Решение №КП/1126/23 Решение по делу № 073/06/106-122/2023 от 21 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

16.03.2023 Дело № 073/06/106-122/2023

г. Ульяновск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления <…>,

членов

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференц-

связи),

- заместителя начальника отдела <…>,

- специалиста-эксперта <…>,

- от Агентства государственных закупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 34 от 09.01.2023 г.),

- от Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области, комиссии по осуществлению закупок:

- <…> (доверенность № 19-д от 06.03.2023 г., паспорт),

рассмотрев дело № 073/06/106-122/2023 по жалобе ООО «Урал Автоматизация» (далее - заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0168500000623000446 (наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2023-нр5172 Ноутбуки в рамках национального проекта «Образование»; заказчик – Министерство просвещения и воспитания Ульяновской области (далее – заказчик), уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области (далее – уполномоченный орган); начальная (максимальная) цена контракта – 14 865 747,00 руб., дата подведения итогов – 07.03.2023 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 1227-ЭП/23 от 09.03.2023 г. (дата размещения в ЕИС – 09.03.2023 г.) в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «Урал Автоматизация» на действия комиссии при проведении электронного аукциона № 0168500000623000446.

По мнению заявителя жалобы, заявка общества неправомерно была отклонена, так как товар, предлагаемый к поставке, соответствует всем установленным заказчиком требованиям – предусматривает наличие предустановленной операционной системы, которая включена в соответствующий реестр.

Вх. № 1360-ЭП/23 от 13.03.2023 г. в Ульяновское УФАС России от уполномоченного органа поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Комиссия по осуществлению закупок подвела итоги определения поставщика 07.03.2023 г., которые отражены в соответствующем протоколе.

Вх. № 1375-ЭП/23 от 14.03.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Заявка ООО «Урал Автоматизация» была отклонена в связи с тем, что заявитель изменил наименование показателя товара, что недопустимо согласно инструкции по заполнению заявки. Предлагаемое участником закупки описание объекта закупки не отвечает требованиям Постановления Правительства РФ № 145 и в дальнейшем при формировании сведений об исполнении контракта это не позволит сформировать в ЕИС спецификацию, которая формируется через функционал региональной системы АЦК-Госзаказ, не позволяющий указать отличные от КТРУ характеристики.

На заседании Комиссии 15.03.2023 г., проводимом в дистанционном режиме, представитель заявителя поддержал доводы жалобы, представитель уполномоченного органа, заказчика и член комиссии по осуществлению закупок с доводами жалобы не согласились, поддержали представленные письменные возражения, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 15:00 16.03.2023 г. для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 1437-ЭП/23 от 16.03.2023 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили дополнения к возражениям на жалобу, содержащие указание, в том числе на следующее.

Инструкция по заполнению заявки предусматривает указание показателей товара в объеме, установленном извещением об осуществлении закупки. При этом номера реестровых записей не относятся к характеристикам предлагаемого товара.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 17.02.2023 г. было опубликовано извещение о проведении электронного аукциона № 0168500000623000446, наименование объекта закупки – «Шифр: 73-2023-нр5172 Ноутбуки в рамках национального проекта «Образование» (начальная (максимальная) цена контракта – 14 865 747,00 руб.).

Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 03.03.2023 г. на участие в указанной закупке поступило 9 заявок, ценовые предложения поступали от 8 участников, цена была снижена на 44,42 %.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.03.2023 г. заявки 2 участников признаны несоответствующими требованиям извещения и законодательства и отклонены.

Рассмотрев представленные материалы и проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Ульяновского УФАС России приняла решение признать жалобу ООО «Урал Автоматизация» обоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000623000446 объектом закупки является поставка ноутбуков.

Подпунктом «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, содержащее с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В пункте 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

Статьей 43 Закона о контрактной системе установлены требования к содержанию заявки на участие в закупке.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).

В пункте 5 приложения «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» к извещению № 0168500000623000446 установлены аналогичные требования, а также указано, что данная информация предоставляется с учетом пунктов 5, 8 Инструкции по заполнению заявки.

В ходе документального анализа требований извещения № 0168500000623000446 и заявок на участие в указанной закупке, полученных от оператора электронной площадки, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

Приложением к извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000623000446 является файл «Описание объекта закупки.doc», который содержит таблицу, в которой установлены требования к товару, в том числе показатели товара, требования к значениям показателей и требования заказчика к указанию значений показателей участником закупки, в том числе такой показатель как:

№ п/п

Наименование товара

Код позиции

Наименование показателя товара, единица измерения

Требование к

значению

показателя

Требование заказчика к указанию значения показателя участником закупки

1

Ноутбук

26.20.11.110-00000165

Предустановленная операционная система

Да

Значение не изменяется

Также в пункте 3 приложения к извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000623000446 файла «Описание объекта закупки.doc» содержится следующее требование к поставляемому товару (без установления требований заказчика к виду и форме предоставления данной информации участником закупки в заявке): «Ноутбуки поставляются в комплекте с предустановленной операционной системой с графическим пользовательским интерфейсом, сведения о которой включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (с указанием реестрового номера)».

Пунктом 9 приложения «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» к извещению № 0168500000623000446 также установлено требование об указании номеров реестровых записей в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

Пункты 5, 8 раздела «Инструкция по заполнению заявки» приложения «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» к извещению № 0168500000623000446 содержат особенности указания характеристик товара при описании товара участниками.

Из положений извещения о проведении электронного аукциона № 0168500000623000446 следует, что участник закупки в заявке должен подтвердить наличие предустановленной операционной системы с графическим пользовательским интерфейсом, сведения о которой включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также предоставить в составе заявки информацию о соответствующих реестровых номерах.

Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

В соответствии с протоколом подведения итогов от 07.03.2023 г. заявка № 224 (ООО «Урал Автоматизация») была признана несоответствующей требованиям документации и законодательства на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, с указанием следующего обоснования отклонения заявки: «Обоснование: следующие показатели предлагаемого товара не соответствуют требованиям извещения, а именно наименование показателя товара, единица измерения, требования к значению показателя не должно изменяться: - позиция № 1 Ноутбук (Предустановленная операционная система).;; Положение закона: п.1 ч.12 ст.48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Требования извещения, описание объекта закупки. Обоснование: следующие показатели предлагаемого товара не соответствуют требованиям извещения, а именно наименование показателя товара, единица измерения, требования к значению показателя не должно изменяться: - позиция № 1 Ноутбук (Предустановленная операционная система)».

Так, заявка № 224 (ООО «Урал Автоматизация») содержит характеристики предлагаемого к поставке товара, соответствующие требованиям, установленным заказчиком, в том числе:

Наименование показателя товара, единица измерения

Требование к значению показателя

Предустановленная операционная система

(Запись в реестре №369 от 08.04.2016, Astra Linux)

Да

Из заявки № 224 (ООО «Урал Автоматизация») следует, что участник закупки в заявке подтвердил наличие предустановленной операционной системы с графическим пользовательским интерфейсом, сведения о которой включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и указал соответствующий реестровый номер, как это предусмотрено извещением об осуществлении закупки № 0168500000623000446, требования к значению показателя изменены не были.

Также указание на номер реестровой записи из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, при условии отсутствия регламентации в инструкции по заполнению заявки порядка указания данных сведений, не может быть расценена как изменение значения показателя товара, поскольку целью установления таких показателей является определение соответствия предлагаемых участником товаров требования заказчик, а предложенный в заявке № 224 (ООО «Урал Автоматизация») товар с измененной формулировкой значения показателя «Предустановленная операционная система» также будет соответствовать потребности заказчика.

Действия комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок и признании заявки № 224 (ООО «Урал Автоматизация») несоответствующей требованиям извещения и законодательства нарушают положения подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.

Таким образом, жалоба ООО «Урал Автоматизация» является обоснованной.

Включение информации о номерах реестровых записей в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации не может быть расценено как изменение показателя товара или изменения значения показателя товар участником, так как указанная информация не относятся к характеристикам предлагаемого товара, а также указанные сведения не являются показателями этих характеристик, порядок ее предоставления в составе заявки не регламентирован извещением, в том числе, инструкцией по заполнению заявки, включенной в приложение «Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке» к извещению № 0168500000623000446 и пунктом 3 приложения к извещению о проведении электронного аукциона № 0168500000623000446 файла «Описание объекта закупки.doc».

Вместе с тем, Комиссия Ульяновского УФАС России по результатам рассмотрения жалобы и с учетом пояснения сторон приходит к выводу, что необоснованное отклонение заявки заявителя произошло в связи с ненадлежащим исполнением заказчиком требований части 2 статьи 33 и пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком не регламентированы требования о предоставлении части информации в заявке (номеров реестровых записей в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации) с учетом последующего заполнения спецификации к контракту в региональной системе АЦК-Госзаказ.

Формирование описания объекта закупки и инструкции по заполнению заявки в указанном виде не соответствует требованиям части 2 статьи 33 и пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и вводит участников закупки в заблуждение.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя наименование и описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Действия заказчика, установившего в извещении ненадлежащее описание объекта закупки и инструкцию по заполнению заявки, не соответствуют требованиям части 2 статьи 33 и пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Урал Автоматизация» обоснованной.

2. Признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33 пункта 3 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.

3. Обязать:

- комиссию по осуществлению закупок устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0168500000623000446,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение № 0168500000623000446, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/106-122/2023 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Председатель комиссии:

<…>

Члены комиссии:

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

ООО "Урал Автоматизация"
ИНН 7453289721, ОГРН 1157453012155
АГЗ УО
ИНН 7325169669, ОГРН 1207300004944
Министерство просвещения и воспитания УО
ИНН 7325057605, ОГРН 1057325098082