Решение б/н Решение и предписание по жалобам ООО «Навигатор-Т» и ООО «По... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
══════════════════════════════════════════════════
Спасская ул.д.8, г. Ульяновск 432970 ГСП, тел. 41-32-03
www.ulyanovsk.fas.gov.ru, to73@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

26.11.2012 г.                                                                                                           Дело № 9252/03-2012
г. Ульяновск

Комиссия  Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов в составе: <…>
рассмотрев дело № 9252/03-2012, возбужденное по жалобам общества с ограниченной ответственностью «Навигатор-Т» и общества с ограниченной ответственностью «Пожхимкомплект» (далее – ООО «Навигатор-Т», ООО «Пожхимкомплект», заявители) на действия заказчика – Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (далее – УФК по Ульяновской области, заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168100000112000134 на поставку средств индивидуальной защиты: самоспасатель фильтрующий, дополнительный патрон типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой (начальная (максимальная) цена контракта – 1 901 214,00 руб., дата окончания срока подачи заявок – 20.11.2012 г.) по признакам нарушения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов, Закон), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498,

УСТАНОВИЛА:

Вх. № 9970 от 19.11.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Навигатор-Т» на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме.
Содержание жалобы составило указание на следующее.
Как указывает ООО «Навигатор-Т», в Российской Федерации существует функционирующий рынок на средства индивидуальной защиты - самоспасатели фильтрующие, которые имеют определение и требования, изложенные в ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара. Общие технические требования. Методы испытаний». Данный ГОСТ Р 53261- 2009 введен в перечень общеобязательных стандартов распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 304-р во исполнение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123 - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Технический регламент).
Технические характеристики, указанные в п. 1 Технического задания документации об аукционе вводят ограничения по сравнению с едиными обязательными к данному виду товара требованиями, установленными ГОСТ Р 53261-2009, а именно, Заказчик в техническом задании установил:
- требование к лицевой части, которая должна быть из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака, что ограничивает участие в размещении заказа других участников, готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие. ГОСТ Р 53261-2009 не содержит требования к лицевой части, которая должна быть исключительно из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака (п. 4.4.1 - 4.4.9 ГОСТ Р 53261-2009). Заказчик целенаправленно установил данное ограничение, т.к. только самоспасатель фильтрующий «Феникс-2» соответствует данному требованию;
- требование о наличии в конструкции самоспасателя силиконового загубника и зажима для носа, также ограничивает участие в размещении заказа других участников, готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие, имеющие полумаску (четвертьмаску). ГОСТ Р 53261-2009 не устанавливает требование о наличии в конструкции самоспасателя загубника или зажима для носа, напротив, п. 4.4.1 ГОСТ Р 53261-2009 предусматривает наличие в конструкции самоспасателя полумаски или четвертьмаски. Заказчик целенаправленно установил данное ограничение, т.к. только самоспасатель фильтрующий «Феникс-2» соответствует данному требованию;
- требование к времени защитного действия не менее 60 минут, что ограничивает участие в размещении заказа других участников готовых предложить сертифицированные в соответствии с ГОСТ Р 53261-2009 самоспасатели фильтрующие, т.к. согласно п. 4.1.3 ГОСТ Р 53261-2009 время защитного действие должно быть не менее 15 минут, т.к. только самоспасатель фильтрующий «Феникс-2» соответствует данному требованию.
В своей совокупности установленные требования Заказчика соответствуют только защитному капюшону «Феникс».
Кроме того, Заказчик, в нарушение требования ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, установил требование к сроку хранения ДПГ-3 не мене 25 лет, данное требование является неисполнимым и ограничивает количество участников, т.к. на данный товар установлен срок хранения 10 лет (распечатка с сайта производителя прилагается).
Кроме того, по мнению заявителя заказчик включил в один лот товары технически и функционально не связанные между собой, самоспасатель и ДПГ-3 к гражданскому противогазу не составляют единое целое и не являются единой частью отдельного узла и агрегата, различны по техническим и функциональным характеристикам.
Учитывая изложенное, по мнению ООО «Навигаор-Т» заказчиком допущено нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов, что ограничивает участников размещения заказа.

Вх. № 10045 от 21.11.2012 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области поступила жалоба ООО «Пожхимкомплект» на действия заказчика при проведении вышеуказанного открытого аукциона в электронной форме, которая содержала доводы, аналогичные указанным в жалобе ООО «Навигатор-Т».

Представитель ООО «Навигатор-Т» на рассмотрение жалобы 23.11.2012 г. не явился (ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя (вх. № 10140 от 23.11.2012 г.)).

Представитель ООО «Пожхимкомплект» на рассмотрение жалобы 23.11.2012 г. не явился (доказательство надлежащего извещения – отчет об отправке факса 22.11.2012 г. в 15:31).

На заседании Комиссии 23.11.2012 г. представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, содержащие указание, в том числе, на следующее.
В соответствии со ст. 41.6 Закона о размещении заказов в документации об аукционе были указаны требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, на закупку которого был объявлен аукцион.
В документации было указано о намерении приобрести самоспасатели фильтрующие, которые должны обеспечить защиту органов дыхания, кожи лица и головы сотрудника от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ (включая продукты горения), радиоактивной пыли при эвакуации сотрудника из служебного помещения, здания при пожаре, а также из зоны химического заражения в случае техногенной аварии, террористического акта. На такие самоспасатели распространяется ГОСТ Р 22.9.09-2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства индивидуальной защиты населения в чрезвычайных ситуациях. Самоспасатели фильтрующие», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 04.02.2005 № 18-ст. На необходимость соответствия предлагаемого к поставке товара этому ГОСТУ было указано в техническом задании документации об аукционе.
В жалобе ООО «Навигатор-Т» и ООО «Пожхимкомплект» указывают на ГОСТ Р 53261-2009 «Техника пожарная. Самоспасатели фильтрующие для защиты людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из задымленных помещений во время пожара», область применения которого распространяется только на самоспасатели фильтрующие для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения людей от токсичных продуктов горения при эвакуации из помещений во время пожара.
Таким образом, нормативные документы предусматривают две группы самоспасателей фильтрующих. Самоспасатели первой группы предназначены исключительно для защиты населения от токсических продуктов горения при эвакуации из помещений во время пожара (ГОСТ Р 53261-2009), второй группы - для защиты населения не только от продуктов горения, но и от опасных химических веществ, радиоактивных веществ при экстренной эвакуации из зоны поражения.
В соответствии с потребностью приобрести самоспасатели, защищающие не только от продуктов горения, Управление включило в документацию характеристику товара в соответствии с ГОСТом Р 22.9.09-2005.
Так, в соответствии с п. 4.4., 4.5. ГОСТа Р 22.9.09-2005 было установлено: самоспасатель фильтрующий должен иметь лицевую часть из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака, закрывающего всю голову человека, загубник, зажим для носа.
Необходимо отметить, что ко второй группе самоспасателей относятся не только «Феникс»-2, но и «Эвак», который имеет загубник, носовой зажим и изготовлен из термостойкой пленки.
В жалобе ООО «Пожхимкомплект» указано, что производителем самоспасателя фильтрующего «Феникс-2» является только один производитель - ООО «Эпицентр Маркет». Такое заявление не соответствует действительности. Самоспасатель фильтрующий «Феникс - 2» производят две организации - ООО «Эпицентр Маркет» и ООО НПО «Феникс». Это подтверждается, во-первых, скриншотами с сайтов производителей, во вторых, указанием в заявках участников размещения заказа на производителя товара (один участник указал ООО «Эпицентр Маркет», другой - ООО НПО «Феникс»). Следовательно, нарушение требования ч. 2.1 ст. 34 Закона о размещении заказов о недопущении включения в документацию об аукционе требования к производителю товара со стороны Управления отсутствует.
По поводу установления срока хранения дополнительного патрона типа ДПГ-3 не менее 25 лет следует отметить следующее. При установлении такого требования Управление руководствовалось Приказом МЧС России от 27.05.2003 № 285 «Об утверждении и введение в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля». Именно этот показатель товара имеет значение для Управления, а не гарантийный срок, устанавливаемый производителем, т.к. Управление должно выполнить в первую очередь нормативное требование, установленное МЧС России к сроку хранения дополнительного патрона типа ДПГ-3.
Как показывают поданные заявки на участие в аукционе, участники размещения заказов различают эти понятия. Так, во всех трех заявках указан срок хранения товара - 25 лет, что соответствует требованиям к содержанию первой части заявки на участие в открытом аукционе, установленным ч. 4 ст. 41.7 Закона.
Не подтвержден довод жалобы ООО «Навигатор-Т» об ограничении количества участников объединением в один аукцион поставки самоспасателей фильтрующих и дополнительных патронов типа ДПГ-3.
Предметом торгов является поставка средств индивидуальной защиты. И самоспасатель фильтрующий, и дополнительный патрон ДПГ-3 относятся к средствам индивидуальной защиты и имеют единое назначение. В соответствии единым назначением средств индивидуальной защиты приказом Минэкономразвития России от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» данный вид товара по коду ОКДП 2510000 отнесен к одной группе номенклатуры - № 107.
Поставка средств индивидуальной защиты в рамках одного государственного контракта не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах, поскольку относится ко всем участникам размещения заказа без исключения.

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 16:00 26.11.2012 г., для документального анализа материалов по делу.

Вх. № 10162 от 26.11.2012 г. в Ульяновское УФАС России от ООО «Пожхимкомплект» поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобы ООО «Навигатор-Т» и ООО «Пожхимкомплект» частично обоснованными. При этом Комиссия исходила из следующего.

1. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого аукциона в электронной форме № 0168100000112000134 является поставка средств индивидуальной защиты: самоспасатель фильтрующий, дополнительный патрон типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой.
Согласно п. 1.3.2 раздела 2 документации по указанному открытому аукциону в электронной форме требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) установлены в техническом задании (раздел 4).
Техническим заданием предусмотрена поставка следующих товаров: самоспасатель фильтрующий «Феникс-2» или эквивалент, дополнительный патрон типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой.
Согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков» самоспасатели фильтрующие и дополнительный патрон к фильтрующим противогазам по функциональному назначению относятся к средствам индивидуальной защиты и входят в группу номенклатуры 121 «Производственное и промышленное оборудование» («средства индивидуальной защиты» - код ОКДП 2924694).
Таким образом, объединение в один лот товаров: самоспасателя фильтрующего «Феникс-2» (или эквивалент) и дополнительного патрона типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой - не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.
Следовательно, жалоба ООО «Навигатор-Т» в указанной части является необоснованной.

2. Согласно части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона.
Согласно части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Предметом открытого аукциона в электронной форме № 0168100000112000134 является поставка средств индивидуальной защиты: самоспасатель фильтрующий, дополнительный патрон типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой.
Согласно п. 1.3.2 раздела 2 документации по указанному открытому аукциону в электронной форме требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) установлены в техническом задании (раздел 4).
Техническим заданием предусмотрена поставка, в том числе, самоспасателя фильтрующего «Феникс-2» или эквивалента. В пункте 1 технического задания (раздел 4) документации по указанному открытому аукциону в электронной форме установлены определенные характеристики, которым должен соответствовать предлагаемый к поставке товар. Из сравнительного анализа характеристик капюшонов защитных различных производителей самоспасателей установлено, что технические характеристики, указанные заказчиком в разделе 4 документации по открытому аукциону в электронной форме № 0168100000112000134, соответствуют только самоспасателю «Феникс-2», а именно: время защитного действия не менее 60 мин., лицевая часть из прозрачной термостойкой пленки в виде колпака, закрывающего всю голову человека, шейный обтюратор из эластичной негорючей резины, силиконовый загубник, зажим для носа.
Указанный заказчиком как эквивалент самоспасатель «Эвак» не отвечает установленным требованиям по времени защитного действия – не менее 20 мин.
Кроме того, расчет начальной (максимальной) цены контракта по указанному открытому аукциону в электронной форме заказчиком был произведен на основании ценовых предложений поставщиков самоспасателя «Феникс-2», таким образом, в обосновании начальной (максимальной) цены отсутствуют цены на товары, эквивалентные по своим функциональным характеристикам самоспасателю «Феникс-2».
Таким образом, заказчиком допущено нарушение требования части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и жалобы ООО «Навигатор-Т», ООО «Пожхимкомплект» в указной части являются обоснованными.
Вместе с тем, довод заявителей об ограничении количества участников размещения заказа в связи с установлением требования к сроку хранения дополнительный патрон типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой не может быть признан состоятельным на основании следующего.
Согласно п. 1.3.2 раздела 2 документации по указанному открытому аукциону в электронной форме требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) установлены в техническом задании (раздел 4).
Техническим заданием предусмотрена поставка, в том числе, дополнительных патронов типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой. Согласно пункту 2 технического задания (раздел 4) документации по указанному открытому аукциону в электронной форме срок хранения дополнительных патронов типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой в упаковке завода-изготовителя должен составлять не менее 25 лет.
При этом, согласно приложению № 10 к пункту 2.9.12 Приказа МЧС РФ от 27.05.2003 г. № 285 рекомендуемый назначенный срок хранения дополнительных патронов к фильтрующим противогазам составляет 25 лет, по истечении назначенного срока хранения изделия подлежат освежению и замене.
Согласно документации и пояснениям заказчика, данное требование установлено не к гарантийному сроку на товар, а к сроку хранения в упаковке производителя.
Таким образом, требование к сроку хранения дополнительного патрона типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой, не противоречит требованиям законодательства о размещении заказов.
Следовательно, жалобы ООО «Навигатор-Т» и ООО «Прожхимкомплект» в указанной части являются необоснованными.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 5 статьи 17, частями 1, 2, 4 статьи 57, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. № 498,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобы ООО «Навигатор-Т», ООО «Пожхимкомплект» обоснованными в части установления требований к самоспасателям фильтрующим, влекущих ограничение конкуренции.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов.
3. Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме № 0168100000112000134, на что выдать предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
<...>
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание:  За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа  частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.


ПРЕДПИСАНИЕ № 145

26.11.2012 г.                                                                                                                         г. Ульяновск


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю в сфере размещения заказов  в составе: <…>
руководствуясь частями 1, 2, 4 статьи 57, на основании частей 1, 4, 5, 9 статьи 17, части 6 статьи 60 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее – Закон о размещении заказов) и на основании своего решения от 26.11.2012 г. по делу № 9252/03-2012, возбужденному по жалобам ООО «Навигатор-Т» и ООО «Пожхимкомплект» на действия заказчика – Управления Федерального казначейства по Ульяновской области при проведении открытого аукциона в электронной форме № 0168100000112000134 на поставку средств индивидуальной защиты: самоспасатель фильтрующий, дополнительный патрон типа ДПГ-3 к фильтрующим противогазам с гофротрубкой (начальная (максимальная) цена контракта – 1 901 214,00 руб., дата окончания срока подачи заявок – 20.11.2012 г.) по признакам нарушения Закона о размещении заказов,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Управлению Федерального казначейства по Ульяновской области в срок до 05.12.2012 г. устранить допущенное нарушение ч. 3.1 ст. 34 Закона о размещении заказов путем аннулирования открытого аукциона в электронной форме № 0168100000112000134.
2. Оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» необходимо обеспечить возможность исполнения указанного предписания.
3. В срок до 10.12.2012 г. представить письменное доказательство исполнения настоящего предписания.
<…>
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех  месяцев со дня его выдачи.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны