке также принимали участие ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование», которые имеют более высокие показатели финансовых результатов.

Довод ПАО СК «Росгосстрах» о том, что представителем общества, готовившим заявку (заполнившим форму № 7 «Квалификация участника конкурса») на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324) допущена счетная ошибка, несостоятелен.

Во-первых, данные о темпах роста объемов сборов страховой премии за 2017 год и уровне выплат в 2017 году, по отношению к 2016 году, были уже рассчитаны и указаны в отчете ПАО «СК «Росгосстрах» за 2017 год.

На сайте ПАО СК «Росгосстрах» (https://www.rgs.ru) размещены как отчет о финансовых результатах страховой организации, так и годовой отчет за 2017 год (https://www.rgs.ru/upload/iblock/c6d/godovoy-otchet-pao-sk-rosgosstrakh-za-2017_2018.05.23.pdf), в котором содержится указанная в процентном соотношении информация о темпах роста объемов сборов страховой премии за 2017 год и уровне выплат в 2017 году, по отношению к 2016 году. Отчет за 2017 года опубликован на сайте 28.05.2018. Так, согласно отчету ПАО «СК «Росгосстрах» за 2017 год темпы роста в 2017 году составили 63,45%, а уровень выплат - 100,06%.

Кроме того, отчет о финансовых результатах ПАО СК «Росгосстрах» за 2017 год, размещенный на сайте общества и приложенный к заявке, содержит недостоверные сведения об объемах начислений страховой премии по договорам прямого страхования и принятого в перестрахование за 2016 год, а именно, в отчете указана сумма 120 119 612 тыс. руб., тогда как в отчете о финансовых результатах ПАО СК «Росгосстрах» за 2016 год и в годовых отчетах общества за 2016 и 2017 годы указана сумма 125 206 040 тыс. руб.

Во-вторых, представителю ПАО СК «Росгосстрах», готовившему заявку общества на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324), было известно о низком уровне финансовой надежности ПАО СК «Росгосстрах», поскольку данный представитель (сотрудником, осуществляющим в Ульяновском филиале подготовку, подписание и подачу заявок на участие в закупках, является страховой агент отдела продаж корпоративным клиентам Н<…>а) также осуществлял подготовку заявки к закупке № 0368300000118000132 (20.02.2018), к которой прилагалось свидетельство о присвоении рейтинга (уровень ruВВВ+) общества.

Рейтинговым агентством «Эксперт РА» (RAEX) присвоен рейтинг финансовой надежности страховой компании ПАО СК «Росгосстрах» на уровне ruВВВ+ (на момент проведения закупки). Рейтинговый уровень ruВВВ+ - умеренно низкий уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации. ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование» имеют более высокий рейтинг финансовой надежности - на уровне ruАА- и ruАА+, соответственно (высокий уровень кредитоспособности/финансовой надежности/финансовой устойчивости по сравнению с другими объектами рейтинга в Российской Федерации, который лишь незначительно ниже, чем у объектов рейтинга в рейтинговой категории ruAAA).

В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» принцип достоверности информации отнесен к основным принципам правового регулирования отношений в сфере информации.

Согласно ч. 3 ст. 1 и ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии с п. 6 ст. 27 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «ПОЭЗ «Ульяновск», а также п. 23 Информационной карты «Требования к оформлению и составу заявки на участие в конкурсе» все листы заявки на участие в конкурсе, все листы тома заявки на участие в конкурсе должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка или том заявки (если заявка составлена в нескольких томах) на участие в конкурсе должны содержать опись входящих в её состав документов, быть скреплены печатью и подписаны участником закупки или лицом уполномоченным таким участником закупки. Соблюдение участником закупки указанных требований означает, что заявка подана от имени участника закупки, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных в заявке на участие в конкурсе документов и сведений.

Заявка, представленная ПАО СК «Росгосстрах» для участия в открытом конкурсе, была подписана уполномоченным лицом организации, скреплена печатью.

Таким образом, согласно приведенным нормам, предполагается, что информация, содержащаяся в заявке, является достоверной.

Если допустить, что недостоверные сведения ПАО СК «Росгосстрах» были предоставлены из-за невнимательности сотрудника, готовившего заявку (причем обе ошибки были допущены исключительно в пользу ПАО СК «Росгосстрах»), то можно сделать вывод, что общество не проявило должного внимания к подготовке заявки на участие в конкурсе, допустив предоставление недостоверных сведений, что в данном случае не свидетельствует о добросовестности действий общества.

Согласно ч. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Предоставление ПАО СК «Росгосстрах» недостоверных сведений позволило обществу получить необоснованное преимущество в отношении иных участников закупки и обеспечить победу в проводимой закупке.

Исходя из пояснений АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (исх. № 15 от 04.03.2019, вх. № 1318 от 05.03.2019) оснований у конкурсной комиссии общества для отклонения заявки ПАО СК «Росгосстрах» по причине предоставления ложных, недостоверных, противоречивых сведений отсутствовали. Заявлений о предоставлении в заявке недостоверной информации не поступало. АО «ПОЭЗ «Ульяновск» также не располагает достоверными сведениями о несоответствии представленной участниками конкурса информации.

Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (п. 9 ст. 4 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Согласно ст. 14.8 Федерального закона «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1-14.7 настоящего Федерального закона.

Согласно п.п. 2, 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.

В соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, проведен анализ состояния конкуренции, который в соответствии с п. 10.6 порядка включает:

1) определение временного интервала исследования: 2018 год;

2) определение продуктовых границ товарного рынка, в данном случае - предмета торгов: добровольное медицинское страхование;

3) определение географических границ товарного рынка: Ульяновская область;

4) определение состава хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: ПАО СК «Росгосстрах», ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование».

Недобросовестная конкуренция со стороны ПАО СК «Росгосстрах» выразилась в указании в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск» (извещение № 31806705324), недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса», что ввело в заблуждение конкурсную комиссию заказчика и впоследствии привело к получению ПАО СК «Росгосстрах» наибольшего количества баллов в конкурсе (что сделало общество победителем). Неправомерно победив в конкурсе ПАО СК «Росгосстрах» заключило договор на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск», тем самым получив преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности. Такие действия страховщика (и любого иного хозяйствующего субъекта) противоречат обычаям делового оборота и причинили (могли причинить) убытки другим страховым организациям - участникам открытого конкурса, в частности, ПАО «САК «Энергогарант» и АО «АльфаСтрахование», что является проявлением недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

1. Недобросовестная конкуренция, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.3 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, средств индивидуализации продукции, работ, услуг, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 48, частью 1 статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия ПАО СК «Росгосстрах», ОГРН 1027739049689, ИНН 7707067683, по указанию в заявке на участие в открытом конкурсе на оказание услуг добровольного медицинского страхования работников АО «ПОЭЗ «Ульяновск», ОГРН 1147328004174, ИНН 7328080049 (извещение № 31806705324), недостоверных сведений по критерию «Квалификация участника конкурса» недобросовестной конкуренцией, нарушением статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении недобросовестной конкуренции не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или арбитражный суд.

Председатель комиссии

 

Члены комиссии:

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны