Решение б/н Решение в отношении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»,ИП М<.... от 10 октября 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Управление
по Ульяновской области

 

ул. Спасская, 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП
тел./факс: (8422) 41-32-03
e-mail: to73@fas.gov.ru
www.ulyanovsk.fas.gov.ru

Исх. № _         -05__ от _____

 

 

РЕШЕНИЕ
25.09.2012                                                                                                                            г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
председатель комиссии - зам. руководителя управления П<...>в К.Ю.,
члены комиссии:           - ведущий специалист-эксперт К<...>а Н.В.,
                                        - ведущий специалист-эксперт Т<...>а Т.Ю.,
рассмотрев дело № 8877/05-2012 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по фактам распространения в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 рекламы «Режем ставку по кредитам!», содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),
в присутствии:
заявителя - некоммерческого партнерства «Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области» (далее - НП «АКАУ»), расположенного по адресу: 432071, г. Ульяновск, пер. Робеспьера, д. 2/79, оф. 74, - представитель не явился, в материалах дела имеется докумен-тальное подтверждение извещения партнерства о месте и времени рассмотрения дела;
лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о ре-кламе:
- общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк», распо-ложенного по адресу: 125040, г. Москва, ул. Правды, д. 8, корп. 1 (далее - ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), - представителя С<…>а М.М. (доверенность № 1-1-10/3069 от 14.08.2012, паспорт);
- индивидуального предпринимателя М<...>ой (далее - ИП М<...>а Е.А.) (редакция газе-ты «ПОЗИТИВ Димитровград» расположена по адресу: 433501, Ульяновская область, г. Димитровград, ул. Гагарина, д. 3) , - не явилась, в материалах дела имеется документальное подтверждение извещения предпринимателя о месте и времени рассмотрения дела,

УСТАНОВИЛА:
По факту распространения в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012  рекламы «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит», содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (служебная записка № 544 от 30.07.2012) Ульяновским УФАС России определением от 06.08.2012 возбуждено дело № 8877/05-2012.  К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ООО «Хоум Кре-дит энд Финанс Банк» и ИП М<...>а Е.А.  Также к участию в деле привлечен заявитель - НП «АКАУ».  Рассмотрение дела назначено на 04.09.2012.
Определением от 04.09.2012 срок рассмотрения дела № 8877/05-2012 продлен до 04.10.2010,  рассмотрение дела отложено и назначено на 25.09.2012.
В ходе рассмотрения дела № 8877/05-2012 лицами, участвующими в деле, даны следую-щие пояснения.
В письменном пояснении ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (исх. № 1-1-3-7/10194 от 27.08.2012, № 1-1-3-7/11496от 28.09.2012) и представителем общества на рассмотрении дела 04.09.2012 и 25.09.2012 сообщено, что рекламу «Режем ставку по кредитам!» в газете «ПОЗИ-ТИВ Димитровград» общество не размещало, факт публикации указанной рекламы в газете стал известен ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» только из определения Ульяновского УФАС России. Управляющим операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала банка И<...>ой <..> 23.01.2012 подписан договор о предоставлении рекламно-информационных услуг с ИП М<...>ой Е.А.  При этом И<…>а С.И. не только не имела доверенности с необходи-мыми полномочиями, но даже в силу своей должностной инструкции не была наделена функ-циями по подписанию каких-либо договоров от имени ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», кроме договоров банковского счета/банковского вклада.  Общество не одобряло данную сделку.  Оплату услуг ИП М<...>ой Е.А. И<...>а С.И. осуществляла за счет собственных средств, которые она вносила наличными, что подтверждается соответствующими квитанциями к приходным кассовым ордерам, в частности, квитанцией № 7 от 31.01.2012, с целью увеличения объема «продаж», от которого зависел размер вознаграждения И<...>ой С.И.  Таким образом, И<...>а С.И., подписывая договор и оплачивая услуги ИП М<...>ой Е.А., дей-ствовала самостоятельно (от своего имени и в своих интересах), поэтому в данном случае ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» не является рекламодателем указанного рекламного материа-ла.
Кроме того, в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» был опубликован иной макет рекламы, не соответствующий по своему содержанию макету, согласованному И<...>ой С.И.  Размещен-ная в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 реклама является результатом самовольного изменения макета рекламы ИП М<...>ой Е.А. (редакцией газеты), поэтому ответ-ственность за самовольно изменение содержания указанной рекламы и размещение в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» рекламы, не соответствующей требованиям законодательства, в данном случае целиком и полностью лежит на рекламораспространителе - ИП М<...>ой Е.А.
М<...>а Е.А. на рассмотрение дела 25.09.2012 не явилась, в Ульяновское УФАС России поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии предпринимателя (вх. № 8380 от 25.09.2012).
В письменном пояснении (вх. № 8380 от 25.09.2012) ИП М<...>ой Е.А. сообщено, что реклама «Банк Хоум Кредит» Режем ставку по кредитам!», размещена в газете «ПОЗИТИВ Ди-митровград» № 6 (43) от 14.02.2012. Макет рекламы согласовывался с управляющей филиала  И<...>ой С.И. по электронной почте. При верстке газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6 (43) от 14.02.2012 произошла техническая ошибка и макет, представленный И<...>ой С.И., был уменьшен.
Кроме того, от М<...>ой Е.А. в Ульяновское УФАС России поступили (вх. № 7323 от 21.08.2012) копии свидетельства о регистрации средства массовой информации ПИ № ТУ73-00169 от 31.01.2011; свидетельства, серия <...> о внесении 16.04.2002 в ЕГРИП за-писи об индивидуальном предпринимателе М<...>ой, ОГРНИП 304730206400133; договора о предоставлении рекламно-информационных услуг № 03 от 23.01.2012, заключенного между ИП М<...>ой Е.А. и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в лице И<...>ой С.И.; приходно-кассового ордера № 17 от 23.01.2012; оригинал-макета рекламы «Режем ставку по кредитам!».
Исследовав материалы дела № 8877/06-2012, заслушав пояснения представителя лица участвующего в деле, Комиссия приходит к выводу о необходимости признать рекламу «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012, ненадлежащей.  При этом Комиссия исходит из следующего.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП «АКАУ» о нарушении законо-дательства Российской Федерации о рекламе (вх. № 5273 от 21.06.2012).  В частности, в обра-щении указано, что в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012 на странице 9 размещена реклама «Режем ставку по кредитам!», нарушающая ч.ч. 1, 3 ст. 28 и ст. 9 Федераль-ного закона «О рекламе».
К обращению приложен экземпляр газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012.
Указанная реклама имеет следующее содержание.  На красном фоне приведена текстовая информация: «РЕЖЕМ СТАВКУ ПО КРЕДИТАМ!  - Экономия до 19 260* рублей! (-1 платеж!)  - Сумма кредита до 500 000 рублей.  Кредиты от 15,9 %  ВКЛАДЫ от 10-13%».  Реклама сопровождается логотипом «Банк Хоум Кредит».  В правой части рекламы помещено изображение двух свинок-копилок, колюще-режущих предметов и желтого круга, в котором выполнена надпись «Скидка 30%».  По нижнему краю рекламы указана контактная информация: «www.homecredit.ru  г. Димитровград, ул. Гагарина 11 тел. 8-(84235)-7-13-70  ул. Московская 60 а  тел 8-(84235)-5-04-18».  Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.
В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Скидка 30% предоставляется на проценты за пользование кредитом – уменьшение про-центной ставки по кредиту на 30% с 19 месяца до конца срока кредита, при отсутствии просро-ченных платежей в первые 18 месяцев.
В случае установления льготной процентной ставки: размер и даты уплаты ежемесячных платежей не изменяются, количество уплачиваемых по договору ежемесячных платежей уменьшается  на один  (экономия). Экономия до 19 260 рублей для кредита на сумму 500 000 рублей.
Отсутствие в рекламе «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит» части суще-ственной информации об условиях предоставления Скидки 30%  и Экономии до 19 260* рублей! (-1 платеж) (сноска «*» не расшифрована), вводит потребителей в заблуждение, что нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страхо-вых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответству-ющих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.
В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, свя-занных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
В рекламе «Режем ставку по кредитам!» приведено одно условие по вкладу - процентная ставка: «от 10-13% », но не содержатся иные условия (минимальная сумма вклада, минималь-ный срок вклада и др.), определяющие сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.
В рекламе приведены два условия предоставления банком кредитов - процентная ставка («от 15,9%») и размер максимальной сумы кредита («до 500 000 рублей»), однако большая часть условий, определяющих фактическую стоимость кредита и влияющих на нее, отсутствует. 
Таким образом, реклама содержит признаки нарушения п. 2 ч. 2 и ч. 3  ст. 28 Федерального закона «О рекламе».
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказыва-ющего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).  В соответствии с ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
В рекламе «Режем ставку по кредитам!» наименование юридического лица (кредитной организации) отсутствует.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ч.ч. 2, 3 ст. 28 указанного Федерального закона несет рекламодатель, а за нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламодатель и рекламораспространитель.
Согласно п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание ре-кламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы лю-бым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Распространение рекламы «Режем ставку по кредитам! «Банк Хоум Кредит» осуществлялось на основании договора № 03 от 23.01.2012, заключенного между ИП М<...>ой  Е.А. и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (в лице Управляющим операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала банка И<...>ой С.И.).  Подачу заявки на публикацию рекламы и оплату  рекламных услуг осуществлял Управляющий операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» И<...>а С.И.
Таким образом, рекламодателем в данном случае является Управляющий операционным отделением № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» И<...>а С.И., а рекламораспространителем – ИП М<...>а Е.А.
Учитывая, что публикация рекламы носила разовый характер и на данный момент её распространение прекращено, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частями 1-2 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», в соответствии с пунктами 37-45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу «Режем ставку по кредитам! ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», размещенную в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования части 7 статьи 5, части 1, пункта 2 части 2 и части 3 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать, поскольку распространение рекламы прекращено
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Феде-ральной антимонопольной службы по Ульяновской области для возбуждения дела об админи-стративном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Фе-дерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 03.10.2012.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.


Председатель Комиссии                                                                                      К.Ю. П<...>в

Члены Комиссии                                                                                                  Н.В. К<...>а

                                                                                                                                 Т.Ю. Т<...>а


Связанные организации

Связанные организации не указаны