Решение б/н Решение в отношении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»,ИП М<.... от 10 октября 2012 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
Управление
по Ульяновской области
ул. Спасская, 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП
тел./факс: (8422) 41-32-03
e-mail: to73@fas.gov.ru
www.ulyanovsk.fas.gov.ru
Исх. № _ -05__ от _____
РЕШЕНИЕ
25.09.2012 г. Ульяновск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления П<...>в К.Ю.,
члены комиссии: - ведущий специалист-эксперт К<...>а Н.В.,
- ведущий специалист-эксперт Т<...>а Т.Ю.,
рассмотрев дело № 8877/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по фактам распространения в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 рекламы «Режем ставку по кредитам!», содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии:
заявителя - некоммерческого партнерства «Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области» (далее - НП «АКАУ»), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, в материалах дела имеется докумен-тальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о ре-кламе:
- общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», распо-ложенного по адресу: 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корп. 1 (далее - ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), - представителя С<…>а М.М. (доверенность № 1-1-10/3069 от 14.08.2012, паспорт);
- индивидуального предпринимателя М<...>ой (далее - ИП М<...>а Е.А.) (редакция газе-ты «ПОЗИТИВ Димитровград» расположена по адресу: 433501, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 3) , - не явилась, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
По факту распространения в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 рекламы «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит», содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (служебная записка № 544 от 30.07.2012) Ульяновским УФАС России определением от 06.08.2012 возбуждено дело № 8877/05-2012. К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ООО «Хоум Кре-дит энд Финанс Банк» и ИП М<...>а Е.А. Также к участию в деле привлечен заявитель - НП «АКАУ». Рассмотрение дела назначено на 04.09.2012.
Определением от 04.09.2012 срок рассмотрения дела № 8877/05-2012 продлен до 04.10.2010, рассмотрение дела отложено и назначено на 25.09.2012.
В ходе рассмотрения дела № 8877/05-2012 лицами, участвующими в деле, даны следую-щие пояснения.
В письменном пояснении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (исх. № 1-1-3-7/10194 от 27.08.2012, № 1-1-3-7/11496от 28.09.2012) и представителем общества на рассмотрении дела 04.09.2012 и 25.09.2012 сообщено, что рекламу «Режем ставку по кредитам!» в газете «ПОЗИ-ТИВ Димитровград» общество не размещало, факт публикации указанной рекламы в газете стал известен ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» только из определения Ульяновского УФАС России. Управляющим операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала банка И<...>ой <..> 23.01.2012 подписан договор о предоставлении рекламно-информационных услуг с ИП М<...>ой Е.А. При этом И<…>а С.И. не только не имела доверенности с необходи-мыми полномочиями, но даже в силу своей должностной инструкции не была наделена функ-циями по подписанию каких-либо договоров от имени ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», кроме договоров банковского счета/банковского вклада. Общество не одобряло данную сделку. Оплату услуг ИП М<...>ой Е.А. И<...>а С.И. осуществляла за счет собственных средств, которые она вносила наличными, что подтверждается соответствующими квитанциями к приходным кассовым ордерам, в частности, квитанцией № 7 от 31.01.2012, с целью увеличения объема «продаж», от которого зависел размер вознаграждения И<...>ой С.И. Таким образом, И<...>а С.И., подписывая договор и оплачивая услуги ИП М<...>ой Е.А., дей-ствовала самостоятельно (от своего имени и в своих интересах), поэтому в данном случае ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не является рекламодателем указанного рекламного материа-ла.
Кроме того, в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» был опубликован иной макет рекламы, не соответствующий по своему содержанию макету, согласованному И<...>ой С.И. Размещен-ная в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 реклама является результатом самовольного изменения макета рекламы ИП М<...>ой Е.А. (редакцией газеты), поэтому ответ-ственность за самовольно изменение содержания указанной рекламы и размещение в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» рекламы, не соответствующей требованиям законодательства, в данном случае целиком и полностью лежит на рекламораспространителе - ИП М<...>ой Е.А.
М<...>а Е.А. на рассмотрение дела 25.09.2012 не явилась, в Ульяновское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии предпринимателя (вх. № 8380 от 25.09.2012).
В письменном пояснении (вх. № 8380 от 25.09.2012) ИП М<...>ой Е.А. сообщено, что реклама «Банк Хоум Кредит» Режем ставку по кредитам!», размещена в газете «ПОЗИТИВ Ди-митровград» № 6 (43) от 14.02.2012. Макет рекламы согласовывался с управляющей филиала И<...>ой С.И. по электронной почте. При верстке газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 произошла техническая ошибка и макет, представленный И<...>ой С.И., был уменьшен.
Кроме того, от М<...>ой Е.А. в Ульяновское УФАС России поступили (вх. № 7323 от 21.08.2012) копии свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ73-00169 от 31.01.2011; свидетельства, серия <...> о внесении 16.04.2002 в ЕГРИП за-писи об индивидуальном предпринимателе М<...>ой, ОГРНИП 304730206400133; договора о предоставлении рекламно-информационных услуг № 03 от 23.01.2012, заключенного между ИП М<...>ой Е.А. и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в лице И<...>ой С.И.; приходно-кассового ордера № 17 от 23.01.2012; оригинал-макета рекламы «Режем ставку по кредитам!».
Исследовав материалы дела № 8877/06-2012, заслушав пояснения представителя лица участвующего в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012, ненадлежащей. При этом Комиссия исходит из следующего.
В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП «АКАУ» о нарушении законо-дательства Российской Федерации о рекламе (вх. № 5273 от 21.06.2012). В частности, в обра-щении указано, что в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012 на странице 9 размещена реклама «Режем ставку по кредитам!», нарушающая ч.ч. 1, 3 ст. 28 и ст. 9 Федераль-ного закона «О рекламе».
К обращению приложен экземпляр газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание. На красном фоне приведена текстовая информация: «РЕЖЕМ СТАВКУ ПО КРЕДИТАМ! - Экономия до 19 260* рублей! (-1 платеж!) - Сумма кредита до 500 000 рублей. Кредиты от 15,9 % ВКЛАДЫ от 10-13%». Реклама сопровождается логотипом «Банк Хоум Кредит». В правой части рекламы помещено изображение двух свинок-копилок, колюще-режущих предметов и желтого круга, в котором выполнена надпись «Скидка 30%». По нижнему краю рекламы указана контактная информация: «www.homecredit.ru г. Димитровград, ул. Гагарина 11 тел. 8-(84235)-7-13-70 ул. Московская 60 а тел 8-(84235)-5-04-18». Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Скидка 30% предоставляется на проценты за пользование кредитом – уменьшение про-центной ставки по кредиту на 30% с 19 месяца до конца срока кредита, при отсутствии просро-ченных платежей в первые 18 месяцев.
В случае установления льготной процентной ставки: размер и даты уплаты ежемесячных платежей не изменяются, количество уплачиваемых по договору ежемесячных платежей уменьшается на один (экономия). Экономия до 19 260 рублей для кредита на сумму 500 000 рублей.
Отсутствие в рекламе «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит» части суще-ственной информации об условиях предоставления Скидки 30% и Экономии до 19 260* рублей! (-1 платеж) (сноска «*» не расшифрована), вводит потребителей в заблуждение, что нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страхо-вых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответству-ющих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, свя-занных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
В рекламе «Режем ставку по кредитам!» приведено одно условие по вкладу - процентная ставка: «от 10-13% », но не содержатся иные условия (минимальная сумма вклада, минималь-ный срок вклада и др.), определяющие сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.
В рекламе приведены два условия предоставления банком кредитов - процентная ставка («от 15,9%») и размер максимальной сумы кредита («до 500 000 рублей»), однако большая часть условий, определяющих фактическую стоимость кредита и влияющих на нее, отсутствует.
Таким образом, реклама содержит признаки нарушения п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказыва-ющего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В соответствии с ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В рекламе «Режем ставку по кредитам!» наименование юридического лица (кредитной организации) отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ч.ч. 2, 3 ст. 28 указанного Федерального закона несет рекламодатель, а за нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание ре-кламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы лю-бым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит» осуществлялось на основании договора № 03 от 23.01.2012, заключенного между ИП М<...>ой Е.А. и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (в лице Управляющим операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала банка И<...>ой С.И.). Подачу заявки на публикацию рекламы и оплату рекламных услуг осуществлял Управляющий операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» И<...>а С.И.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является Управляющий операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» И<...>а С.И., а рекламораспространителем – ИП М<...>а Е.А.
Учитывая, что публикация рекламы носила разовый характер и на данный момент её распространение прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать рекламу «Режем ставку по кредитам! ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об админи-стративном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Фе-дерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 03.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председатель Комиссии К.Ю. П<...>в
Члены Комиссии Н.В. К<...>а
Т.Ю. Т<...>а