Решение №123-03 1. Признать жалобу ООО «Строймост» обоснованной в части нена... от 18 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

13.01.2021                                                                                                 Дело № 073/06/33-733/2020

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

 

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>;

 

членов

 

 

в отсутствие сторон

 

 

- начальника отдела <…>,

- ведущего специалиста-эксперта <…>,

 

 

рассмотрев дело № 073/06/33-733/2020 по жалобе ООО «Строймост» (далее - заявитель) на положения документации о проведении электронного аукциона № 0368100007520000463 (наименование объекта закупки – «Поставка изделий медицинских для стерилизатора»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница №172 Федерального медико-биологического агентства», далее - заказчик; начальная (максимальная) цена контракта – 506 436,50 руб.; срок окончания подачи заявок – 31.12.2020 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 9367 от 29.12.2020 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Строймост» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0368100007520000463.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе на поставку изделий медицинских для стерилизатора не соответствует положениям Закона о контрактной системе и ряд характеристик товаров технического задания ограничивает участие, в том числе:

- из жалобы следует, что в позиции 9 технического задания заказчиком установлено требование «все режимы паровой и воздушной стерилизации, кроме режимов стерилизации лекарственных средств, питательных сред, режимов обеззараживания и специальных режимов стерилизации». По мнению заявителя, подобная формулировка исключает возможность поставки индикаторов, которые подходят не только для паровой и воздушной стерилизации, но и для обеззараживания; является избыточной и не отражает функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и ограничивает общество в возможности предложить индикатор «Стеримаг-5ПВ», который подходит по всем параметрам под описание приобретаемого товара, а так же в дополнение может использоваться для контроля обеззараживания, кроме того заявитель жалобы указывает, что данный показатель товара не является характеристикой индикатора;

- в нарушение требования Закона о контрактной системе позиции 11 – 17 технического задания документации содержат указание на конкретные размеры товара;

- особые требования к размеру товара по позиции 4 технического задания соответствуют товару единственного производителя – «Стерит»;

- режимы стерилизации, указанные заказчиком в позиции 5 технического задания документации соответствуют товару единственного производителя – «ХимТест-Фарм-1».

 

Вх. № 38 от 12.01.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание на следующее.

Техническое задание составлено в соответствии с требованиям, установленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик указал необходимые функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки. Кроме того, при описании объекта закупки заказчик руководствовался существующими стандартами, а именно: ГОСТ ISO 11140-1-2011 «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы», ГОСТ Р ИСО 17665-1-2016 «Стерилизация медицинской продукции. Влажное тепло. Часть 1», ГОСТ Р 58163-2018/ISO/IS 17665-3:2013 «Стерилизация медицинской продукции. Влажное тепло. Часть 3», ГОСТ Р ИСО 15882-2012 «Стерилизация медицинской продукции. Химические индикаторы. Руководство по выбору, использованию и интерпретации результатов», которые не содержат указания на термин «обеззараживание». Спорный показатель по позиции 9 технического задания «Режимы стерилизации» является существенным показателем для заказчика, поскольку контрольные значения для стерилизации лекарственных средств и питательных сред и частично обеззараживания лежат до кривой с установленным для индикаторов класса 5 для стерилизации ИМН температурным коэффициентом и коэффициентом корреляции (пункты 11.7 и 12.7. ГОСТ ISO 11140-1-2011), а для обеззараживания медицинских отходов после данной кривой. Индикаторы с подобным описанием выпускают как минимум два производителя: ООО Компания «ТерраМед» (регистрационное удостоверение № РЗН 2017/6417 от 02.11.2017 г.) и ООО «Научно-Производственное Объединение «Маркер» (регистрационное удостоверение № РЗН 2019/8352 от 07.05.2019 г.). Позиции 5 соответствует, в том числе индикаторы «Фарматест», которые имеют или один режим или выпускаются на группу режимов от двух до четырех режимов. Это подтверждается инструкцией по применению индикаторов.

Заказчиком установлены конкретные размеры упаковки для стерилизации исходя из сложившейся потребности учреждения, в том числе практики применения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего реализацию товаров данной группы, и устанавливать требования, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, и комплектации товара, имеющимся у потенциальных участников закупки.

 

На заседании Комиссии 12.01.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась, поддержала представленные письменные возражения. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:00 13.01.2021 г. для документального анализа материалов по делу.

 

На заседании Комиссии 13.01.2021 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:30 13.01.2021 г.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 17.12.2020 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона № 0368100007520000463, наименование объекта закупки – «Поставка изделий медицинских для стерилизатора» (начальная (максимальная) цена контракта – 506 436,50 руб.).

21.12.2020 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

23.12.2020 г. в документацию были внесены изменения.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в аукционе от 11.01.2021 г. на участие в указанной закупке поступило 3 заявки, одна заявка была отклонена.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 12.01.2021 г., ценовое предложение поступило от одного участника закупки, цена была снижена на 0,5 %.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО «Строймот» обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.

 

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Согласно извещению об осуществлении закупки и пункту 8 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0368100007520000463 объектом закупки является поставка изделий медицинских для стерилизатора.

Пункт 9 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0368100007520000463 содержит указание на то, что объект закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1 к документации № 0368100007520000463 содержит наименование товара, требования к его характеристикам, количество, единицы измерения в виде таблицы по 17 позициям, в том числе:

 

Наименование объекта закупки (товара)

Наименование показателя товара

Требование к значению показателя

Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки

4

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

не более 50

указывается конкретное значение показателя

Длина, мм

не более 165

указывается конкретное значение показателя

Длина в рабочем состоянии, мм.

не более 105

указывается конкретное значение показателя

5

Индикатор химический/физический для контроля стерилизации

Режимы стерилизации

110 °С /10 минут, 120 °С /8 минут.

значение показателя не изменяется

9

Индикатор химический/физический для контроля стерилизации

Класс

Не ниже 5 класса

указывается конкретное значение показателя

Диапазон контролируемого режима стерилизации

Все режимы паровой и воздушной стерилизации, кроме режимов стерилизации лекарственных средств, питательных сред, режимов обеззараживания и специальных режимов стерилизации.

значение показателя не изменяется

11

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

75

значение показателя не изменяется

Длина, м

200

значение показателя не изменяется

12

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

120

значение показателя не изменяется

Длина, м

200

значение показателя не изменяется

13

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

100

значение показателя не изменяется

Длина, м

100

значение показателя не изменяется

14

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

150

значение показателя не изменяется

Длина, м

100

значение показателя не изменяется

15

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

200

значение показателя не изменяется

Длина, м

100

значение показателя не изменяется

16

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

250

значение показателя не изменяется

Длина, м

100

значение показателя не изменяется

17

Упаковка для стерилизации, одноразового использования

Ширина, мм

300

значение показателя не изменяется

Длина, м

100

значение показателя не изменяется

 

Техническое задание (приложение № 1 к документации об аукционе) содержит требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. Такие характеристики товара как его размеры по позициям 4, 11 – 17 и «Диапазон контролируемого режима стерилизации» по позиции 9 определены заказчиком, непосредственно применяющего закупаемые индикаторы, исходя из его потребностей, связанных с оказанием медицинской помощи населению.

В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.

Из системного толкования приведённых выше норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

При этом, как следует из пояснений представителя заказчика в рамках указанной закупки учреждению по позиции 9 не требуются индикаторы для режимов обеззараживания. Кроме того, требование «не предназначен для контроля процессов стерилизации лекарственных средств, питательных сред и обеззараживания», не только обусловлено отсутствием у заказчика потребности в таких характеристиках товара, но и направлено на предотвращение ситуаций, когда из-за некорректной работы стерилизатора процесс стерилизации не будет осуществлен должным образом, но индикатор (который как раз предназначен для выявления таких ситуаций) сработает и будет показывать успешное завершение цикла стерилизации, что повлечет использование нестерильного медицинского изделия при оказании медицинской помощи, создавая угрозу жизни и здоровью граждан. Показатель «Индикатор стерилизации пригоден для всех режимов паровой и воздушной стерилизации» - является основным показателем, который не может изменяться. Показатель «за исключением режимов стерилизации лекарственных средств, питательных сред, режимов обеззараживания и специальных режимов стерилизации» – является таким минимальным и (или) максимальным значением необходимого заказчику показателя. Так как контрольные значения для стерилизации лекарственных средств и питательных сред и частично обеззараживания лежат до кривой с установленным для индикаторов класса 5 для стерилизации ИМН температурным коэффициентом и коэффициентом корреляции (п. 11.7 и п. 12.7. ГОСТ ISO 11140-1-2011), а для обеззараживания медицинских отходов после данной кривой.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком, в том числе и право указать необходимые заказчику размеры товара.

При этом, согласно сведениям, представленным заказчиком товарам по позициям 4, 9, 11-17 технического задания соответствует товар не менее двух производителей, доказательств обратного заявителем не представлено

Учитывая вышеизложенное, Комиссия Ульяновского УФАС России, приходит к выводу, что заказчиком в аукционной документации по указанным позициям установлены требования к товару с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемой деятельности, что не нарушает положения Закона о контрактной системе, и жалоба ООО «Строймост» в указанной части является необоснованной.

 

Вместе с тем, заказчиком не представлено документов и сведений, позволяющих прийти к однозначному выводу о том, что по совокупности требований к техническим характеристикам товара по позиции 5, установленным в приложении № 1 к документации соответствует товар не менее чем двух производителей, поскольку согласно сведениям регистрационных удостоверений и инструкций по применению индикаторы производства ООО «НПФ «ВИНАР» («ФармаТЕСТ) и индикаторы «СТЕРИМАГ-5П» не имеют необходимые заказчику режимы стерилизации - 110 °С /10 минут, 120 °С /8 минут. Таким образом, единственным товаром, соответствующим всем установленным в позиции 5 технического задания требованиям, является индикатор «ХимТест-Фарм-1».

Иных документов и сведений, подтверждающих указанный довод заказчиком также представлено не было.

Указанные действия по формированию описания объекта закупки, которому соответствует единственный производитель нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе допущено заказчиком, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, жалоба ООО «Строймост» является обоснованной в указанной части.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Строймост» обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- аукционную комиссию устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены проколов, составленных в ходе проведения закупки № 0368100007520000463,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и аукционную документацию № 0368100007520000463, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/33-733/2020 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

 

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны