Решение №3047-03 1.  Признать жалобу ООО «Мордовская кейтеринговая компания» ... от 28 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

24.06.2022                                                                                               Дело № 073/06/106-347/2022

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления <…>;

 

членов комиссии:

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

 

- заместителя начальника отдела <…>,      

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от ООО «Мордовская кейтеринговая компания»:

- <…> (доверенность № 1024 от 01.12.2021 г.),

- <…> (доверенность № 1021 от 18.10.2021 г.),

- от МБДОУ «Детский сад № 15 «Золотой ключик» г. Димитровграда:

- <…> (доверенность № б/н от 22.06.2022 г.),

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/106-347/2022 по жалобе ООО «Мордовская кейтеринговая компания» (далее - заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013022000367 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания в дошкольном образовательном учреждении»; заказчик – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 «Золотой ключик» города Димитровграда Ульяновской области», далее – заказчик, уполномоченный орган – Управление финансов и муниципальных закупок города Димитровграда Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 5 390 348,00 руб., срок окончания подачи заявок - 27.06.2022 г. в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 3840 от 20.06.2022 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Мордовская кейтеринговая компания» на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013022000367.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Порядок оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», предусматривающий наличие у поваров участника квалификации не ниже 4-го разряда не соответствует требованиям законодательства, так как для операторов питания не свойственно наличие в штате поваров с квалификацией не ниже 4-го разряда и данное требование не предусмотрено законодательством, регулирующим порядок организации услуг питания в дошкольном образовательном учреждении.

 

Вх. № 3941 от 23.06.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Законодательство о контрактной системе не содержит ограничений в части определения уровня квалификации специалистов и иных работников участников закупки, в связи с чем определение содержания показателя и предмета оценки производится заказчиком самостоятельно. Квалификация «не ниже 4-го разряда» установлена заказчиком в целях выявления лучших из предложений участников, так как предметом закупки является организация питания воспитанников дошкольных учреждений и с учетом Постановления Минтруда РФ от 05.03.2004 г. № 30 «Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 51, разделы: «Производство алкогольной и безалкогольной продукции»; «Хлебопекарно-макаронное производство»; «Кондитерское производство»; «Крахмалопаточное производство»; «Производство сахара»; «Производство пищевых концентратов»; «Табачно-махорочное и ферментационное производства»; «Эфиромасличное производство»; «Производство чая»; «Парфюмерно-косметическое производство»; «Масложировое производство»; «Добыча и производство поваренной соли»; «Добыча и переработка солодкового корня»; «Элеваторное, мукомольно-крупяное и комбикормовое производства»; «Торговля и общественное питание»; «Производство консервов».

 

На заседании Комиссии 23.06.2022 г., проводимом в дистанционном режиме, представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:45 24.06.2022 г. для документального анализа материалов по делу.

 

Вх. № 3980 от 24.06.2022 г. в Ульяновское УФАС России от заявителя поступили дополнения к жалобе, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заявитель не согласен с доводами заказчика, считает их несостоятельными, поскольку квалификация и уровень квалификации специалистов определяется исключительно с применением соответствующих профессиональных стандартов в силу прямого указания на это в пункте 30 Постановления № 2604. Действующим законодательством к повару 3-го и 4-го разрядов применяются единые требования к образованию и обучению, наличию опыта практической работы, условиям допуска к работе и установлена единая трудовая функция.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 09.06.2022 г. было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме № 0168300013022000367, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по организации питания в дошкольном образовательном учреждении» (начальная (максимальная) цена контракта – 5 390 348,00 руб.).

20.06.2022 г., 26.06.2022 г. были опубликованы разъяснения положений извещения.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Мордовская кейтеринговая компания» необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.

Приложением к извещению № 0168300013022000367 является, в том числе, файл «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе».

Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.

В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе принято постановление Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2604).

Согласно пункту 2 Постановление № 2604 «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий «Квалификация участников закупки».

Согласно пункту 24 Постановления № 2604 для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено Постановлением № 2604, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с пунктом 25 Постановления № 2604 для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления № 2604, применяются детализирующие показатели.

Согласно пункту 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному в том числе, подпунктом «г» пункта 3 Положения:

а) применяются детализирующие показатели;

б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;

в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.

«Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168300013022000367 содержит критерии оценки заявок на участие в указанной закупке:

1. Цена контракта – 40%;

2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее – квалификация участников закупки) – 60%.

При этом, в рамках критерия оценки «Квалификация участников закупки» установлены следующие детализирующие показатели оценки:

- наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (значимость показателя оценки, 60 %): общая цена исполненных участником закупки контрактов;

- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость показателя оценки, 40 %): количество специалистов, состоящих в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющих образование по специальности «повар» и имеющих квалификацию не ниже 4-го разряда.

Подпунктом «д» пункта 24 Постановление № 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» применяются показатели оценки, в том числе «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Согласно пункту 30 Постановление № 2604 в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «д» пункта 24 Постановление № 2604, документом, предусмотренным приложением N 1 к Постановление № 2604, устанавливаются:

а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Постановление № 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом «а» пункта 30 Постановление № 2604:

трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;

документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.

 

В ходе анализа документов и сведений, опубликованных в ЕИС, представленных сторонами, а также в результате проведения в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Ульяновским УФАС России было установлено следующее:

 

1) Извещение о закупке разрабатывается заказчиком самостоятельно в соответствии с требованиями к содержанию извещения о закупке, установленными положениями Закона о контрактной системе и действующим законодательством Российской Федерации.

Таким образом, разрабатывая извещение о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки, установленной в рамках отраслевого законодательства.

Исходя из положений подпункта «а» пункта 30 Постановления № 2604 заказчик самостоятельно определяет перечень специалистов и иных работников, их квалификацию, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом «д» пункта 24 Постановление № 2604, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки. 

Целью установления критериев оценки является не допуск к участию в закупке, а выявление участника закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта.

Каждый участник на равных и единых для всех участников условиях вправе предоставить документы, подтверждающие наличие необходимого заказчику опыта, что соответствует принципам контрактной системы - создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

При этом, согласно подпункту «р» пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке по настоящему показателю учитываются только те сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе. Таким образом, в случае если участник закупки не предоставляет документы по указанным выше показателям, его заявка также подлежит оценке на равных условиях в соответствии с извещением.

Таким образом, жалоба ООО «Мордовская кейтеринговая компания» является необоснованной.

 

2) Согласно пункту 2 раздела III файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168300013022000367 предметом оценки по показателю «Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (значимость показателя оценки, 40 %): перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки: специалисты, состоящие в трудовых отношениях с участником конкурса, имеющие образование по профессии «повар» и имеющие квалификацию не ниже 4-го разряда.

Вместе с тем Комиссия Ульяновского УФАС России, изучив порядок оценки заявок по данному детализирующему показателю приходит к выводу, что требование о принятии к оценке специалистов, состоящих исключительно в трудовых отношениях с участником закупки является ненадлежащим, поскольку вышеуказанное требование исключает возможность представить информацию о специалистах оказывающих услуги на основании договоров гражданско-правового характера, которые также могут выполнять работы и обладать определённым уровнем квалификации. Постановление № 2604 предусматривает возможность оценки наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации без ограничения в части нахождения указанных специалистов исключительно в трудовых отношениях с участником закупки.

Учитывая изложенное, установление требования о наличии специалистов исключительно в штате участника, нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

3) Подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки «Квалификация участников закупки» применяется показатель оценки «Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта».

Так, подпунктом «д» пункта 28 Постановления № 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 Постановления № 2604, к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.

При этом, подпункт 1.4 раздела III файла «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» извещения № 0168300013022000367 содержит указание на то, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) контракты, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе, что не соответствует требованиям подпункта «д» пункта 28 Постановления № 2604.

Указанный вывод также подтверждается разъяснениями положений извещения, которые были опубликованы в единой информационной системе 20.06.2022 г. Данные разъяснения в ответе на вопрос 2 содержат указание на то, что к оценке будут приниматься только контракты и договоры, заключенные в соответствии с Законом о контрактной системе, что также противоречит подпункту «д» пункта 28 Постановления № 2604.

Учитывая изложенное, установление требования об оценке опыта участника только по контрактам, заключенным в соответствии с Законом о контрактной системе, нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

 

В соответствии с подпунктом «ч» пункта 3 части 2 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного решением Совета депутатов г. Димитровграда от 25.01.2006 г. № 25/283, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок оценки заявок на участие в конкурсе. Действия заказчика, установившего ненадлежащей порядок оценки, не соответствуют требованиям пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1.  Признать жалобу ООО «Мордовская кейтеринговая компания» необоснованной.

2.  Признать в действиях заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3.  Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168300013022000367, продления срока приема заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями законодательства и принятого решения, на что выдать предписание.

4.  Передать материалы дела № 073/06/106-347/2021 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны