Решение №ИС/5437/23 Решение по делу № 073/06/106-753/2023 от 17 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

15.11.2023 Дело № 073/06/106-753/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя комиссии

- заместителя руководителя управления – начальника отдела <…>,

членов комиссии:

в присутствии

(с использованием

системы видео-конференц-связи)

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России:

- <…> (доверенность № 101 от 14.12.2022),

 

рассмотрев дело № 073/06/106-753/2023 по жалобе ИП Т<…> (далее – заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000508 (наименование объекта закупки – «Оказание услуг по физической охране, охране товарно-материальных ценностей, в том числе с помощью системы централизованного наблюдения и кнопки тревожной сигнализации»; заказчик – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федеральное медико-биологическое агентство (далее – заказчик); начальная (максимальная) цена контракта – 8 068 668,48 руб., срок окончания подачи заявок 09.11.2023 в 07 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 6962-ЭП/23 от 09.11.2023 (дата размещения в ЕИС – 08.11.2023) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ИП Т<…> на положения извещения о проведении электронного аукциона № 0368400000223000508.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя, извещение об осуществлении закупки не соответствует требованиям законодательства, а именно, в нарушение требований законодательства, заказчик не установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 34 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571, поскольку объектом закупки является оказание услуг по охране.

Вх. № 7083-ЭП/23 от 13.11.2023 в Ульяновское УФАС России от ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Контрольный орган в сфере закупок должен был отказать в приеме жалобы к рассмотрению по существу, так как заявитель не обладает специальной правоспособностью, а его законные права и интересы не могут быть нарушены действиями заказчика при проведении спорной закупки. Участником спорной закупки может быть только ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области», и при необходимости заказчик устанавливает требования, предусмотренные пунктом 34 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571.

На заседании Комиссии 14.11.2023, проводимом в дистанционном режиме, представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, поддержал представленные письменные возражения в полном объеме. В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15 час. 15 мин. 15.11.2023 для документального анализа материалов дела.

Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

В единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) 31.10.2023 было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0368400000223000508, наименование объекта закупки – «Оказание услуг по физической охране, охране товарно-материальных ценностей, в том числе с помощью системы централизованного наблюдения и кнопки тревожной сигнализации» (начальная (максимальная) цена контракта – 8 068 668,48 руб.).

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2023 на участие в закупке поступила единственная заявка, признанная соответствующей требованиям извещения и законодательства.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение оставить жалобу ИП Т<…> без рассмотрения. При этом Комиссия исходила из следующего:

1. Глава 6 (статьи 105, 106) Закона о контрактной системе устанавливает возможность защиты прав участников закупки в административном порядке путем обжалования в контрольный орган в сфере закупок действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Согласно части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Следовательно, условием для подачи жалобы в соответствии с Законом о контрактной системе является изначальное наличие у участника закупки прав и законных интересов, которые при осуществлении закупки нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля.

Извещением об осуществлении закупки № 0368400000223000508 установлено, что участник закупки должен являться лицом, осуществляющим частную охранную деятельность, так как заказчику необходимы услуги государственной охранной структуры (пункт 13 Перечня объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, приложения № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности»).

Заявитель, к субъектам, имеющим право оказывать услуги государственной охраны, не относится.

Механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов, состоящих в удовлетворении государственных (муниципальных) нужд при обеспечении экономности и результативности соответствующих бюджетных ассигнований (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2020 № 303-ЭС19-20549, от 27.02.2020 № 307-ЭС19-21226, 08.02.2021 № 305-ЭС20- 18251).

В связи с этим, положения главы 6 (статьи 105, 106) Закона о контрактной системе должны толковаться и применяться таким образом, чтобы обеспечить восстановление прав участников закупки, исключить возможность злоупотребления правом как со стороны участников закупки, так и заказчиков, обеспечить удовлетворение публичных интересов.

Следовательно, права и законные интересы заявителя в данном случае не затрагиваются, не могут быть нарушены и по результатам рассмотрения жалобы не могут быть восстановлены.

Одновременно с этим, в силу части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.

10.11.2023 в адрес заявителя было направлено уведомление о принятии жалобы к рассмотрению, согласно которому, в целях реализации прав, предусмотренных частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявителю необходимо было предоставить доверенность для принятия участия в рассмотрении указанной жалобы.

Заявитель явку своих полномочных представителей не обеспечил, сведений (информацию) и документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, не предоставил.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, в связи с тем, что жалоба заявителя подана с нарушением части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, управление сообщает об отказе в принятии жалобы заявителю к рассмотрению по существу.

2. При проведении внеплановой проверки на основании подпункта «б» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Ульяновского УФАС России установлено следующее.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

На основании части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).

Позицией 34 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 2571) установлено, что в случае осуществления закупки по услугам по обеспечению охраны объектов (территорий), заказчик устанавливает следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Пунктом 3 Постановления № 2571 установлено, что позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Согласно извещению № 0368400000223000508 объектом закупки является оказание охранных услуг, начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 8 068 668,48 руб.

При том в извещении № 0368400000223000508 не установлены дополнительные требования согласно пункту 34 Постановления № 2571.

Дополнительно необходимо отметить, что правоспособность участника закупки (частная или государственная охрана) не образует условия для применения дополнительного требования, предусмотренных пунктом 34 Постановления № 2571.

Формирование извещения в указанном виде не соответствует требованиям части 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.

При этом Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания об устранении выявленного нарушения, поскольку на участие в закупке подана единственная заявка – от субъекта, оказывающего соответствующие услуги (ФГКУ «УВО ВНГ России по Ульяновской области») и имеющего, согласно сведением ЕИС, предусмотренный пунктом 34 Постановления № 2571 опыт, в связи с чем Комиссия считает, что выявленное нарушение не повлияло на результаты осуществления закупки.

Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП Т<…>не подлежащей рассмотрению.

2. Признать в действиях заказчика нарушение частей 4, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Учитывая, что допущенное нарушение не повлияло на результат определения поставщика, предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-753/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ФГБУ ФНКЦРиО ФМБА России
ИНН 7329028362, ОГРН 1187325014117