Решение №ИС/1045/24 Решение по делу № 073/06/106-102/2024 от 26 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

21.02.2024 Дело № 073/06/106-102/2024

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи):

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ОГКУ «Ульяновский областной закупочный центр»:

- <…> (доверенность № 1 от 09.01.2024),

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 49 от 09.01.2024),

- от ООО «МЕК-МЕДИКАЛ»:

- <…> (доверенность б/н от 05.05.2023),

- <…> (доверенность б/н от 05.05.2023),

рассмотрев дело № 073/06/106-102/2024 по жалобе ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» (далее также – заявитель) на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624000192 (наименование объекта закупки – «Аппарат рентгеновский для флюорографии легких цифровой

или аналоговый»; заказчик – Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр» (далее также – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее также – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 42 200 000,00 руб., срок окончания подачи заявок 15.02.2024 в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1066-ЭП/24 от 15.02.2024 (дата размещения в ЕИС – 14.02.2024) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» на положения извещения электронного аукциона № 0168500000624000192.

Содержание жалобы составило указание, в том числе на следующее.

По мнению заявителя жалобы, указанное в извещении и приложении к нему наименование объекта закупки не соответствует КТРУ, которое использует заказчик. Кроме того, техническое задание сформировано таким образом, что установленным характеристикам («угол поворота штатива») не соответствует ни одно известное заявителю медицинское оборудование.

Вх. № 1145-ЭП/24 от 19.02.2024 в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание на то, что уполномоченным органом, в рамках установленных полномочий, нарушений при размещении спорной закупки допущено не было.

Вх. № 1200-ЭП/24 от 20.02.2024 в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Закупка осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.12.2020 № 1379н, которым определен перечень оборудования, возможного к приобретению, включающий, в том числе систему рентгеновскую диагностическую стационарную общего назначения, цифровую, которая соответствует коду вида номенклатурной классификации изделий 191220 и коду КТРУ, использованному заказчиком. Технические характеристики оборудования также взяты из использованного КТРУ и позволяют проводить исследования, в том числе маломобильных пациентов.

На заседании Комиссии 20.02.2024, которое проходило в дистанционном режиме, представители заявителя поддержали доводы жалобы, а также пояснили, что из опубликованного проекта контракта следует, что требованиям извещения соответствует товар единственного производителя – АО «МТЛ» (Аппарат универсальный рентгенографический диагностический «УнивеРС-Флюорограф-МТ» по ТУ 26.60.11-057-47245915-2017, модель – УнивеРС-Флюорограф-МТ»-02).

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, дополнительно представители заказчика пояснили, что требованиям технического задания, помимо оборудования АО «МТЛ», соответствует медицинское оборудование производства ООО «С.П.ГЕЛПИК».

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 30 мин. 21.02.2024 для документального анализа материалов дела, заказчику было предложено представить дополнительные документы и сведения, подтверждающие наличие не менее двух производителей, отвечающих требованиям извещения № 0168500000624000192.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 07.02.2024 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000624000192, наименование объекта закупки – «Аппарат рентгеновский для флюорографии легких цифровой или аналоговый» (начальная (максимальная) цена контракта – 42 200 000,00 руб.).

09.02.2024 были опубликованы разъяснения положений извещения.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.02.2024 на участие в указанной закупке поступила единственная заявка, признанная соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

При этом в соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

1. Частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила формирования и ведения КТРУ), правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

В соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается наименование товара, работы, услуги.

Пунктом 4 Правил использования каталога установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Таким образом, Правила использования КТРУ предусматривают, что заказчик обязан использовать наименование товара, работы, услуги, включенное в соответствующую позицию КТРУ.

Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000624000192 является «Аппарат рентгеновский для флюорографии легких цифровой или аналоговый». Аналогичное наименование объекта закупки использовано заказчиком в проекте контракта, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки.

При этом, согласно разделу «Информация об объекте закупки» извещения электронного аукциона № 0168500000624000192, а также пояснениям заказчика, при размещении спорной закупки заказчиком использован КТРУ 26.60.11.113-00000097 «Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая». Аналогичная информация содержится в приложениях к извещению № 0168500000624000192 (файл «Описание объекта закупки» и файл «Обоснование НМЦК»).

Таким образом, заказчиком в извещении и проекте контракта не использовано наименование товара, предусмотренное выбранным КТРУ, что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает требования подпункта 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» является обоснованной в указанной части.

В соответствии с подпунктами 5 и 6 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя информацию, предусмотренную КТРУ и наименование объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего требования пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия отмечает, что приняла решение в рамках выявленного нарушения подпункта 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предписание не выдавать, поскольку в рамках рассмотрения дела № 073/06/106-91/2024 Комиссией Ульяновского УФАС России ранее было выдано предписание об устранении указанного нарушения.

2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.

Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Из буквального толкования указанной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки. Объектом закупки в соответствии с извещением электронного аукциона № 0168500000624000192 является «Аппарат рентгеновский для флюорографии легких цифровой или аналоговый». При этом согласно разделу «Информация об объекте закупки» извещения электронного аукциона № 0168500000624000192, а также пояснениям заказчика, при размещении спорной закупки заказчиком использован КТРУ 26.60.11.113-00000097 «Система рентгеновская диагностическая стационарная общего назначения, цифровая».

Извещением об осуществлении закупки № 0168500000624000192 в структурированном виде, а также приложении к извещению (файл «Описание объекта закупки») заказчиком с использованием КТРУ 26.60.11.113-00000097 установлены функциональные, технические и качественные характеристиками товара, в том числе такая характеристика как: «Угол поворота штатива, град. – более 180».

При этом само по себе использование при описании объекта закупки характеристик, предусмотренных выбранной позицией КТРУ, не освобождает от обязанности по соблюдению требований статей 8 и 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, спорная характеристика: «Угол поворота штатива, град.» в КТРУ 26.60.11.113-00000097 предусматривает вариативность ее использования заказчиком (Более 180, Не более 180, Неважно).

Согласно сведениям, представленным ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» по совокупности характеристик технического задания извещению спорной закупки соответствует товар единственного производителя – АО «МТЛ» (Аппарат универсальный рентгенографический диагностический «УнивеРС-Флюорограф-МТ» по ТУ 26.60.11-057-47245915-2017, модель – УнивеРС-Флюорограф-МТ»-02).

При этом, согласно пояснениям представителя заказчика, описанию предмета закупки по совокупности всех установленных в извещении характеристик соответствуют товары не менее двух производителей – АО «МТЛ» (Аппарат универсальный рентгенографический диагностический «УнивеРС-Флюорограф-МТ» по ТУ 26.60.11-057-47245915-2017, модель – «УнивеРС-Флюорограф-МТ»-02) и оборудование производства ООО «С.П.ГЕЛПИК» (наименование и модель оборудования заказчиком не уточнялись).

Вместе с тем, в ответ на запрос информации Ульяновским УФАС России от ООО «С.П.ГЕЛПИК» получены сведения, согласно которым ООО «С.П.ГЕЛПИК» не производит оборудование, которое бы соответствовало КТРУ 26.60.11.113-00000097.

Заказчиком на рассмотрение жалобы не представлено документального подтверждения и сведений (ответ производителя, включающий сопроводительную техническую документацию на товар и др.), обосновывающих утверждение о наличии не менее 2-х производителей оборудования, соответствующих требованиям извещения, в связи с чем Комиссия Ульяновского УФАС России не может прийти к однозначному выводу о соответствии закупаемого товара товару иных производителей, кроме оборудования производства АО «МТЛ», и описание объекта закупки в указанном виде нарушает положения пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, соответственно, жалоба ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» является обоснованной.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, нарушившего при описании объекта закупки требования пунктов 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «МЕК-МЕДИКАЛ» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протокола подведения итогов определения поставщика, составленного в ходе проведения закупки от 15.02.2024,

- заказчика устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в извещение № 0168500000624000192, продления срока приема заявок на участие в закупке в соответствии с требованиями законодательства,

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-102/2024 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Общество с ограниченной ответственностью "МЕК-МЕДИКАЛ"
ИНН 9729026557, ОГРН 1167746867914
Областное государственное казённое учреждение «Ульяновский областной закупочный центр»
ИНН 7300016734, ОГРН 1237300003016
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944