Решение №3309-03 1. Признать жалобу ООО ТД «МПП» обоснованной. 2. Признать жа... от 16 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

13.07.2021                                                                                                 Дело № 073/06/23-412/2021

г. Ульяновск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:

председателя

- заместителя руководителя управления – начальника отдела

<…>;

членов

 

 

в присутствии

(с использованием

системы видеоконференцсвязи),

- ведущего специалиста-эксперта <…>;

- специалиста-эксперта <…>,

 

- от Агентства госзакупок Ульяновской области:

- <…> (доверенность № 15 от 11.01.2021 г.),

- от ГУЗ УОКБ:

- <…> (доверенность № 01/2021 от 12.01.2021 г.),

- от ООО ТД «МПП»:

- <…> (доверенность № 19 от 03.11.2020 г.),

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 073/06/23-412/2021 по жалобам ООО «ЭВОТРОНИКА» и ООО ТД «МПП» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168500000621002392 (наименование объекта закупки – «Расходный материал для реанимации»; заказчик – Государственное учреждение здравоохранения Ульяновская областная клиническая больница, далее – заказчик, уполномоченный орган – Агентство государственных закупок Ульяновской области, далее – уполномоченный орган; начальная (максимальная) цена контракта – 14 345 081,00 руб., срок окончания подачи заявок – 07.07.2021 г. в 09 час. 00 мин.) по признакам нарушения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе) в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Вх. № 5034 от 06.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО ТД «МПП» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168500000621002392.

Содержание жалобы составило указание на следующее.

По мнению заявителя жалобы, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, в частности документация содержит ненадлежащее обоснование включения дополнительных, не предусмотренных КТРУ, характеристик, поскольку указанная заказчиком фраза «Отсутствие данного параметра в описании не позволяет определить потребность заказчика» не раскрывает потребность заказчика в каждой отдельно взятой позиции. Позиции 4, 6 – 8 технического задания вовсе не нуждаются в обосновании включения каких-либо характеристик, поскольку КТРУ по данным товарам не содержат описания. Кроме того, заявитель жалобы указывает, что описание объекта закупки по позициям 1 -2, 6 - 8 сформировано таким образом, что делает невозможным применение Постановления Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г.

 

Вх. № 5035 от 06.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО «ЭВОТРОНИКА» на положения документации о проведении электронного аукциона № 0168500000621002392.

По мнению заявителя жалобы заказчик нарушил правила описания объекта закупки, излишне детализировал описание, чем ограничил допуск к участию, в том числе:

1) обоснование включения дополнительных характеристик, не предусмотренных КТРУ не соответствует законодательству, в том числе таких как «эффективность вирусной фильтрации - %»;

2) характеристика «Эффективность бактериальной фильтрации %» дублирует и сужает установленную КТРУ характеристику «эффективность фильтрации бактерий»;

3) по позиции 1 и 2 заказчиком использованы показатели из КТРУ «Внутренний объем» и одновременно включена дополнительная характеристика «Мертвое пространство», которые являются идентичными, при этом значения, установленные в данных характеристик являются взаимоисключающими;

4) в позицию 1 необоснованно включена характеристика «Вес» с некорректным указанием единиц измерения параметра;

5) характеристика «Коннекторы: 22 ммF/15ммМ – 22ммМ/15ммF» позиции 1 установлена в соответствии с техническим регламентом, не действующим на территории РФ и не соответствует ГОСТ;

6) характеристики «Сопротивление потоку Па/30 л/мин. - 96 Па; Па/60 л/мин - 224 Па; Па/90 л/мин- 398 Па» и «Сопротивление потоку см H2O/30 л/мин - 0,97; см H2O/ 60 л/мин - 2,28; см H2O/90 л/мин - 4,05» позиции 1 соответствуют единственному производителю;

7) характеристика «Изделие изготовлено в режиме чистых помещений» позиции 1 не относится к товару;

8) характеристика «порт для капнографии» позиции 2 противоречит описанию товара, указывающему на то, что дополнительных функций быть не должно;

9) характеристики «Площадь фильтрующей мембраны: кв. см.», «Диаметр корпуса: мм» позиции 2 являются избыточными;

10) характеристика «Сопротивление потоку: при 30 л/мин - 78,45 Па (0,8 см Н2О), при 60 л/мин - 166,70 Па (1,7 см Н2О), при 90 л/мин - 264,77 Па (2,7 см Н2О)» позиции 2 указывает на единственного производителя;

11) характеристика «Патрубок длиной 67 см.» позиции 3 ограничивает число участников, поскольку заявителю не известен товар с такой характеристикой;

12) позиции 6 и 7 содержат такую характеристику как «Материал», требования к которой ограничивает число участников закупки.

 

Вх. № 5093 от 08.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «ЭВОТРОНИКА» поступили дополнения к жалобе, содержащие указание на то, что заявитель считает понятия «компрессионный объем», «внутренний объем» и «мертвое пространство» идентичными и в случае использования заказчиком понятия «мертвое пространство» данный показатель должен быть расшифрован и обоснован.

 

Вх. № 5121 от 09.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России поступили возражения на жалобы от уполномоченного органа, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций и полномочий. Заказчик вправе самостоятельно принимать решение об объекте и условиях закупки в соответствии с собственными потребностями и спецификой деятельности. Описание объекта закупки сформировано заказчиком исходя из его потребностей, при этом документация содержит обоснование использования дополнительных характеристик. Кроме того, на участие в указанной закупке было подано 6 заявок, что свидетельствует об отсутствии ограничения числа участников.

 

Вх. № 5169 и 5170 от 12.07.2021 г. в Ульяновское УФАС России от заказчика поступили возражения на жалобы, содержащие указание, в том числе, на следующее.

Заказчик указывает, что согласен с доводами жалобы ООО ТД «МПП», поскольку при формировании технического задания был допущен ряд технических ошибок.

С доводами жалобы ООО «ЭВОТРОНИКА» заказчик не согласился по следующим основаниям.

Аукционная документация по обжалуемой закупке составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Заказчик сформировал описание объекта закупки, исходя из потребностей учреждения и требований Закона о контрактной системе. При формировании описания объекта закупки заказчиком были применены соответствующие коды КТРУ, а также указаны обязательные для применения технические характеристики медицинских изделий. Перед составлением описания объекта закупки заказчиком был проведен анализ представленных на рынке Российской Федерации медицинских изделий, в ходе которого заказчик определил важные для эффективности лечебного процесса в учреждении характеристики и параметры изделий, вошедших в лот. Заказчиком не было допущено ограничение количества участников закупок, так как по имеющейся у него информации под совокупность требований подходит продукция нескольких производителей, что подтверждается количеством допущенных до торгов заявок.

 

На заседании Комиссии в форме дистанционного рассмотрения 12.07.2021 г. представители заявителей поддержали доводы жалоб, представитель уполномоченного органа с жалобами не согласилась, поддержала представленные возражения, представитель заказчика согласился с доводами жалобы ООО ТД «МПП», возражал против доводов жалобы ООО «ЭВОТРОНИКА» и поддержал представленные письменные возражения, в рассмотрении жалоб объявлялся перерыв до 15:30 13.07.2021 г. для анализа материалов по делу.

 

Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.

В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 28.06.2021 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона 0168500000621002392 (наименование объекта закупки – «Расходный материал для реанимации» (начальная (максимальная) цена контракта – 14 345 081,00 руб.).

02.07.2021 г. и 05.07.2021 г. были опубликованы разъяснения положений документации.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.07.2021 г. на участие в указанной закупке поступило 6 заявок, одна заявка была отклонена.

В соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 09.07.2021 г. предложения о цене контракта было подано 5 участниками закупки, цена контракта была снижена на 56,11 %.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 09.07.2021 г. заявки всех участников закупки была признаны соответствующими требованиям документации и законодательства.

 

Рассмотрев представленные материалы, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО ТД «МПП» обоснованной, жалобу ООО «ЭВОТРОНИКА» обоснованной в части нарушения требований при описании объекта закупки.

 

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Правила, КТРУ), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога.

Пунктом 5 Правил предусмотрено право заказчика указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Согласно пункту 6 Правил использования каталога, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно пункту 7 Правил использования каталога, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

Исходя из совокупности вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, Правила обязывает Заказчика применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик.

Согласно пунктам 9 и 10 раздела 1 «Общие сведения о закупке» документации № 0168500000621002392 объектом закупки является расходный материал для реанимации, описание объекта закупки содержится в приложении № 1 к документации.

Приложение № 1, содержит таблицу с функциональными, техническими и качественными характеристиками товара, в том числе, наименование товара по 8 позициям, указание на код позиции, наименование показателя товара, единицы его измерения, требования к значению показателя, требования заказчика к указанию значению показателя участником закупки, обоснование, предусмотренное КТРУ и статьей 33 Закона о контрактной системе, единицы измерения и количество.

В ходе анализа приложения № 1 «Описание объекта закупки и количество» документации № 0168500000621002392 Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее:

 

1) Приложение № 1 к документации содержит характеристики товаров, отличные от установленных в КТРУ, в том числе, дополняющие и уточняющие по отношению к КТРУ, в также, характеристики товаров, не предусмотренные соответствующими техническими регламентами (например, «мертвое пространство», «эффективность бактериальной фильтрации», «Коннекторы: 22 ммF/15ммМ – 22ммМ/15ммF», «Сопротивление потоку» и т.д.) при этом в качестве обоснования включения дополнительных и отличных от стандартных характеристик заказчиком в соответствующей таблице приложения № 1 указана фраза «Отсутствие данного параметра в описании не позволяет определить потребность заказчика».

Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу, что указанное в документации обоснование использования дополнительных и не предусмотренных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показателей, условных обозначений и терминологии не соответствует положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и пункта 6 Правил, поскольку данное обоснование не раскрывает необходимости установления таких дополнительных и не стандартных характеристик с точки зрения целей применения для оказания медицинской помощи пациентам и не отражает потребность заказчика.

Учитывая изложенное, жалобы ООО ТД «МПП» и ООО «ЭВОТРОНИКА» являются обоснованными в указанной части.

 

2) В силу части 9 статьи105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако ООО «ЭВОТРОНИКА» не представлено документов и сведений, однозначно и неопровержимо подтверждающих тот факт, что спорные требования («мертвое пространство», «эффективность бактериальной фильтрации», «Коннекторы: 22 ммF/15ммМ – 22ммМ/15ммF», «Сопротивление потоку», «Изделие изготовлено в режиме чистых помещений», «Порт для капнографии», «Площадь фильтрующей мембраны», «Диаметр корпуса», «Антибактериальная эффективность», «Антивирусная эффективность», «Материал: изготовлен из медицинского ПВХ», «Патрубок длиной 67 см.») каким-либо образом ограничило участников закупки, с учетом того факта, что на участие в данной закупке было подано 6 заявок, а также с учетом того, заявителем не представлено доказательств того, что у заказчика объективно отсутствует необходимость в получении именно тех товаров, с теми характеристиками, которые указаны в аукционной документации Комиссия Ульяновского УФАС России приходит к выводу что жалоба ООО «ЭВОТРОНИКА» в указанной части является необоснованной. 

 

3) Приложение № 1 в позиции 1 содержит в том числе, такую характеристику как «Вес» тепло/влагообменника/бактериального фильтра, нестерильного, единица измерения которого указана как «г.», вместе с тем, указание на не корректную с точки зрения физики единицу измерения веса не может быть признано нарушением Закона о контрактной системе, поскольку из совокупности характеристик товара, указанных в приложении № 1 по данной позиции ясно о каком именно параметре товара идет речь. Кроме того, на участие в указанной закупке поступило 6 заявок, что также свидетельствует о том, что указанное некорректное использование единиц измерения веса не препятствует формированию предложения для участия в закупке и что жалоба ООО «ЭВОТРОНИКА» в указанной части является необоснованной.

 

4) Относительно доводов ООО ТД «МПП» о невозможности применения Постановления Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г. Комиссия Ульяновского УФАС России поясняет следующее.

Указанное постановление Правительства РФ принято во исполнение статьи 14 Закона о контрактной системе и содержит ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. При этом, данный подзаконный акт не предусматривает непосредственно запрет на поставку отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, а описывает механизм, реализующий требования статьи 14 Закона о контрактной системе при определённых условиях, которые могут возникнуть в ходе осуществления закупки, в случае если указанные условия не наступают, то и Постановление Правительства РФ № 102 от 05.02.2015 г. не применятся.

Из положений Закона о контрактной системе следует, что определение характеристик товара относится к компетенции заказчика и его конкретных потребностей. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию лотов на поставку товаров в соответствии с его потребностями, спецификой деятельности, необходимостью бесперебойного и своевременного оказания помощи пациентам с учетом ограничений, установленных законодательством.

Согласно пояснениям представителя заказчика, в рассматриваемом случае заказчик видит возможность для внесения в техническую часть документации ряда изменений, расширяющих круг потенциальных поставщиков, в том числе, предлагающих товар производства Российской Федерации и соглашается с доводами жалобы ООО ТД «МПП».

Таким образом действия заказчика по формированию описания объекта в указанном виде нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Учитывая изложенное, жалоба ООО ТД «МПП» в указанной части является обоснованной.

 

В соответствии с подпунктом 8 пункта 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26.03.2020 г. № 6/139-П, заказчик формирует заявку на осуществление закупки, которая включает в себя описание объекта закупки. Действия заказчика, установившего в документации об аукционе ненадлежащим образом описание объекта закупки, не соответствуют требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,

 

РЕШИЛА:

               

1. Признать жалобу ООО ТД «МПП» обоснованной.

2. Признать жалобу ООО «ЭВОТРОНИКА» обоснованной в части нарушения требований при описании объекта закупки.

2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145.

3. Обязать:

- аукционную комиссию устранить допущенное заказчиком нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки № 0168500000621002392,

- заказчика устранить допущенное нарушение путем внесения изменений в извещение и аукционную документацию № 0168500000621002392, продления срока приема заявок на участие в аукционе в соответствии с требованиями законодательства, 

на что выдать предписание.

4. Передать материалы дела № 073/06/23-412/2021 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Председатель комиссии

<…>

 

Члены комиссии

 

<…>

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны