Решение б/н Постановление о назначении административного наказания в отн... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

══════════════════════════════════════════════════════════════════════════

ул. Спасская, д. 8, г. Ульяновск, 432970, ГСП, тел.: 41-32-03

www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 10
о назначении административного наказания
 

10.01.2013                                                                                                       ДЕЛО № 9242-К/05-2012

г. Ульяновск
 

Заместитель руководителя - начальник отдела Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области Спиридонов Иван Иванович, рассмотрев материалы дела о совершении управляющим операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» (далее - ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», банк) Н. (далее - Н.), правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие Н.,

УСТАНОВИЛ:

В Ульяновское УФАС России поступило обращение некоммерческого партнерства «Ассоциация Коммуникационных Агентств Ульяновской области» (далее - НП «АКАУ») о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № 17 от 18.06.2012, вх. № 5273 от 21.06.2012).  В частности, в обращении указано, что в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012 на странице 9 размещена реклама «Режем ставку по кредитам!», нарушающая ст. 9 и ч.ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»).

Ульяновским УФАС России определением от 06.08.2012 по факту распространения в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012 рекламы «Режем ставку по кредитам!» ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», содержащей признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» (служебная записка № 544 от 30.07.2012) возбуждено дело № 8877/05-2012.  К участию в деле в качестве заявителя привлечено НП «АКАУ», в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, - учредитель газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» М<>, являющаяся индивидуальным предпринимателем (далее - ИП М<>Е.А.), а также ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

По результатам рассмотрения дела № 8877/05-2012 решением Ульяновского УФАС России от 25.09.2012 реклама «Режем ставку по кредитам!» ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», размещенная в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012, признана ненадлежащей, нарушающей требования ч. 7 ст. 5, ч. 1, п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Из представленных в ходе рассмотрения дела № 8877/05-2012 материалов, а также материалов, представленных ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» 28.09.2012 (исх № 1-1-3-7/11496 от 27.09.2012, вх. № 8521 от 28.09.2012), усматривается, что управляющий операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н. , имея право заключать (подписывать) от имени банка только договоры банковского счета/банковского вклада с физическими лицами, по собственной инициативе заключила с ИП М<>й Е.А. договор на размещение рекламы банка в газете «ПОЗИТИВ Димитровград», не согласовав его с руководством ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».  Оплату услуг ИП Мо<>ой Е.А. Н. осуществила за счет собственных средств.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. вынесено определение от 13.12.2012 о возбуждении в отношении управляющего операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н. дела об административном правонарушении № 9242-К/05-2012 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Составление протокола об административном правонарушении назначено на 27.12.2012 в 10 час. 00 мин.  Определение от 13.12.2012 направлено Н. заказным письмом с уведомлением № 43206857561465 от 13.12.2012, которое получено лично Н. 14.12.2012.

24.12.2012 Н.. в Ульяновское УФАС России по электронной почте представлены письменное пояснение и иные документы (вх. № 11037 от 24.12.2012), из которых следует, что Н. 23.01.2012 при заключении с ИП М<>вой Е.А. договора на размещении рекламы был согласован оригинал-макет рекламы, отличный от макета рекламы, опубликованной в газете «ПОЗИТИВ Димитровград».  По мнению Н., нарушение произошло вследствие действий рекламораспространителя (ИП М<>ой Е.А.), который самостоятельно разместил в рекламе информацию, нарушающую законодательство Российской Федерации о рекламе.  В связи с данными обстоятельствами Н. просит прекратить производство по делу об административном правонарушении № 9242-К/05-2012.

Заместителем руководителя - начальником отдела Ульяновского УФАС России Спиридоновым И.И. 27.12.2012 в отношении Н. в ее присутствии составлен протокол об административном правонарушении № 601 по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.  Копия протокола № 601 от 27.12.2012 и определение от 27.12.2012 о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении № 9242-К/05-2012 на 10.01.2013 в 14 час. 30 мин. вручены лично Н. под роспись 27.12.2012.

10.01.2013 в Ульяновское УФАС России по электронной почте от Н. поступили документы, запрошенные определением от 27.12.2012, и письменное пояснение, в котором Н., поддерживая ранее приведенные доводы, просит признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием.

Из материалов дела о нарушении законодательства о рекламе № 8877/05-2012 и дела об административном правонарушении № 9242-К/05-2012 усматривается следующее.

В Ульяновское УФАС России поступило обращение НП «АКАУ» о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе (исх. № 17 от 18.06.2012, вх. № 5273 от 21.06.2012).  В частности, в обращении указано, что в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012 на странице 9 размещена реклама «Режем ставку по кредитам!» с нарушением законодательства о рекламе.  К обращению приложен экземпляр газеты «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012.

Указанная реклама имеет следующее содержание.  На красном фоне приведена текстовая информация: «РЕЖЕМ СТАВКУ ПО КРЕДИТАМ!  - Экономия до 19 260* рублей! (-1 платеж!)  - Сумма кредита до 500 000 рублей.  Кредиты от 15,9 %  ВКЛАДЫ от 10-13%».  Реклама сопровождается логотипом «Банк Хоум Кредит».  В правой части рекламы помещено изображение двух свинок-копилок, колюще-режущих предметов и желтого круга, в котором выполнена надпись «Скидка 30%».  По нижнему краю рекламы указана контактная информация: «сайт, адрес, телефон ».  Какая-либо иная информация в рекламе отсутствует.

В соответствии с п.п. 1, 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Следовательно, информация о кредитах и вкладах ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», размещенная в газете «ПОЗИТИВ Димитровград» № 6(43) от 14.02.2012, направленная на привлечение внимания к оказываемым банковским услугам, является рекламой.

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Скидка 30% предоставляется ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» на проценты за пользование кредитом - уменьшение процентной ставки по кредиту на 30% с 19-го месяца до конца срока кредита, при отсутствии просроченных платежей в первые 18 месяцев.

В случае установления льготной процентной ставки, размер и даты уплаты ежемесячных платежей не изменяются, количество уплачиваемых по договору ежемесячных платежей уменьшается на один (экономия).  Экономия до 19 260 рублей - для кредита на сумму 500 000 рублей.

Отсутствие в рекламе «Режем ставку по кредитам!» части существенной информации об условиях предоставления «Скидки 30%» и «Экономии до 19 260* рублей! (-1 платеж)» (сноска «*» не расшифрована), вводит потребителей в заблуждение, что нарушает ч. 7 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

Статьей 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-I «О банках и банковской деятельности» предусмотрено, что в договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В рекламе «Режем ставку по кредитам!» приведено одно условие по вкладу - процентная ставка: «от 10-13% », но не содержатся иные условия (минимальная сумма вклада, минимальный срок вклада и др.), определяющие сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

В рекламе «Режем ставку по кредитам!» приведены два условия предоставления банком кредитов - процентная ставка («от 15,9%») и размер максимальной сумы кредита («до 500 000 рублей»), однако большая часть условий, определяющих фактическую стоимость кредита и влияющих на нее, отсутствует.  Приведенные в рекламе условия являются наиболее выгодными с точки зрения привлечения внимания потребителей рекламы, создания положительного мнения о рекламируемой банковской услуге.  Часть существенной информации, а именно остальные условия, влияющие на стоимость кредита, которые понесут воспользовавшиеся услугой лица, обязательные к указанию в рекламе в силу ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» и способные реально повлиять на мнение потребителя рекламы, отсутствуют.

Таким образом, рассматриваемая реклама содержит нарушения п. 2 ч. 2 и ч. 3 ст. 28 Федерального закона «О рекламе».

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).  В соответствии с ч. 1 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

В рекламе «Режем ставку по кредитам!» полное наименование юридического лица (кредитной организации) отсутствует.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение ч. 7 ст. 5 и ч.ч. 2, 3 ст. 28 указанного Федерального закона несет рекламодатель, а за нарушение ч. 1 ст. 28 Федерального закона «О рекламе» - рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с п.п. 5, 7 ст. 3 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо; рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Распространение рекламы «Режем ставку по кредитам!» осуществлялось на основании договора № 03 от 23.01.2012, заключенного между ИП М<>й Е.А. и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», в лице управляющего операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала банка Н..  Подачу заявки на публикацию рекламы и оплату рекламных услуг осуществила Н. по своей инициативе и за счет собственных средств с целью увеличения объема «продаж» (заключения банковских договоров), от которого зависел размер ее вознаграждения.  Вместе с тем, Н., заказывая публикацию рекламы ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», действовала в интересах банка.

Таким образом, рекламодателем в данном случае является управляющий операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н., а рекламораспространителем - ИП М<>ва Е.А.

 

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 4 ст. 38 Федерального закона «О рекламе»).

Согласно ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в редакции Федерального закона от 28.12.2009 № 380-ФЗ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе (в том числе ст.ст. 5, 28 Федерального закона «О рекламе»), за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из представленных в ходе рассмотрения дела № 8877/05-2012 материалов усматривается, что управляющий операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н., имея право заключать (подписывать) от имени банка только договоры банковского счета/банковского вклада с физическими лицами, по собственной инициативе заключила с ИП М<>вой Е.А. договор на размещение рекламы банка в газете «ПОЗИТИВ Димитровград», не согласовав его с руководством ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».

В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.  Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Таким образом, управляющим операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н.  совершено административное правонарушение, за которое частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей на граждан; от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей - на должностных лиц и на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, степень вины лица в совершении правонарушения.  В частности, учитывается то, что в данном случае нарушено право неограниченного круга потребителей рекламы на получение добросовестной и достоверной рекламы.  Нормы рекламного законодательства (ст.ст. 5, 28 Федерального закона «О рекламе»), нарушенные Н., направлены на охрану имущества (сбережений) граждан, недопущение их обмана, введения в заблуждение.  Кроме того, в данном случае несоблюдение норм ст.ст. 5, 28 Федерального закона «О рекламе» даёт необоснованное конкурентное преимущество на рынке банковских услуг ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», конкуренты которого в соответствии с законодательством о рекламе при упоминании в рекламе одного из «выгодных» условий договора, указывают все остальные обязательные условия (в том числе и «непривлекательные» для клиентов), чем становятся менее востребованными потребителями.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими административную ответственность, отягчающими административную ответственность, отсутствуют.

Основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют, поскольку правонарушение, совершенное Н., несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере рекламы, охраны имущества граждан.  Данное обстоятельство исключает применение ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, 4.3, 29.6, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать в действиях управляющего операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н. наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Назначить управляющему операционного офиса № 73Д/01-М Уфимского филиала общества с ограниченной ответственностью «Хоум Кредит энд Финанс Банк» Н.  административное наказание в виде штрафа в размере 4 000 (Четыре тысячи) рублей.

На постановление может быть подана жалоба вышестоящему должностному лицу, в Федеральную антимонопольную службу (г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 11) либо в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение десяти дней со дня получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней после истечения срока на обжалование постановления либо со дня истечения срока отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа.

Штраф уплачивается по следующим реквизитам:

Получатель платежа: УФК по Ульяновской области (Управление Федеральной антимонопольной службы).

Налоговый орган: ИНН 7325002331.

Код КПП 732501001.

Номер счета получателя платежа: 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, г. Ульяновск, БИК 047308001.

Код бюджетной классификации 16111626000016000140.

ОКАТО 73401000000.

Наименование платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства о рекламе (с указанием номера дела и постановления).

 

Об уплате штрафа сообщить в срок до 25.02.2013, представив в Ульяновское УФАС России надлежащим образом заверенную копию платежного документа.

 

При неуплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, копия постановления о наложении административного штрафа направляется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

 

Заместитель руководителя управления -

начальник отдела                                                                                                                                        И.И. Спиридонов

Связанные организации

Связанные организации не указаны